Ни для кого не секрет, что в мире бизнеса существуют подлинные коммерческие тайны, которые определяют глобальную экономику. Их ценность измеряется миллиардами, и они часто связаны с уникальными технологическими процессами, например ноу-хау для производства чипов или специальных сплавов.
И существует другая категория — тайны-феномены. Секреты, которые благодаря своей долгой истории и блестящему маркетингу превратились в настоящие легенды. Самая известная из них, бесспорно, — рецепт Coca-Cola. Закованная в мифы о двух хранителях и запертая в массивном сейфе, эта формула стала нарицательным символом неприступности. Но в чем на самом деле заключается ее секрет, и какие многоуровневые меры компания использует, чтобы защитить свою «Формулу X» от разгадки?

Под надежным замком
Начнем с очевидного вопроса. Как вообще можно хранить тайну производства самого популярного газированного напитка в мире? Придумали тоже: какая-то секретная формула. Да любой химик за пару часов с легкостью разложит каплю «Кока-Колы» на ингредиенты. Вдобавок на бутылке напитка хоть и мелко, но зато подробно описан весь состав. А заводы, технологи на них, рабочие, которые смешивают напиток — они что, все хранители «древнего знания»? Дырявая тайна получается, однако.
Так может ее нет вовсе, и компания Coca-Cola просто надувает из мухи слона, а точнее говоря, активно использует миф о строжайшей секретности своего рецепта, чтобы добавить рекламной привлекательности.
Отнюдь. Тайна действительно существует и знает ее ограниченное число человек. Именно поэтому рецепт напитка не патентуется, что позволяет компании сохранять на него бессрочные права как на ноу-хау.
Физически легендарная тайна «Кока-Колы» выглядит как лист бумаги, на котором записана рецептура и технология. И хранится он в специальной комнате в корпоративном музее компании в городе Атланта на юго-востоке США. Не на виду, конечно, а в специальном сейфе, взглянуть на который могут все желающие. Но только взглянуть и только издали. Подходить к сейфу нельзя, и около комнаты всегда стоит серьезный охранник.

Сопровождающий группу экскурсовод обязательно поведает о двух «секретных» руководителях высшего звена, которые, якобы, держат полный рецепт в голове и никогда не ездят в командировки вместе, чтобы избежать одновременной гибели. В случае смерти одного из посвященных оставшийся в живых должен выбрать ему преемника. Как решается вопрос со знаниями при выходе кого-то из этой пары на пенсию, гид при этом не уточняет.
Подобные рассказы и сопровождающий их антураж выглядят как парк развлечений для детей и впечатлительных туристов. Человек трезвомыслящий отнесется к этому скептически, и будет прав. Историки, журналисты и множество простых людей утверждают, что ареол таинственности вокруг состава Coca-Cola — часть гениальной маркетинговой кампании, придуманной еще в начале XX века ее основателями. За столь длительное время она стала частью имиджа «Кока-Колы».

Секретный компонент
Однако тайна имеется, и называется она 7X Flavor (или Merchandise 7X) — это и есть тот самый секретный ингредиент, который придает напитку неповторимый вкус.
Ведь что такое Coca-Cola? Ее основной сироп состоит из четырех базовых ингредиентов: вода, сахар (или кукурузный сироп в зависимости от региона или вида напитка), карамель (для цвета), кофеин. Пятая составляющая — декокаинизированный экстракт листьев коки. Эта та самая субстанция, которая вносит важный вклад в финальный вкус газировки и позволяет компании сохранить слово «Кока» в названии, поддерживая связь с историей бренда.
На заре своего существования (конец XIX века) напиток содержал экстракт натуральных листьев коки с наркотическим эффектом. Его отчасти можно назвать главным двигателем напитка, так как изобретатель «Кока-Колы», аптекарь Пембертон, придумал рецепт в попытке найти облегчение от хронической мигрени. Но уже в 1903 году листья коки стали обрабатывать так, чтобы максимально удалить из них кокаин, а с 1929 года последний и вовсе исчез из рецепта. Взамен для сохранения тонизирующего эффекта выросла доля кофеина. Однако очищенные и специально обработанные листья в виде экстракта компания использует и поныне — уже исключительно в качестве вкусовой добавки.

Но вернемся к тому самому «секретному» ингредиенту. Слово заключено в кавычки неслучайно — состав 7X Flavor хорошо известен химикам. Это набор эфирных масел (апельсиновое, лимонное, мускатное, коричное, флердоранжевое и др.) и немного спирта для их смешения и растворения.
И в чем же тогда «великий секрет»? В точных пропорциях и порядке смешивания. Вот тут мы переходим к действительно настоящей коммерческой тайне, которую огромной компании Coca-Cola удается хранить, притом весьма успешно. «Секретная формула» на бумаге — блеф, работающий на имидж корпорации. Главным является технология производства напитка, о которой, и это сущая правда, действительно знает ограниченное число людей.
Дробление производства
Дело в том, что огромная империя по производству напитка на 95% состоит из заводов, которые разливают «Кока-Колу» (их называют боттлерами). Но получают газировку они не в цистернах, а в виде концентрата, который разбавляют водой. И какой бы тайны из него ни делали, химический состав экстракта давным-давно разложили на молекулы различные лаборатории.

Секретность тут не в составе, а в точных пропорциях и технологиях смешивания 7X Flavor. Ведь производят концентрат не в одном месте, а на нескольких фабриках, разбросанных по США. Некоторые из них делают только что-то одно (например, получают мускатное масло), другие смешивают мускатное с флердоранжевым, третьи в полученную смесь добавляют коричное масло, четвертые — другой ингредиент. Главное тут то, что руководители фабрик и главные технологи, получающие сырье, не знают его состав, точные пропорции и технологию, по которой оно получилось. Их ответственность — добавить свой ингредиент известным только им способом и отправить смесь дальше по цепочке.
Где происходит финальный этап, неизвестно (возможно, на фабрике в самой Атланте). С большой долей вероятности смешивание критически важных компонентов полностью автоматизировано и контролируется компьютером. Оператор просто запускает программу, которая отмеряет и смешивает секретные компоненты. В этом случае полная формула зашита в программном обеспечении, к которому имеет доступ очень ограниченный круг технических специалистов. Но и их нельзя назвать «хранителями древнего знания», так как составляющие 7X Flavor проходят под кодами и номерами.
Таким образом, секрет рецепта Coca-Cola в том, что он разделен на части и гениальность его охраны заключается именно в этой раздробленности, которая стала щитом от любопытных глаз.

Разумеется, в компании есть люди, которым известны все этапы изготовления концентрата, точные пропорции и порядок смешивания компонентов. Но можно предположить, что их крайне мало. К тому же все сотрудники, допущенные к работе с концентратом, включая «хранителей рецепта», подписывают строжайшие договоры о неразглашении, предусматривающие суровые финансовые и юридические последствия в случае утечки.
Ну и не стоит забывать, что в США довольно сильно развита корпоративная культура. На протяжении более чем столетия Coca-Cola активно продвигала «магию» своего секрета, и тысячи сотрудников на самом деле глубоко прониклись ею. Поэтому попытка раскрыть какие-либо внутренние секреты будет сродни предательству.
Распространенный ход
И в заключение стоит сказать, что организация производства, устроенного корпорацией, не является чем-то оригинальным. Главный конкурент Coca-Cola компания PepsiCo тоже не патентует свой рецепт и хранит его в тайне. Вот только «Пепсико» не вкладывает столько маркетинговых усилий в продвижение идеи о «двух хранителях рецепта» или «сейфе в музее». Однако производство концентрата на заводах PepsiCo устроенно точно так же, как у конкурента, и рецепт с технологией известен ограниченному количеству лиц.

А взять известную «куриную» компанию KFC — их состав знаменитой «смеси 11 трав и специй» тоже тщательно охраняется, а оригинальный рецепт, написанный от руки основателем компании полковником Сандерсом, надежно хранится в сейфе в штаб-квартире KFC. Аналогично Coca-Cola, чтобы предотвратить утечку, смесь производится на нескольких предприятиях, каждое из которых знает только фрагмент рецепта. Вот только химики заявляют, что большая часть вкуса знаменитой «смеси 11 трав и специй» обеспечивается солью, перцем и глутаматом натрия. Однако даже если они правы, точное соотношение и, главное, баланс с оставшимися специями до сих пор остается коммерческой тайной KFC.
Впрочем, главные составляющие этой тайны вовсе не таинственная формула Х, пропорции, состав и технология. Недоступность и загадочность — вот основные «ингредиенты», которые невозможно скопировать. И пока потребитель верит в существование великой, неразгаданной тайны, напитки всегда будут казаться вкуснее, а курица — хрустящей.
Но иногда популярность блюда или продукта обеспечивает вовсе не сложенный вокруг него красивый миф, а ужасный вид или запах, которые заставляют кривить носы и закатывать глаза: 👇




