Как менялось отношение к семье и браку в России

Картина "Кто?" художника Касаткина
Стерпится – слюбится. Так веками на Руси относились к браку. Долгое время это был не союз любящих сердец, а результат торга между семьями.

То, что на Кавказе крадут невест, советский человек узнал в 1966 году, когда на экраны вышла знаменитая “Кавказская пленница” Гайдая. Люди смеялись над приключениями нелепого Шурика и сокрушенно качали головами – надо же, на Кавказе, оказывается, невест похищают. Какой варварский обычай!

Украсть или купить

Что этот обычай вовсе даже не кавказский, а самый что ни на есть славянский, советский народ даже не догадывался. А между тем похищение невесты женихом было распространенным действием в древней Руси. Восточные славяне таким образом создавали семьи на протяжении веков до принятия Русью христианства.

Со временем обычай красть понравившуюся девушку немного трансформировался – перед похищением всегда следовал обстоятельный уговор или даже договор с родителями невесты. Как правило, он сводился к обсуждению выкупа. Когда цена была определена, ударяли по рукам и уже после этого можно было красть невесту. Так что обычай калыма и похищения невесты, который дожил до наших дней у среднеазиатских и кавказских народов, оказался не таким уж и дремучим и безнравственным — в древней Руси это было обычное дело.

Свадебный договор на Руси
Празднество свадебного договора. Карина М. Шибанова, 1777 год

До принятия христианства существовала у славян и полигамия. Однако она не была всеобщей и обязательной. Наличие второй и последующих жен определялось только способностью мужа их прокормить. Знатные бояре не были обделены богатством, поэтому содержать жен могли. У того же самого Владимира Красно Солнышко было несколько жен. Но после принятия христианства пришлось ему от полигамии отказаться.

Постепенно процесс похищения невесты стал уходить в прошлое. И действительно, к чему этот рудиментарный обычай, если всё уже заранее обговорено и ударено по рукам? А вот вопрос женского бесправия так никуда и не делся. Мнением женщины до вступления в брак никто не интересовался. Да и после того как она становилась супругой, ее удел был семья и домашний очаг. Более того, мнением молодого жениха тоже пренебрегали. Брак в древней Руси был просто способом сотрудничества различных семей, предмет торга, в котором активами были жених и невеста.

Соединялись сердца молодых довольно в юном возрасте: когда девушкам было 13 лет, а юношам 15, они считались готовыми для брака. Кто твой избранник или избранница молодожены порой и не знали вовсе — не их это было дело. Зачастую они вообще первый раз видели друг друга на свадьбе.

Долой брачное рабство

Вплоть до Петра I институт брака на Руси не менялся. В XVI веке появился знаменитый “Домострой” — свод семейных правил поучений и наставлений. Эта книга облекала в письменный вид все существовавшие тогда семейные обычаи. Муж — глава семьи и добытчик. Жена — хранительница семейного очага, добродетелями которой считались трудолюбие и молчание. Понятное дело, что при таком раскладе ни о каком равноправии не могло быть и речи.

Смотрины невесты
“Смотрины невесты”. Картина Н. Петрова, 1861 год

Первым нарушить этот уклад взялся Петр I. Великий реформатор среди прочего решил и усовершенствовать институт брака в стране. Один из его указов провозглашал свободу выбора. Родственники брачующихся должны были принести присягу и поклясться на образах в том, что не принуждали жениха и невесту вступать в брак.

Но царь не остановился на этом. Следующим своим указом он запретил жениться дворянам, не знающим основ правописания и арифметики. Так император прививал всеобщую грамотность своим подданным.

Но выбор выбором, а бесправное положение женщины в семье никуда не делось. Это только дворяне могли себе позволить равноправие, поскольку и жена, и муж в таком браке были знатных родов. А вот купечество, помещики, вольные мастеровые и особенно крепостные свято чтили домостроевский уклад. Женщина в семье по-прежнему не имела право голоса и должна была во всем подчиняться мужу.

Положение дел на семейном фронте хоть со скрипом, но начало меняться только во второй половине XVIII века. Права женщин стали расширяться. Например, ей было позволено жаловаться на мужа–тирана, если эта тирания напрямую угрожала жизни и здоровью.

Без разводов

Но чтоб добиться развода, женщине надо было очень постараться. Да что там стараться, в то время про такое понятие как “развод” даже знали-то далеко не все. Причинами для расторжения брака церковь считала:

  • Прелюбодеяние (доказанное, а не просто оговор);
  • Двоеженство (двоемужество тоже);
  • Наличие добрачной болезни, которая препятствовала бы исполнению супружеского долга;
  • Отсутствие одного из супругов более 5 лет;
  • Осуждение за тяжкое преступление, включающее лишение прав, ссылку или каторгу;
  • Постриг в монахи.

Церковь допускала второй и даже третий брак, но только при наличии исключительных обстоятельств. А вот четвертый брак не признавался ни в каких случаях.

Семейный раздел
“Семейный раздел”. Картина В. Максимова, 1876 год

Конечно, разводов при таких условиях на Руси было крайне мало, но ведь это вовсе не благо и не показатель крепкой семейной традиции. На самом деле велико было количество людей, которые просто терпели нелюбимого супруга или супругу, и жили вместе по неизбежности (безысходности), а не по любви.

Семейная революция

В 1917 году произошла не только политическая революция, поменявшая государственный строй в России, а и революция семейная. В декабре 1917 года вышел Декрет “О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния”. По нему обязанность заключать и расторгать семейные браки отбиралась у церкви и передавалась государственным органам. Более того, брак, зарегистрированный священниками не имел никаких правовых последствий. Вот так одним махом церковь отодвинули от института брака.

В декрете был очень важный пункт – брак мог быть заключен только по взаимному согласию супругов. И женщина в семейном союзе уравнивалась в правах с мужчиной. Так и закончилась эпоха женской домостроевской покорности, молчания и терпения. Теперь женщина могла почувствовать себя полноценной личностью, которая была вправе решать когда и с кем ей жить, и когда разводиться. Кстати, процедуру разводов предельно упростили — отныне он производился органами ЗАГСа при взаимном согласии супругов без всяких дополнительных условий и проволочек.

Свадьба на завтрашней улице
“Свадьба на завтрашней улице”. Картина Ю. Пименова, 1962 год

Со временем процедуру расторжения брака еще больше упростили. В 1926 году был принят новый Семейный кодекс. По нему отменялось судебное расторжение брака. То есть одному из супругов можно было подать заявление о разрыве семейных отношений, и ЗАГС расторгал брак немедленно. Второй супруг при этом письменно извещался о принятом решении. Также фактические брачные отношения были приравнены к официальному браку. Достаточно было жить вместе и вести общее хозяйство — и такие отношения государством признавались семейными.

Но в 1944 году произошел крутой поворот в деле семейных ценностей. Власти в этом вопросе развернулись на 180° и взяли курс на сохранение семьи. Брак вновь признавался только у зарегистрированных в ЗАГСе пар. Развод тоже стал возможен исключительно через суд. Как тогда водилось, государство даже перегнуло палку — теперь информация о разводах по материалам суда в обязательном порядке публиковалась в местных газетах. Всё было направлено на то, чтобы сохранить советскую семью.

Конечно, со временем затея с газетной “доской позора” сошла на нет, но основные положения семейного кодекса, принятого тогда, дошли и до наших дней.

Оцените статью
Географ и Глобус
Добавить комментарий