Евангельск. Как прохановцы город Солнца на Алтае строили

Даже бы если этот проект не зарубил на корню Сталин, все равно не верится, что на Алтае смог бы вырасти город со звучным названием Евангельск

Слияние Бии и Катуни, которое дает начало великой Оби, — знаковое, даже сакральное место. По указу Петра I в 1709 году там заложили Бикатунский острог, который должен был защищать юго-восточные границы Российского государства и торговые пути в Китай и Монголию. Но воинственные джунгары вскоре сожгли крепость, а через 10 лет в двух десятках километрах от нее выше по течению Бии построили город Бийск.

И вот на месте сожженного острога в 1927 году заложили еще один населенный пункт. Да не простой, а город-сад, коммуну и солнце одновременно. Пикантность ситуации добавляло название — Евангельск. Оно было выбрано не случайно, ибо строить город собирались протестантские христиане, которых по фамилии их лидера называли прохановцами.

Власть и религия

Про писателя и публициста Александра Проханова слышали многие. Одержимый построением «пятой империи», он в 90-е годы активно критиковал власть, а заодно капитализм, либерализм и демократию. А вот его дедушка Иван Проханов, наоборот, с властью сотрудничал, хоть и был какое-то время в немилости. Вот именно ему и принадлежала идея собрать все евангельских христиан в одном месте и организовать супер-коммуну, настоящий город будущего по прообразу средневековой утопии Томмазо Кампанеллы.

Но как же советская власть? 1927 год — борьба с религией, начало коллективизации и тут появляются христиане-баптисты, которые вместо того, чтобы организовываться в колхозы, строят посреди тайги какую-то религиозную утопию и называют ее городом-садом.

Но дело в том, что история взаимоотношения советской власти и религиозных организаций не всегда была окрашена в нетерпимые тона. Знала она и периоды относительного затишья. И это касалось в основном различных религиозных течений, в которых власть видела способ расколоть монолит православных прихожан и приспособить церковь к пропаганде классовых идей.

Кое-что на этом поприще получалось. Были попы-обновленцы, сотрудничавшие с властью. Были и евангельские христиане, которые прекрасно встроились в существующую систему и организовали по всей стране сеть своих коммун, похожих на возникшие позже колхозы. Идеологом этого течения был Иван Проханов, который активно способствовал созданию евангельских поселений. Власти ему не мешали, относясь к затее по принципу: «всё хорошо, что нам не во вред». А между тем последователей Проханова становилось по стране все больше — к середине 20-х численность евангельских христиан достигла полумиллиона человек, да плюс к этому еще 400 тысяч так называемого «бапсомола» — молодежного крыла протестантов.

Помощь Рокфеллера

Поэтому когда Иван Проханов обратился к власти с просьбой выделить место для постройки единого города всех евангельских христиан, Наркомзем РСФСР разреши ему провести изыскательские поиски для переселения верующих, как было написано в постановлении, «в достойном порядке».

После получения одобрения Иван Проханов с единомышленниками отправился в экспедицию. Его взор упал на Алтай. Первоначально христиане побывали в Кош-Агаче на южных границах Алтайских гор, но, вероятно, их смутили слишком суровые условия высокогорья. Поэтому в сентябре 1927 года они оказались у слияния Бии и Катуни. Место показалось идеальным — относительно ровный ландшафт, тайга и мягкий климат.

Было решено строить город именно на месте сгоревшего в средние века Бикатунского острога — в устье реки Бии. Для символического обозначения священного места Проханов с единомышленниками посадили сажены американского клена и сибирского кедра. Выбор деревьев был неслучайным. И вот почему.

Это со стороны кажется, что затея Проханова — чистая утопия. Ну какой город может быть в тайге на нерасчищенной земле? Да, в двадцати километрах стоит провинциальный Бийск, но это никак не решает проблему электричества, дорог и материалов. Для такого масштабного проекта нужны деньги и немалые. Помощь советской власти заключалась только в выделении земли, а дальше всё сами. И Проханова данный факт ничуть не смущал, ибо финансировать затею взялся американский бизнесмен Джон Рокфеллер, который был баптистом. При его деньгах любые, даже самые утопические проекты, казались вполне реальными. Отсюда и саженец американского клена как залог будущей помощи и поддержки.

«Вопиющий факт»

Город должен был получить имя Евангельск, и проект его строительства одобрила Антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП(б). Более того, ее секретарь Евгений Тучков, бывший по совместительству начальником 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ, предложил альтернативное название «город Солнца» по аналогии с одноименной средневековой утопией Томмазо Кампанеллы.

Что же это был за проект? За несколько лет в месте, где рождается Обь, должен был появиться город будущего, действительно напоминавший своей формой диск солнца с отходящими от него улицами-лучами. Дома должны были строиться не на голом месте, а среди деревьев, чтобы максимально сохранить зеленые насаждения. За каждым строением предполагался сад из фруктовых деревьев. Ими же, как крепостной стеной, опоясывался периметр Евангельска. Нашлось в проекте место и «искусственному солнцу» (что бы это не значило), которое должно было сиять по ночам. Особое внимание уделялось жизни горожан — они должны были носить белые одежды, красить свои дома в белый цвет, работать на благо коммуны, а вечером славить Бога.

В общем, как и всякая утопия, проект Проханова был совершенно непрактичен и расточителен. И воплотить его на практике не удалось — дальше высадки саженцев дело не пошло. Причина заключалась вовсе не в отсутствии средств, а в том, что о Евангельске узнал Сталин. Он выступил на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 17 мая 1928 года и сообщил о «вопиющем факте» вредительского постановления Наркомзема о выделении земли в Сибири для строительства «религиозного города». Этого было достаточно, чтобы поручить Антирелигиозной комиссии изучить положение дел и представить к следующему заседанию доклад.

Ликвидация

В итоге оного никто не сомневался — уже через месяц комиссия отчиталась о «ликвидации дела». Собственно, ликвидировать там было нечего — Проханова вызвали на заседание комиссии, разузнали на каком этапе строительство Евангельска, а когда поняли, что город пока существует только на бумаге, с облегчением вздохнули и поставили на затее жирный крест.

Вскоре в СССР появился новый жесткий закон о религиозных объединениях. Наряду с кулаком врагами советской власти объявили попов, началась «безбожная пятилетка» и о Евангельске забыли окончательно. Что же касается Ивана Проханова, то он в 1928 году выехал из СССР, чтобы собрать средства на поддержку своего движения. Но назад вернуться ему было не суждено — идеолог евангельских христиан скончался в Берлине в 1935 году.

Сажая деревья на берегу Оби в сентябре 1927-го, Проханов пророчески говорил: «Пусть зеленые насаждения свидетельствуют о наших начинаниях. И здесь вырастет со временем город-сад!» Сада не получилось, а города в Сибири действительно росли. И силами сторонников Проханова, в том числе. Голодные, полураздетые, под конвоем, они строили заводы и города при них, движимые не желанием плодотворно трудиться, а понукаемые охранниками. Но с милосердной верой в душе. С ней же они и погибали.

Не только город солнца Евангельск остался в виде проекта. Некоторые великие стройки коммунизма тоже не воплотились в жизнь. И теперь о них напоминают лишь ржавые рельсы, заваленные шурфы да почтовые марки той эпохи 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий