Шесть наивных вопросов об опричнине Ивана Грозного

Опричники
Опричниной многие люди считают бешеных псов Ивана Грозного, которые убивали и жгли собственный народ. Но это не совсем так.

Опричнина и по сей день остается одним из сложных для толкования явлений русской истории. Когда в разговоре заходит про нее речь, то мы вспоминаем большой террор, жестокость и реки крови эпохи Ивана Грозного. Это так. Но у историков до сих пор нет чёткого объяснения причин, побудивших царя организовать на Руси тотальные казни. Одни связывают это с личностными чертами монарха, обвиняя того в патологической и болезненной жестокости. Другие видят в организованной им опричнине здравую попытку укрепить централизованную власть в стране, сломив сопротивление бояр и духовенства.

Но оставим споры науке, а здесь попытаемся ответить на самые частые вопросы, возникающие у человека при упоминании опричнины.

Что вообще такое — опричнина?

Грозный на полотне Васнецова
Царь Иван Васильевич Грозный. Фрагмент картины Виктора Васнецова

Это не войско преданное Грозному, не верные его псы. Опричнина – это территория, обособленная земля, которая находится отдельно, изолированно от остальных владений. Происходит этот термин от древнерусского слова «опричь», что значит «вне», «снаружи». Опричниной раньше называли земельный надел, который получала вдова после смерти мужа и само это понятие подразумевало что-то обособленное от всего остального.

А Иван Грозный называл опричниной те территории Руси, на которые распространялась исключительная царская власть, то есть практически ручное управление. И это были самые экономически развитые уделы страны, которые включали в себя почти два десятка городов – Москву, Вязьму, Великий Устюг, Суздаль и другие.

Постойте. А разве на остальные территории его власть не распространялась?

И на остальные тоже, ведь он был царем всея Руси. Однако царем не совсем настоящим. Дело в том, что начальный период царствования Ивана IV не был уж таким абсолютистским, как думают некоторые. В стране существовало фактическое двоевластие, и деятельность самодержца была серьезно ограничена Боярской думой. Все важные решения (в том числе и касаемые управления территориями) он принимал только с одобрения думы. Разумеется, такое положение дел не могло быть по нраву амбициозному молодому Ивану. И чтобы выйти из этой ситуации царь и решил создать этакое «государство в государстве» с верными только ему вассалами, со своей Опричной думой, и уж, конечно, со своим войском.

И как он это сделал?

Хитро — разыграл целое представление. Вместе с самыми преданными людьми Иван покинул свою резиденцию и уехал в Александровскую слободу (сейчас часть города Александров во Владимирской области). Оттуда он заявил об отречении от престола в пользу старшего сына – десятилетнего Ивана. Причина – гнев на бояр и духовенство, которые не давали ему править. Вместе с отречением Грозный разослал так называемые грамоты, адресованные посадскому населению, которые читали на всех площадях городов. В ней царь прямо обвинял тех, кто не дает ему править, называя конкретные фамилии.

Грозный в Александровской слободе
«Иван Грозный в Александровской слободе». Картина художника О. Вишнякова

Поскольку царь как помазанник Божий всегда был вне подозрений, в стране начал нарастать рокот недовольства простого народа против изменников–бояр. Оппозиционной думе ничего не оставалось, как отправить в Александровскую слободу делегацию и умолять царя Ивана вернуться на царство.

Грозный согласился, но при одном условии: ему должно быть позволено бесконтрольно казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества и учредить в государстве личную «опричнину» – особый удел, в котором монарх будет править и царствовать совершенно бесконтрольно. Бояре были вынуждены согласится. Так на Руси возникли две территориальные сущности: опричнина – территория, подконтрольная исключительно царю; земство – земля, которая управлялась, как и прежде думой и царем.

Хорошо, с опричниной понятно. А кто такие опричники?

Верные псы царя Ивана, его личное войско, на которое он опирался в управлении землями своей опричнины. Набор в него шел как среди знатных родов, так и среди «худородных». Опричники одевались во все черное, носили шапки–скуфейки и представляли собой практически монашеский орден, в котором роль игумена исполнял сам царь Иван. Также, говорят историки, в качестве особого знака отличия опричники носили привязанную к седлу собачью голову и метлу на своем кнутовище. Это символизировало то, что опричники грызут врагов, яко собаки и выметают всю измену из страны.

Типичный опричник в черном
Опричник

Первоначально «опричная тысяча» и вправду насчитывала около тысячи человек, но со временем она стала разрастаться – появились специальные приказы, занимавшиеся содержанием опричных территорий и полноценный орган управления. Количество служивых людей за несколько лет увеличилось до 6000 человек. В составе опричников были представители таких знатных родов как Басмановы, Воронцовы, Милославские, Шуйские и Романовы.

А за что опричников назвали кровавыми?

За репрессии против неугодных, которые начались практически в тот же момент, как была создана опричнина. Уже через несколько дней был казнен покоритель Казани князь Александр Горбатый и его сын. А дальше маховик репрессий только начал набирать обороты. После недолгого «следствия» неугодных царю бояр сразу казнили, причем репрессии отличались особой жестокостью. Несчастным поочередно отрубали конечности, забивали кнутом, сажали на бочку с порохом, на кол, подвешивали за ребро, травили собаками…

Многие казни придумывал сам монарх и часто наблюдал за тем, как мучаются его жертвы. Так, дьяка Ивана Висковатого Грозный приказал резать на куски живого. А новгородского епископа Леонида по приказу Ивана зашили в медвежью шкуру и затравили собаками. Как тут не согласиться с мнением признанного русского историка Николая Карамзина, который считал что Грозный просто помешался от этой бесконтрольной жестокости. Ну разве можно считать нормальным поджаривание человека на сковородке и опускание его в кипяток?

Постепенно опричники, почувствовав волю, стали просто грабить и убивать население. Они могли запросто отобрать имущество у посадского жителя, а самого его забить кнутами до смерти.

Апофеозом кровавой опричнины стал поход Ивана Грозного против собственного народа – взятие им Новгорода, заподозренного в крамоле и измене. Город подвергся страшному разорению, хотя никто там и не думал сопротивляться государю. Тогда погибли тысячи простых жителей, а Волхов стал красным от крови.

Кровавая резня Грозного в Новгороде
Опричники Ивана Грозного в Новгороде

По подсчетам историков за все время действия опричнины (а это 7 лет) общее число жертв составило 4–5 тысяч человек. Эти цифры стали известны из списков казненных. Их в 1583 году царь разослал монастырям и церквям дабы они поминали в молитвах души убиенных. Но многие исследователи считают записи неполными, а цифры заниженными. Число жертв могло быть существенно больше – вплоть до 15 000 человек.

Вы написали, что опричнина длилась 7 лет. А чем она закончилась?

Тем, что царь ее просто отменил и разогнал всё свое войско. А произошло это после того как крымский хан Девлет-Гирей в ходе своего набега на русские земли захватил и сжег Москву. При этом большинство опричников просто не явилось на зов царя, отказавшись принимать участие в боевых действиях.

После такого позора Грозный не только отменил свою опричнину, не только запретил даже упоминание этого слова, а и казнил многих ее руководителей и рядовых участников. Зло сожрало само себя.

Добился ли царь поставленных целей при помощи опричнины? Да, бесспорно. Ведь после этого ставить под сомнение самодержавную власть царя желающих просто не осталось. Но с другой стороны государство стало еще более неустойчивым и нестабильным – Москва сожжена, сельское хозяйство разрушено, эпидемия чумы, отторжение Швецией части русских территорий… Неслучайно в русской истории годы после отмены опричнины называли Порухой – сильнейшим экономическим упадком страны.

Некоторые историки считают, что перемена в характере царя Ивана и его труднообъяснимая жестокость пошли после того, как внезапно умерла первая и любимая супруга – царица Анастасия. После этого самодержец пошел «в разнос» – он был женат целых 8 раз ?:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий