Многие помнят чудовищный взрыв в порту Бейрута, который случился в августе 2020 года — взорвалось около 3000 тонн аммиачной селитры. Катастрофа тогда унесла жизни 210 человек, а морской порт был просто стерт с лица земли. К сожалению, это не первая подобная катастрофа — селитра взрывалась в США, во Франции, в Германии, в Канаде. Было подобное происшествие и у нас в стране. В 1946 году на причале в Находке взлетел на воздух пароход «Дальстрой», перевозящий аммонал и тротил. Вот как это было.
Освоение Дальнего Севера
Дальневосточный север стал развиваться усиленными темпами, начиная с 1930 года. В СССР было создано Главное управление строительства Дальнего Севера (Дальстрой), которое осваивало добычу полезных ископаемых в Магаданской области, части Якутии, Хабаровского края и Камчатки. Там находились месторождения так необходимого в стране олова, кобальта, урана, золота и каменного угля. Производственная база Дальстроя была колоссальной — одних только рудников она насчитывала около сотни, а были еще электростанции, нефтебазы, морские порты и дороги. Все это хозяйство обслуживало 73 тысячи заключенных.
Многие работы по добыче ископаемых велись посредством взрывных работ. А это означало, что на Дальний Восток непрерывным потоком железной дорогой шел динамит, тротил, аммонал со всех концов страны. Выгружался он в единственном обустроенном морском порту во Владивостоке. Позже в целях безопасности специально построили порт в Находке, откуда на север вереницей шли суда не только со взрывчаткой, но и со всем необходимым Дальстрою — продуктами, оборудованием, материалами.
Что касается взрывчатых веществ, то погрузка часто происходила без соблюдений правил безопасности. Особенно это касалось аммиачной селитры и взрывчатки на ее основе — аммонала. Его частенько грузили в трюмы насыпью как соль, не заботясь о предосторожности.
Аммонал — взрывчатое вещество, состоящее из аммиачной селитры, тротила и алюминиевой пудры. Применяется для производства взрывных работ в шахтах и карьерах. Часто в составе присутствует и гексоген, и тогда он называется скальный аммонал. Это самое мощное из промышленных взрывчатых веществ. Требует повышенной осторожности в обращении.
Пожар
Вот и 24 июля 1946 года в стоящий в Находке у причала пароход «Дальстрой» в один трюм грузили аммонал насыпью, а в другой — тротил в резиновых мешках. Старший помощник Павел Куянцев потом в своих воспоминаниях почти поминутно описал этот злополучный день.
Он прибыл в Находку из Владивостока уже после того, как началась погрузка. Аммонал к тому моменту уже засыпали в трюм и грузили на него ящики с продуктами. На другом конце парохода укладывали в трюмные отсеки мешки с тротилом. Делать так было нельзя категорически. Во-первых, аммонал нужно было перевозить в особой таре и только на специально предназначенных для этого судах (с разделенным на множество отсеков трюмом). Во-вторых, совместно с аммоналом не допускались к перевозке больше никакие грузы. Старпом с капитаном Банковичем отправились в порт к военному прокурору, но ничего от него не добившись, вернулись на судно.
Был обеденный перерыв. Команда ела на борту, а грузчики из числа заключенных на берегу. Вдруг с палубы парохода раздался отчаянный крик: «Пожар в первом трюме!». Куянцев, добежавший к месту первым, увидел как из люка, под которым был загружен насыпью аммонал, поднимается струйка белесого дыма. Не дожидаясь команды, матросы схватили огнетушители и водяные шланги, откинули люк и стали поливать груз. Но дым не реагируя на воду, стал еще гуще, а потом неожиданно почернел и вслед за ним из трюма ударил в небо столб желтого пламени.
Палуба заходила ходуном — огню было тесно в узком пространстве. Всем стало ясно, что пламя не потушить. Люди отступили. Но не с палубы. По команде капитана они бросились на другой конец парохода заливать водой тротил, чтобы избежать взрыва. Но забыли, что этот еще более опасный груз был в резиновых мешках.
Взрыв
Через 5 минут началась эвакуация. Матросы сбегали на берег, оборачивались и смотрели как пылает их пароход. А на нем золотое яркое пламя смерчем поглощало капитанский мостик, шлюпки, мачты… Еще немного и оно должно было подобраться к носу «Дальстроя», где находился груз тротила.
Все понимали, что взрыва не избежать. Люди побежали из порта. Причем, поскольку большинство портовых рабочих были заключенные, то они все столпились у проходной около узких ворот. Охрана не хотела их выпускать наружу. Люди оказались прижаты к ограждению напирающей сзади толпой.
В 13:40 случилось то, что должно было случиться — пароход «Дальстрой», разломленный пополам чудовищным взрывом, взлетел на воздух. Павел Куянцев выжил только чудом — взрывной волной его подняло в воздух и отбросило на тюк мягкой пакли, что спасло жизнь. Он потерял сознание только на мгновение, а когда поднялся, то увидел страшное зрелище на месте случившийся катастрофы.
Все так же светило солнце, также зеленели далекие холмы. А тут, в порту все было голо — ни складов, ни зданий, ни деревьев. Только сваи торчат в том месте, где был до этого причал. На земле валяются два тридцатитонных паровых котла. И все это покрыто черным лаком мазута, которого на «Дальстрое» было 1800 тонн в бункерах.
Выжившие все чёрные. Они медленно поднимаются с земли. Открывают рты, но звуков нет. Вокруг стоит мертвая тишина.
У проходной порта Куянцев увидит «какие-то чёрные кучи», из-под которых текли алые ручьи крови. Это были грузчики-заключенные, которые перед взрывом столпились перед воротами. Многие из них лежали неподвижно.
К счастью, сам рабочий поселок Находка (раньше он назывался Американка) и лагерь для пересыльных заключенных не пострадали — они находились в стороне от порта. Но у многих домов посрывало кровли и выбило стекла. Местная жительница Лариса Быкова потом вспоминала, что якорь с цепью от взметнувшегося в воздух парохода «летел по небу, как Змей Горыныч, и упал где-то за сопкой».
Кто виноват?
Трагедия унесла жизни 105 человек, а общая сумма ущерба составила 9 миллионов рублей. Приехавшая из Москвы комиссия первым делом обвинила в диверсии выживших моряков с «Дальстроя». Началось следствие и многочасовые допросы. Но доказать причастность экипажа не удалось — «помог» случай, произошедший через несколько дней после взрыва. К порту на буксире привели пароход «Орел», который в момент взрыва «Дальстроя» находился на рейде и пострадал от упавших на него обломков. В его трюмах тоже был аммонал и тоже груженый насыпью. Во время выгрузки куча взрывчатки на берегу самовоспламенилась. Потушить ее удалось с огромным трудом.
Через сутки загорелся вагон с аммоналом на станции. А спустя две недели и вовсе произошло неслыханное — рванули склады со взрывчаткой, которые, к счастью, находились за сопкой. Стало ясно, что моряки «Дальстроя» тут не при чем. Зато сам собой напрашивался вывод о диверсии. Однако многомесячное следствие так и не выявило признаков организованного теракта. Виновными признали руководителей Приморского отделения Дальстроя и начальников складского хозяйства.
Но главным итогом работы комиссии стало то, что порт Находка передали из системы ГУЛАГа в ведомство Морфлота. А основным пересылочным портом Дальнего Востока стало Ванино. Если бы не это решение, то через год Находка могла быть окончательно стерта с лица земли — в порту Нагаево осенью 1947 года взорвались пароходы «Генерал Ватутин» и «Выборг», тоже перевозившие взрывчатку. Но это, как говорит известный телеперсонаж, уже совсем другая история.
История взрыва «Дальстроя» долгое время находилась под грифом «секретно». А вот трагедию на комбинате «Маяк» в 1957 году скрыть было невозможно — «северное сияние» над Озерском было видно аж из Челябинска ?: