Василий Никандров — первый киноЛенин Советского Союза

Первый киновождь Советского Союза
Впервые воплотить роль Ленина на большом экране выпала честь простому рабочему с черноморского буксира Василию Никандрову.

Пожалуй, ни одна историческая статья о штурме Зимнего дворца в октябре 1917 года не обходится без фотографий безбрежной людской реки, втекающей на Дворцовую площадь, матросов на воротах решетки и революционеров в богатых интерьерах самого дворца. Со временем снимки стали восприниматься как достоверные, хотя на самом деле никакой фотосъемки в день штурма не велось. Весь этот визуальный ряд — кадры из киноленты Сергея Эйзенштейна «Октябрь», снятой им в 10-летнюю годовщину революции.

Фильм этот ныне практически забыт, а ведь он стал для истории в каком-то роде знаковым и даже эпохальным. Ведь впервые жители СССР увидели киновоплощение вождя — экранного Владимира Ленина. Путь ненадолго, без озвучки и всего в нескольких сценах, но он выглядел поразительно похожим на реального Ильича. Человек, который сыграл Ленина, был не профессиональным актером, а простым крымским пенсионером. Звали его Василий Никандров.

Щуриться по-ленински

До выхода на пенсию Василий Николаевич даже не помышлял о кинокарьере. Хотя актерские задатки в себе ощущал — играл какое-то время в любительском театре. Вся его трудовая жизнь прошла на Путиловском заводе и в Крыму. Между ними была Гражданская война и недолгая служба в ЧК. В Новороссийске Никандров обосновался в 1921 году, устроился работать механиком на буксир, перевез семью, а уже в 1923-м отправился на заслуженный отдых. Было ему тогда 54 года.

Игра в самодеятельном театре в юношеские годы дала о себе знать, когда в город приехала съемочная группа фильма «В тылу у белых» и объявила о наборе актеров в массовку. Пенсионер «кастинг» прошел, снялся в нескольких сценах и запомнился режиссеру Борису Чайковскому удивительным портретным сходством с Лениным. Никандров прекрасно знал об этом и даже временами использовал образ — носил такую же кепку, обзавелся жилеткой и эффектно закладывал пальцы за нее, щурясь при этом точно по-ленински.

Пожелание Крупской

О «Ленине из народа» Чайковский вспомнил, когда до него дошло известие, что Сергей Эйзенштейн ищет актера на роль вождя. В 10-летнюю годовщину Октябрьской революции тот задумал снять фильм о штурме Зимнего дворца, и без Ленина в нем было никак не обойтись. Это-то и стало главной проблемой режиссера. До «Октября» никто не пытался показать Ленина в кино, да и культа как такового еще не существовало, так как прошло всего три года со смерти Ильича. Для соратников он оставался еще вполне земным человеком со своими достоинствами и недостатками.

За советом Эйзенштейн обратился к Надежде Крупской и младшей сестре Ленина Марии Ульяновой. Те в один голос заявили, что Владимира Ильича должен играть не профессиональный и узнаваемый актер, а человек, ранее никому не известный, то есть из народа. Надежда Константиновна при этом высказала пожелание, чтобы он был обязательно из рабочего класса.

Это серьезно озадачило режиссера. Где искать «Ленина из рабочих», он решительно не представлял. Дело дошло до того, что Эйзенштейн стал думать над тем, что придется снимать картину о революции без самого вождя. И тут как спасательный круг, брошенный рукой коллеги Чайковского, появляется «Ленин» с черноморского буксира — Василий Никандров.

Эйзенштейн остался доволен кандидатом. Умелый грим должен был превратить актера в точную копию Ильича. Так впоследствии и произошло. Когда «Ленин» появлялся на съемочной площадке, массовка, набранная из настоящих рабочих и солдат, реагировала очень бурно. Люди кричали, подкидывали вверх шапки и потрясали бутафорским оружием. Такое воодушевление было только на руку операторам, и некоторые черновые кадры с репетиций вошли в финальную версию картины.

«Ленин» под арестом

Что же до самого Никандрова, то кроме портретного сходства с Ильичом, плюсов у него не имелось. Это был действительно «Ленин из рабочих» с полным отсутствием актерского мастерства. И хоть сцен с его участием в фильме было всего три, он в эти короткие мгновения умудрялся чудовищно переигрывать, доводя «фирменные» ленинские жесты до полнейшего абсурда. Пришлось организовать курсы актерского мастерства для Василия прямо на съемочной площадке.

Нельзя сказать, что он не старался. Никандров смотрел кинохронику, разговаривал с Крупской и учился перенимать ленинские черты. Со временем у него стало получаться. А потом новоявленный актер так вошел во вкус и вжился в роль, что его кинокарьера чуть было не закончилась. Василий Никандров, как и вся съемочная группа, жил в Европейской гостинице, и однажды в ресторане он перебрал с алкоголем. На кураже подсел к незнакомой компании, стал оттачивать актерское мастерство на них, а когда его подняли на смех, ввязался в драку. Персонал вызвал милицию, актера забрали в участок и вызволять его оттуда пришлось лично Сергею Эйзенштейну. И даже ему Никандрова не отдали, уверенные, что это не актер, а аферист, который зарабатывает на портретном сходстве с вождем. Разрешил ситуацию только звонок из Смольного.

Критик Маяковский

Из-за всех этих перипетий съемки картины затянулись. Первоначально «Октябрь» планировали выпустить точно в 10-летний юбилей революции 7 ноября 1927 года, но вышел фильм только в начале 1928-го. Публика приняла его на ура, а вот критики картину разнесли за отсутствие профессиональных актеров. И в самом деле: Керенского играл похожий на него студент, Зиновьева — родной брат, а в роли Троцкого снялся какой-то зубной врач, обладающий отдаленным сходством с героем. Но больше всего «шишек» просыпалось на «Ленина». Критики откуда-то прознали, что Никандрову для роли выбрили макушку и особенно язвили над этим. К тому же исполнитель главной роли был на год старше своего прототипа. А с учетом того, что фильм снимался через 10 лет после революции, Ленин в «Октябре» и вовсе выглядел ощутимо старше реального вождя.

Особенно досталось «Ленину» от Маяковского, заявившего, что ему «отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения». И вообще, «Никандров в фильме похож не на Ленина, а на все статуи с него», — рубил разбушевавшийся поэт.

Снова на пенсию

Успех «Октября» довольно быстро сошел на нет. Василий Никандров снялся еще в двух фильмах и вышел на сцену Малого театра в постановке «1917». Ничего выдающегося он там не демонстрировал, и появлялся на сцене лишь в финальном акте совершенно без слов. Но публика принимала «Ленина» с восторгом, устраивая ему продолжительные овации.

На этом актерская карьера Никандрова завершилась. Из Москвы он уехал к дочерям в Ростов и зажил жизнью обычного пенсионера, ведя хозяйство и воспитывая внуков. По отзывам очевидцев, тему портретного сходства эксплуатировать перестал, хотя иногда и радовал близких друзей импровизированными представлениями с характерными ленинскими позами и его лукавым прищуром. С началом войны семья Никандрова эвакуировалась на Алтай, а в Ростов вернулась уже в 1943-м. Год спустя Василий Николаевич тихо скончался у себя дома. Было ему 75 лет.

Что касается следующих киновоплощений вождя, то за них взялись только в 1937 году к 20-летнему юбилею революции. Фигура Ленина к тому времени стала легендарной. Поэтому доверять исполнение роли кому попало больше никто не решался. Канонических Бориса Щукина и Максима Штрауха в начале 60-х сменил Юрий Каюров, а позже и самый узнаваемый Ленин советского кино — Михаил Ульянов.

Более интересная, чем у Никандрова, вышла судьба у другого советского актера — «короля эпизодов» с говорящей княжеской фамилией и не менее аристократичной внешностью 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий