Три бесследно исчезнувшие русские экспедиции

Пропавшие экспедиции
В начале XX века Российская империя начала активно осваивать Арктику. На этом тернистом пути она потеряла три своих экспедиции.

Географическая наука сохранила немало имен первопроходцев, пропадавших при исследовании Земли. Но исчезновение целой экспедиции — явление в истории редкое. Не остается сомнений, что люди погибли, вот только при каких обстоятельствах, когда, где — эти вопросы часто остаются без ответа.

Самые известные из пропавших — экспедиция Лаперуза 1788 года и сэра Джона Франклина 1845 года. Но в настоящее время достоверно установлены места кораблекрушений, обнаружены некоторые останки, есть предположения о причинах трагедий. Так что применять слово «пропавшие» к ним не совсем верно. По-настоящему исчезнувшими можно считать две русские полярные экспедиции и частично третью, место гибели капитана которой так и остается неизвестным. Вот с нее и начнем, тем более что по времени это самая ранняя из пропавших.

Экспедиция Толля

Это была первая российская полярная экспедиция, снаряженная императорской Академией наук. Ее целью было исследование Арктики к северу от Новосибирских островов, но главное — поиск легендарной Земли Санникова. Впрочем, в 1900 году она еще не успела стать легендарной, а была всего лишь недостижимой «терра инкогнита», которую мечтали обнаружить многие исследователи. Барон Эдуард Толль тоже был в их числе.

Его шхуна «Заря» вышла летом 1900 года из Санкт-Петербурга и взяла курс на восток. Толль прекрасно осознавал, что за одну навигацию до Восточно-Сибирского моря он не доберется, поэтому взял с собой припасов на две зимовки. Первую можно было считать плановой — ее шхуна провела около берегов Таймыра. Но вот потом все пошло совсем не по плану. Льды отпустили судно только в августе 1901 года, а уже в сентябре «Заря» вновь вынуждено остановилась — на сей раз около Новосибирских островов.

До таинственной Земли Санникова было рукой подать, однако перед Эдуардом Толлем встал нелегкий выбор. Можно было дождаться лета и идти дальше, но после второй зимовки на «Заре» осталось бы совсем мало угля. Был и иной вариант — пеший переход на север к месту предполагаемого нахождения Земли Санникова. Толль рискнул и выбрал его.

В июне 1902 года он сам, астроном Зееберг и два каюра отправились на собаках к острову Беннета. Оставшемуся на «Заре» экипажу Толль дал указание двигаться туда же морским путем, как только растают льды. Но увы — шхуна так и не смогла пробиться на север. Когда запасов угля и продовольствия осталось всего на несколько дней, а перед экспедицией замаячила угроза третьей зимовки, лейтенант Матисен повернул на юг (в полном соответствии с указаниями Толля, предвидевшим такой исход).

В результате «Заря» с экипажем прибыла в порт Тикси, а вот судьба барона и его спутников так и осталась неизвестной. На следующий год лейтенант Колчак (бывший на шхуне в числе младших командиров) организовал спасательную экспедицию, однако была она, по сути, поисковой — никто не тешил себя надеждами найти Эдуарда Толля живым.

На острове Беннета обнаружили следы стоянки Толля, а также его записи, из которых стало ясно, что барон со спутниками с наступлением зимы решил двигаться на материк. Последняя запись в его дневнике гласила:

Отправляемся сегодня на юг. Провизии имеем на 14—20 дней. Все здоровы. 26 октября 1902 г.

Экспедиция Русанова

Владимир Русанов был талантливым геологом и горячо радел за развитие отечества. Процветание России он видел в освоении полярных областей, таивших несметные богатства. Но чтобы полноценно пользоваться ими, нужно было проложить маршрут по Северному морскому пути. Поэтому ученый-исследователь на своем «Геркулесе» летом 1912 года отправился в экспедицию, целью которой было выполнить две задачи. Первая — найти месторождения угля на Шпицбергене и застолбить их для России. Вторая — освоить Северный морской путь.

Парусно-моторный кеч «Геркулес» был судном небольшим, но маневренным. И именно в этом Русанов видел свое главное преимущество. Он был убежден, что идти Северным морским путем надо не южным маршрутом, «прижимаясь» к материку, а северным, поскольку там скорость движения льдов выше, «окна» между ними появляются чаще, и маленький шустрый «Геркулес» сможет пройти гораздо большее расстояние.

С первой задачей Русанов справился блестяще — выставил на Шпицбергене 28 заявочных знаков, закреплявших за Россией право на разработку угольных месторождений. Отправив с докладом на родину трех членов экипажа, Русанов повернул свой «Геркулес» на восток.

Совершенно точно известно, что экспедиция достигла архипелага Новая Земля. Там Русанов оставил записку:

Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов.

Больше никаких известий от «Геркулеса» не поступало, и судьба экспедиции остается неизвестной.

