Почему на Эльбрусе гибнет так много людей

Высочайшая вершина России Эльбрус считается легким для восхождения. Однако на нем ежегодно гибнет порядка 20 человек. Почему так происходит?

В 2023 году при восхождении на Эльбрус погиб 37-летний турист из Тулы Сергей Гавриков, шедший к вершине в легкой спортивной одежде и кроссовках. Снаряжение он с собой не взял, в МЧС не регистрировался. В итоге после того как родственники забили тревогу, начались поиски. Тело Гаврикова обнаружили на высоте 4800 метров. Предположительная причина смерти — сорвался со скалы. В том же году, но чуть раньше при восхождении на Эльбрус умер еще один альпинист. Именно умер, а не погиб, так как причиной стал сердечный приступ.

За год по неофициальной статистике (официальная если и имеется, то не в открытом доступе) при восхождении на Эльбрус и спуске с него гибнет около 20 человек. Обычно сообщения о смертях не выходят за пределы коротких новостных заметок в региональных СМИ. И для тысяч людей, ежегодно штурмующих самую высокую вершину России, кажется, что восхождение вполне безопасно и совершить его можно чуть ли не за воскресные выходные. Однако трагичные случаи происходили и будут происходить, и переломить ситуацию здесь очень трудно. Почему так происходит?

Пять смертей за одно восхождение

Откройте любой сайт, организующий восхождения на вершины Кавказа, например «Эльбрус гайд». Вас встречает надпись «туры по приятным ценам». Они действительно приятные — 10 дней всего за 30 тысяч рублей. Всё хорошо: и картинки красивые, и описания заслуживают доверия, и обещания незабываемых впечатлений присутствует. Вот только мало кто знает, что именно эта компания стала причиной резонансной гибели на Эльбрусе пятерых туристов в 2021 году. Организатор трагичного восхождения Денис Алимов до сих пор находится под следствием, а сайт продолжает рекламировать свои услуги как ни в чем не бывало.

Случившуюся в сентябре 2021 года трагедию некоторые называют случайностью, от которой никто не застрахован, иные (и следствие, в том числе) винит гидов, кто-то возлагает ответственность на самих туристов, захотевших взойти на вершину даже несмотря на плохую погоду. Но обратимся к фактам, не беря во внимание оценочные суждения. А они таковы. 15 туристов, два гида и два их помощника поднялись на плато вершины с южной стороны. Там одной девушке стало плохо, ее начали спускать вниз. Но даже с понижением высоты Анне Макаровой становилось хуже. Она потеряла сознание и через час скончалась на руках у гида.

В то же время остальная группа продолжила восхождение, но вскоре испортилась погода, видимость упала буквально до нуля, температура опустилась до минус 20°С, а скорость ветра выросла до 40 метров в секунду. Гиды решили прекратить восхождения (до пика оставалось всего 100 метров) и начали спускаться. Заблудились, сорвались, один из туристов сломал ногу. Пока оказывали ему помощь, остальные члены группы стали замерзать. Связь — обычные рации, а не спутниковые телефоны — не работала. В итоге спасателей вызвал тот гид, который спустился с Макаровой. Когда пришла помощь, двое туристов уже скончались, а двое умерли на носилках спасателей. Вся группа получила сильные обморожения, а один из гидов фактически ослеп — его сильно посекло снегом.

Мечты сбываются

Что это — безалаберность организаторов, плохая подготовка туристов, или еще что-то? Мнений на этот счет предостаточно. Но пока одни теряют здоровье и жизни, другие совершают успешные восхождения на вершины Эльбруса, и бизнес рад предложить тут свои услуги. Происходит это ввиду легкой доступности горы. «Мечта о покорении высочайшей вершины России и Европы сбудется!», — зазывают рекламные проспекты. И офисные работники, никогда не ходившие дальше, чем от дома до магазина, с готовностью откликаются.

Да что там офисный планктон, если организаторы туров рассказывают истории то о парне без двух ног, который недавно покорил Эльбрус в инвалидном кресле, то о возрастных (80-летних) клиентах, с гордостью фотографировавшихся на вершине.

Эльбрус действительно легкодоступен, и это объективный фактор. На нем нет технически сложных элементов и лавиноопасных зон. Самый проторенный маршрут, идущий по южному склону, имеет вторую категорию сложности (требуется лишь элементарная физическая подготовка). К тому же восхождение считается простым из-за наличия канатных дорог и ратраков (транспорт на гусеничном ходу, способный подниматься по крутым склонам). Первые заканчиваются на высоте 3850 метров, а при помощи вторых можно забраться до 5100 метров. Вершина Эльбруса — это отметка в 5642 метра. В итоге туристу остается преодолеть пешком всего 500 метров, что можно сделать даже при отсутствии должной физической подготовки, так как путь наверх — это плавный подъем.

Но все же люди гибнут. 20 человек в год — это немало. Для сравнения — при восхождении на Эверест ежегодно лишаются жизни около пяти человек. Да, российская вершина доступнее, на нее выше поток туристов. Вот как раз в этом и заключается первая причина несчастных случаев.

Три причины

Легкодоступность Эльбруса провоцирует переоценку собственных сил. Если 80-летний дедушка или вон тот «50-летний курящий мужик» смогли забраться, то значит я уж точно покорю. Вот и идут в горы люди, которые забывают о своих застарелых болячках. Они не мешают им в обычной жизни, но на высоте все недуги проявляются особенно остро. Гипертония, застарелая астма, болезни позвоночника и суставов — все это может стать причиной того, что человеку станет плохо. Но ведь врача в группах нет, а гиды не всегда умеют оказывать первую помощь. Так, погибшей в сентябре 2021 года якутянке Анне Макаровой гид давал нюхать нашатырь — вот и все его спасательные действия.

Из этого вытекает вторая причина несчастных случаев — низкая квалификация гидов. Сейчас себя назвать таковыми может кто угодно. С этим на Эльбрусе полный бардак, деятельность никак не регулируется и не проверяется. На Кавказе вообще много гидов-одиночек и компаний, работающих без лицензии туроператоров. Человек поднялся пару раз в хорошую погоду, ему показалось, что в этом нет ничего сложного и он может водить наверх людей. Возвращаясь к случаю 2021 года, вот очевидные вопросы, которые задают эксперты. Почему у гидов не было спутниковых телефонов, а лишь какие-то рации, бесполезные на высоте? Почему в группе не оказалось ни одного кислородного оборудования? Почему инструкторы продолжили подъем при ухудшающихся погодных условиях?

Вообще, человеческий фактор можно назвать главной причиной трагических случаев в горах. В советское время для допуска на Эльбрус нужно было предъявить контрольно-спасательной службе наличие разряда. Сейчас же трафик на вершину никак не контролируется и не регламентируется. Хочешь — сообщай в МЧС о своих намерениях, хочешь — нет. Вот и лезут на пик самоуверенные одиночки в кроссовках, с которыми случаются несчастные случаи. А ведь искать их не начнут, пока не забьют тревогу родственники.

Ну и еще одна причина смертей — воздействие окружающей среды. С погодой не спорит никто, кроме безалаберных непрофессионалов. Существует распространенная уверенность, что погода в горах меняется мгновенно. Это не так, изменения происходят по нарастающей, и опытный инструктор всегда сможет их заметить и отменить восхождение. К тому же в распоряжении гидов не погодные сводки Гисметео, а более профессиональный прогноз от МЧС.

Другое дело, что в горах часто стоит переменчивая погода, которая словно балансирует на грани пригодной и не пригодной для восхождения. Идти при таких условиях — своеобразный риск. Но люди достаточно амбициозны и хотят получить за 30, 40, 60 тысяч то, за что они заплатили — восхождение на вершину. К тому же не все согласны ждать в приюте (горной турбазе) погодное окно два, три, а то и пять суток. Ведь количество дней отпуска ограничено, да и обратные билеты на самолет наверняка куплены. Вот и давят туристы на инструкторов, кивая на отличную, по их мнению, погоду. А те, бывает, идут у них на поводу.

Выхода нет?

Вопрос безопасности в горном туризме пытались неоднократно решить на законодательном уровне. Есть закон 2021 года «О туристической деятельности», где сказано, что у гида должно быть удостоверение и он обязан пройти обучение. А совсем скоро (1 июля 2024 года) вступит в силу закон об обязательной сертификации инструкторов-проводников. Но вся эта законотворческая деятельность мало влияет на ситуацию. Одиночных экстремалов, как и гидов-непрофессионалов, трудоустроенных в сомнительных фирмах, меньше от этого не становится.

Доступ к Эльбрусу МЧС не перекроет, а значит будут продолжаться дорогостоящие спасательные операции с применением спецтехники. И это в лучшем случае. А худшие так и продолжат пополнять печальную статистику.

Как пополняют ее трагедии на трех самых опасных вершинах мира, где количество смертей составляет почти 30% от общего числа восхождений 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий