Школа. Середина учебного года. Гранит науки, который “грызут” наши дети (того, кто придумал эту фразу заставить бы реально погрызть гранит). Кто-то еще в начале этого долгого пути, кто-то его скоро заканчивает, но нам кажется, что процесс этот вечный – так есть, так будет и так было. А было ли?
Когда на Руси начали обучать детей? Вроде бы при Петре I, скажет кто-то. И будет прав, потому что основы привычной нам школы были заложены именно в то время. Но обучать детей у нас начали гораздо раньше и этот процесс настолько отличался от традиционного обучения, что достоин отдельного рассказа.
Только для мальчиков
Упоминания о первых школах в древних летописях датируется еще 988 годом. Тогда детей учили только священники и, как правило, у себя на дому. На учебу брали только мальчиков, так как считалось, что удел женщины – это домашнее хозяйство. В таких импровизированных школах дети изучали только чтение и только по церковным книгам – Псалтырю и Часослову.
Но постепенно процесс обучения становился все более разнообразным. И вот уже в XI веке детям стали преподавать кроме чтения, еще и письмо и хоровое пение. Наряду со школами под патронажем церкви появились и “школы книжного чтения”, выпускники которых поступали на государеву службу чтецами и писарями.
Но в целом процесс обучения не носил системного характера и происходил только в городах. В деревнях же и селах никто о грамоте не ведал и обучаться оной не желал. Ну а с нашествием на Русь татаро–монгол обучение и вовсе прекратилось.
И только спустя 5 веков до историков доходят сведения об первых “училищах”. Учителям в них по-прежнему могли быть только представитель церкви. И опять детей там обучали только грамоте и письму.
Никаких оценок
Процесс обучения в школе проходил весьма своеобразно. Во-первых, брали учиться не всех, а самых сообразительных. Значит, делают вывод историки, существовали какие-то минимальные вступительные экзамены или же ребят на обучение брали просто по личным качествам. Смышленый и любопытный получал несомненное преимущество перед вялым и ленивым ребенком.

Во-вторых, процесс обучения был очень и очень неспешным. Это сейчас в первом классе дети уже умеют читать, во втором проходят таблицу умножения, в третьем пишут диктанты. А в Древней Руси все было совсем по-другому. Первоклассники весь год разучивали полные названия букв. Аз, буки, веди, фета, ижица – каждая буква имела свое название, состоящее порою из нескольких слогов. Второклассники учились составлять из букв слоги и обучались они этому тоже целый год. И только на третий год обучения дети начинали познавать чтение и то по церковным книгам. Первой же книгой, специально созданной для обучения грамоте, был букварь Ивана Федорова, изданный в 1574 году.
В-третьих, обучение шло безо всякой мотивационной системы. То есть не было никаких оценок. Если ребенок выучил и рассказал предыдущий урок, то получал скупую похвалу от учителя. А если нет, то его ждало наказание розгами. Такая вот система только одного кнута без пряников.
Обучал детей один и тот же человек, как правило, священник. Он преподавал и чтение, и счет. С конца XVII века в школах стали постепенно появляться такие предметы, как грамматика, астрономия и землемерие – симбиоз географии с геометрией. Но такое разнообразие предметов было только в крупных городах, а в уездах и волостях по-прежнему преподавали только чтение, письмо, счет и хоровое пение.

Обучение наукам шло с утра и до позднего вечера сплошным потоком безо всяких уроков. Перерыв был только один, и тот на обед. Все остальное время посвящалось только учебе. Еще одна деталь – учебники дети не носили с собой, все необходимые книги в ту пору хранились в школе.
Школьное многообразие
И лишь только при Петре I система образования стала принимать современные очертания. Первым делом царь сделал все образование светским. Теперь священники учили детей только в епархиальных школах, а в народных училищах преподавали гражданские учителя.
Ввел император и разделение обучения. В городских “цифирных школах” обучали только азам грамоты и арифметики. Их посещали дети солдат и нижнего сословия. В народных училищах учились все желающие, и даже крепостные (если помещик заплатит за обучение). Позже появились уездные училища для детей богатых купцов и гимназии для дворян. Обучали в училищах и гимназиях уже целому набору наук: истории, географии, астрономии, геометрии.

При всем многообразии обучения оценок школьникам по-прежнему не ставили. Первую систему оценивания знаний ввели только в 1737 году при царствовании Анны Иоанновны. И то эта система носила исключительно устный характер и состояла сплошь из имен прилагательных. Например, “отлично” описывалось эпитетами “изрядный”, “надежный”, “добрый”, “честный”, “хороший”, “похвальный”. А типичный “неуд” был “слабым”, “подлым”, “прехудым”, “безнадежным” и “ленивым”.
Потом, наконец, ввели цифровые оценки школьных успехов, и за короткое время в русских школах успело смениться несколько систем – от 3-балльной до 12-балльной. Причем, одно время 5-балльная система оценок существовала “снизу вверх”. То есть отличной оценкой считалась единица, а неудом – пятерка. Но в 1837 году обычная пятибалльная система все же восторжествовала и сохранилась в неизменном виде до наших дней.
Что же касается школ, то в XIX веке в России появились уже и приходские школы, где обучение было бесплатным и длилось только один год. Считалось что для детей крестьян (а они составляли большинство в таких школах) начального образования вполне достаточно. Ну а в 1908 году в Российской империи был принят закон о всеобщем и обязательном начальном образовании всех граждан. Начало тотальной грамотности населения России было положено.