Частичный свет на судьбу моряков пролили находки, сделанные спустя 22 года после их исчезновения. У побережья полуострова Таймыр и на островах архипелага Мон советские гидрографы случайно обнаружили столб из плавника с надписью «Геркулес» и вещи участников экспедиции.

Современные исследователи полагают, что «Геркулес» после зимовки 1912 года смог достичь Северной Земли, но там ледовая ловушка захлопнулась. Арктика, пропустившая людей в «святая святых» своих владений, отпускать их не собиралась. По все вероятности, «Геркулес» раздавило ледовыми жерновами, а спасшаяся команда погибла по пути на Таймыр.

Экспедиция Брусилова

Это самая известная из пропавших русских экспедиций, следы которой продолжают искать и в настоящее время. Именно исчезнувшая шхуна «Святая Анна» стала прообразом «Святой Марии» из романа Каверина «Два капитана», а в капитане Татаринове и штурмане Климове из произведения легко угадываются черты Георгия Брусилова и его штурмана Валериана Альбанова.

Экспедиция Брусилова отправилась на север сразу после отплытия русановского «Геркулеса». Но была она не государственной, а частной, и ее главной целью стало не столько исследование Арктики, сколько пушной промысел. Собственно, под это Брусилов смог привлечь частный капитал и приобрести за границей паровую шхуну. Предполагалось, что обратно «Святая Анна» вернется с грузом ценного меха, отобьет затраты и принесет прибыль тем, кто вложился в это предприятие.

Увы, не принесла. Отправившись в августе 1912 года из Санкт-Петербурга, шхуна попала в ледяную ловушку посередине Карского моря и начала дрейфовать на север. Причем скорость движения льдов была так велика, что к лету 1913 года «Святая Анна» оказалась даже севернее Земли Франца-Иосифа, подойдя к Северному Полюсу ближе, чем Георгий Седов на своих собачьих упряжках.

Расчет на лето не оправдался — льды и не думали отпускать «Святую Анну» из плена. Пришлось зимовать второй раз с надеждой выбраться на открытую воду уже в 1914 году. Но провизия подходила к концу, в коллективе начался разлад, а тут еще на экипаж обрушилась цинга, приковавшая большинство моряков к койкам. Штурман Валериан Альбанов попытался уговорить Брусилова оставить шхуну и пока не поздно двигаться пешком на юг к Земле Франца-Иосифа. Но капитан был непреклонен и твердо решил дождаться лета 1914-го, чтобы вырваться из ледового плена и продолжить экспедицию.

На этом фоне в команде произошел раскол. Альбанов и 10 членов экипажа покинули «Святую Анну» и отправились пешком (точнее на санях, а потом и на байдарках) к югу. Брусилов и 12 моряков остались на шхуне. Их судьба неизвестна. Освободилась ли от льдов «Святая Анна», или осталась зимовать в третий раз, а ее экипаж погиб от голода и холода — это тайна, покрытая мраком.

А вот Альбанову повезло остаться в живых. Вместе с ним на Большую землю выбрался матрос Конрад, а вот остальные девять человек команды погибли.

Вместо послесловия

Рассказ о пропавших русских экспедициях был бы неполным без упоминания Никиты Шалаурова, чье судно сгинуло в 1764 году где-то между Енисейской губой и дельтой Лены. Еще раньше в тех же местах пропала экспедиция Ивана Толстоухова. Но о них известно немного, а вот о пропаже экипажа Сигизмунда Леваневского написано сотни статей и высказан добрый десяток гипотез.

Где потерпел крушение самолет сталинского любимчика, отправившегося из Москвы через Северный полюс на Аляску, так и по сию пору неизвестно. И потерпел ли он крушение вообще, а то есть версии, что Леваневский инсценировал свою пропажу и потом счастливо жил в Канаде. Предположений много, а фактов с гулькин клюв.

12 августа 1937 года с подмосковного аэродрома в Щёлково поднялся в небо экипаж самолета ДБ-А в составе: командир экипажа Сигизмунд Леваневский, второй пилот Кастанаев, штурман Левченко, радист Галковский и бортмеханики Побежимов и Годовиков — всего шесть человек. Конечной точкой маршрута был определен город Фэрбенкс на Аляске. Но туда самолет не добрался. Последняя радиограмма от него пришла вечером 13 августа, когда позади остался Северный полюс. После этого связь с экипажем прервалась.

Где упал или приземлился самолет Леваневского, никто до сих пор не знает. Высказывались версии про Якутию и канадский остров Элсмир, туда даже организовывали экспедиции. Но никаких следов пропавших летчиков так и не нашли.

А вот тела полярного исследователя Роберта Скотта и его товарищей обнаружили через полгода после их гибели. Истории многое известно про эту экспедицию, которая служит ярким примером того, чем заканчивается гонка во имя рекорда 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий