Для человека мирского между различными религиозными постройками нет особой разницы. Он может сказать, что храм или собор — это что-то большое с золоченым куполом и колоколами. Церковь — немного поменьше. Монастырь — там, где живут монахи. Часовня? Ну, наверное, тоже церковь, только совсем крохотная и постоянно закрытая. На этом познания, как правило, заканчиваются, а такие понятия как «лавра», «подворье» или «пустынь» нерелигиозного человека способны поставить в тупик.
Что ж, давайте расставим все православные сооружения по полочкам, а точнее, по ступенькам воображаемой лесенки, двигаясь снизу вверх.
Часовня
Каменные и деревянные, затейливые и совсем простые. Часовни можно увидеть в каждом уголке России. Их отличие от прочих христианских построек заключается в том, что внутри часовен нет алтаря, а значит в них не совершается главное православное богослужение — литургия. Не нужен часовне и постоянный священник, ибо эти сооружения предназначены для того, чтобы мирянин мог зайти, поклониться иконе, поставить свечку, отвлечься от суеты и обратиться к Богу.
В слове «часовня» легко различим корень «час». И это не случайно. Дело в том, что изначально часовни на Руси строили для того, чтобы читать в них «часы». Так называли краткую молитву, относящуюся к определенному времени суток. Если благочестивого человека час молитвы застал где-то вдали от церкви, то он мог воспользоваться часовней, коих в древности было достаточно много.
Немало их и в современной России. И связано это с тем, что благословение на строительство часовни можно получить в епархии гораздо проще и быстрее, нежели на возведение храма. В сущности, часовню можно поставить на территории любого мирского заведения — больницы, завода, военной части. И даже на своем личном участке — почему нет.
Храм и церковь
А эти два религиозных сооружения равнозначны между собой, но только если рассматривать их как постройки. Храм — понятие более широкое. Оно применительно ко всем православным церквям, соборам и даже часовням. Более того, храм может использоваться в качестве наименования зданий любых религий. На слуху храм древнегреческий, буддийский или католический.
Однако не все так просто. Если храм и церковь означают одно и тоже, то почему тогда «Христа Спасителя» — это храм, а «Николая Чудотворца» — церковь? Тут дело исключительно в уважительном отношении верующих и, по сути, такое название является народным. Порой его употребляет и официальная церковь. Так, в первом примере правильней будет называть не «Храм Христа Спасителя», а кафедральный соборный Храм Рождества Христова. Но о соборах мы поговорим чуть ниже, а пока о самой распространенной архитектурной православной единице — церкви.
Это основной тип религиозного сооружения, обязательным признаком которого является наличие алтаря, необходимого для проведения литургии и различных таинств, совершаемых настоятелем. Корни слова «церковь» уходят в древнегреческий язык и означают «дом Господа» (κυριακός). Собственно, на этом всё, ибо что такое церковь, знает каждый человек.
Собор
Другое дело собор. Это отдельный статус церкви, который присваивается ей по причине особенного положения. В православной типологии собор считается самым крупным сооружением, в котором может существовать даже несколько алтарей для параллельного богослужения.
Многие знают, что в православной церкви территориальными единицами являются епархии — этакие церковно-административные округа. Так вот, собор — это всегда главный храм епархии, в котором находится кафедра архиерея. Вот поэтому в крупных городах церквей может быть много, а собор один.
Впрочем, из этого правила есть исключения. Например, правящий архиерей решил построить себе новый храм. После освящения он автоматически получает статс собора, но при этом у бывшего кафедрального также остается наименование собора. Вот поэтому в Москве зданий с приставкой «собор» достаточно много: Успенский, Архангельский, Благовещенский в Кремле, Богоявленский и другие.
Кстати, по внешнему виду, как ни старайся, а церковь от собора не отличишь. Оба здания могут поразить нарядной красотой, многообразием цветовой расцветки и густым набатом колоколов.
Монастырь и лавра
С первым все просто, и объяснения тут не нужны. Монастырь — дом и пристанище для монахов, которые в силу своих религиозных убеждений отказываются от всех благ земных и посвящают свою жизнь служению Богу. Стоит лишь кратко объяснить, чем от монахов отличаются паломники и послушники. Первые — гости монастыря, которые приходят в него, чтобы поклониться Господу в особо почитаемом месте. Вторые — постоянные обитатели, которые только готовятся принять монашеский постриг.
Если церковь могут посещать мужчины и женщины, то монастыри строго делятся по гендерному признаку. И именно с мужскими монастырями связано церковное заведение, смысл которого доступен далеко не всем.
Речь идет о лавре. Это всегда мужской монастырь, но не простой, а весьма выдающийся, имеющий огромное значение для духовной жизни страны и укрепления православия. Достаточно лишь сказать, что среди 900 (приблизительно) монастырей в России только две лавры: Свято-Троицкая Сергиева в Сергиевом посаде и Александро-Невская в Санкт-Петербурге.
Скит и пустынь
С монастырями связаны и более обособленные территориально-церковные единицы. Скит — это уединенное жилище для монахов-отшельников, которые готовят себя к особому духовному подвигу и отрекаются от всего мирского. Но так было в средние века, а в настоящее время скитами могут быть достаточно большие поселения монахов, подчиненные головному монастырю. Именно таких много на Валааме — скит Николая Чудотворца, Скит Иоанна Предтечи и другие.
Похожи на скиты и пустыни. Изначально словом «пустынь» называли труднодоступное незаселенное место, синоним пустоши. В древней Руси существовала традиция создавать монашеские поселения именно в таких вот уголках, сокрытых от людских глаз. Теперь же «пустынь» используется в Русской православной церкви исключительно как собственное имя монастыря, и никак не отличает его от остальных. Самая известная пустынь России — Оптина в Калужской области. Есть еще Коренная пустынь в Курской области.
Подворье
И, наконец, осталось разобраться с подворьем. Что это такое в широком смысле слова, знают все — двор при усадьбе, доме. А вот в православии подворьем называют небольшой жилой комплекс с подсобными постройками, принадлежащий монастырю, но значительно от него отдаленный. Эдакий филиал, или, если угодно, подсобное хозяйство монастыря.
Существует и второй тип подворий — архиерейские. В Русской Православной церкви они в первую очередь патриаршие. Таким статусом нарекаются не просто церкви, а приходы, где настоятель поставлен служить лично Патриархом, минуя епископа, на чьей территории находится церковь. Порой патриаршие подворья могут служить и временной резиденцией предстоятеля.
Косвенно с церковью связаны и мирские территориальные единицы. Например, село, слобода или погост. Последний сегодня распространен в значении «кладбище», но так было не всегда. Впрочем, все подробности в следующей статье 👇: