Малоизвестные религии России

Малые и неизвестные религиозные течения в России
Небольшая община «бажовцев», запрещенные последователи Виссариона и даже марийская вера — всё это малоизвестные религии на территории России.

Типичный лесок около дороги. Трава чуть ниже колена, стройные, еще не старые березы шумят кроной где-то наверху, заглушая чириканье птиц. Таких рощиц тысячи в Марий Эл, но эта выделяется тем, что на стволе большой березы прикреплена табличка с непонятным словом «Кюсото», написанном на марийском. В воскресный день с самого раннего утра сюда едут марийцы. Кто-то из соседней деревни, кто-то — с другого конца республики, а есть и те, кто приехал из других регионов. Все они деловито идут по проселочной дороге, неся с собой ведра, тазы, гусей, уток и огромные пакеты, набитые кухонной утварью.

Это не просто участок леса, а священная роща Кюсото и в ней проводится ритуал марийской традиционной религии. Она отлична от православия и ислама и больше близка к язычеству, хотя сами мари этот термин не любят. «Язычник, он в лесу на березу молится, а у нас свои боги!», — говорят они.

«Свои боги» есть у десятков малоизвестных религий в России. Одни из них пугают людей, другие привлекают тысячи последователей, а есть и те, которые становятся объектом прокурорских проверок и перестают существовать, попадая под определение религиозного экстремизма. Но о таких поговорим ниже, а пока о том, что же представляет собой традиционна марийская религия.

Марийская вера — рощи и жертвы

Модель мира для марийцев — это дерево. Оно соединяет подземный мир внизу, космос наверху и мир людей посередине. Именно поэтому мари молятся в рощах (кюсото) у священных деревьев (онапу) своим богам. Посредником между ними и людьми выступают карты — своеобразные жрецы мари. Это именно они по известным только им признакам выбирают священные рощи и устанавливают очередность молений в них.

Ритуалы проводятся нечасто, гораздо реже, чем службы в храмах традиционных религий. Первый его этап — принесение жертвы. В качестве оной выступают в основном утки и гуси, реже — мелкий рогатый скот. Тушки птиц разделывают, крылья, головы и лапы откладывают отдельно — для бога. Остальное отправляют вариться в огромные котлы, похожие на ведьминские чаны из сказок. Ритуальные костры и готовка — это второй этап. Главное здесь — дым и пар, которые уходят в небеса и попадают прямо к богам. Несколько часов вокруг костров кипит жизнь: женщины разделывают мясо и готовят своеобразные котлеты из крови жертвенных животных и домашних круп; мужчины следят за котлами и колют дрова. К слову, они привозные, ибо в священной роще нельзя ни то что рубить деревья, а и даже ломать веточки или рвать траву. Именно поэтому после обряда место тщательно чистится, а земля выскребается от крови.

Ритуал заканчивается молитвой, которую творит жрец-карт. Она длится около часа, а после этого мари встают в очередь к котлам с ведрами, тазами, тарелками и даже ведерками из-под майонеза. Далее все расходятся по роще, чтобы съесть приготовленное.

Самобытная традиционная марийская религия не имеет отдельного названия, сами мари ее называют просто — «вера». Ее сторонники не являются большинством, православных среди народа чуть больше 60%. Но есть и те, кто считает себя двоеверцами (православие и традиционная религия). Именно традиционная, а не язычество, хотя журналисты любят громко называть марийцев «последними язычниками Европы». К слову, православная церковь марийскую религию относит к деструктивной и нередко упоминает в контексте религиозного экстремизма. А всё из-за книги одного из верховных жрецов, в которой тот нелицеприятно отозвался о православных верованиях.

Аар Айыы — якутская специфика

К этническим религиям относится и якутская Аар Айыы, которую дословно можно перевести как «верховные божества», хотя сами якуты считают, что перевод смысла не передает. С конца XVII века (с прихода на якутские земли православных русских) Аар Айыы была запрещена, и постепенно массовое поклонение языческим богам сошло на нет. К концу XX века религию исповедовали единицы, а сейчас у нее начался настоящий ренессанс. После 316 лет запрета Аар Айыы официально признали в России (с 2014 года), и в настоящее время интерес общества и науки к исконной якутской религии только растет.

Согласно космогонии Айыы, мир состоит из трех частей: верхний, в котором обитают верховные божества, срединный, где живут люди, и подземный мир — обиталище злых духов. Немного похоже на марийскую религию, но отличие тут в том, что в серединном мире все материальные предметы очеловечены и у каждого из них есть свой дух-хранитель. Имеется у религии свой храм, в Якутске его называют Дом Арчы. В нем каждое воскресенье проводят ритуальный обряд благословения и очищения.

Описанные выше две религии — это самобытные этнические верования, уходящие корнями в дохристианские времена. Они популярны лишь у отдельных народов и не выходят за границы ареалов проживания. А вот другая категория религий к национальности отношение не имеет. Это сравнительно новые течения, имеющие немало сторонников. Про мормонов, адвентистов, свидетелей Иеговы, саентологов и синкретистов рассказывать смысла нет — эти учения так или иначе эксплуатируют тему единого Бога, облекая ее в экзотические формы поклонения и обрядов. Впрочем, про одно такое движение упомянуть все же стоит.

Церковь последнего завета — сибирский мессия и его братство

В 1991 году бывший красноярский гаишник Сергей Тороп взял имя Виссарион, объявил себя мессией и основал «Церковь последнего завета». Около пяти тысяч его поклонников уехали на юг Красноярского края, где на берегу озера Тиберкуль основали «Обитель рассвета» — главный духовный центр новой религии.

Идеология Виссариона была неоригинальной — грядущий конец света, и он, новый мессия, который пришел на эту землю, чтобы объединить «духовные ручейки в единую реку общей веры» и спасти тем самым человечество. В общем, о «Церкви последнего завета» можно было бы и не упоминать вовсе, если ни одно обстоятельство — последователи Виссариона умудрились построить настоящее, хоть и крошечное религиозное государство под боком у государства реального. Оно непостижимым образом встроилось в российскую жизнь. Судите сами: власти и земли Виссариону выделили, и юридическое лицо зарегистрировали, и лицензию на образовательную деятельность выправили. Так, например, собственная школа «Исток» обучала детей общины по своим программам, которые соотносились с официальным образованием лишь поверхностно.

Больше четверти века существовала «Церковь последнего завета», постепенно расширяясь и распространяя свое влияние. Но в 2020 году наступил конец. Только не света, обещанный Виссарионом, а религии как таковой. Поводом послужила смерть ребенка в общине, родителям которого «мессия» запретил обращаться к врачам. Позже оперативники ФСБ размотали и остальной клубок, в котором имелись и смерти от истощения, и удерживание людей против их воли, и много еще чего. Торопа-Виссариона и двух его заместителей арестовали (они до сих пор содержаться в новосибирском СИЗО), а саму общину ликвидировали по постановлению суда.

И напоследок о двух совсем уж крошечных, но весьма интересных религиях, существующих на просторах России.

Чуриковцы — трезвость и вера

Первая называется Общество духовных Христиан-Трезвенников Братца Иоанна Чурикова, или просто «чуриковцы». Эта религия удивительным образом сочетает в себе признаки общества анонимных алкоголиков и обычной религиозной общины. Отцом-основателем движения был самарский крестьянин Иван Чуриков, который начал проповедовать трезвый образ жизни в конце XIX века. Постепенно он оброс последователями и основал собственное учение, где возвел христианские добродетели (отказ от алкоголя в первую очередь) в абсолют. Религию признала сектантской еще царская власть, но большевики в 1917 году отнеслись к Чурикову благосклонно, разрешив ему даже основать коммуну.

Сегодняшние «чуриковцы» немногочисленны и живут в основном в Ленинградской области. В поселке Вырица Гатчинского муниципального округа у них находится «Дом Трезвости», где регулярно проходят молитвенные собрания. Первая их часть представляет собой богослужение, сопровождаемое специфическими песнопениями, вторая посвящена рассказам исцелившихся от пьянства и наркомании, а гвоздем третьей части является сжигание записок с просьбами об избавлении от пьянства перед портретом братца Ивана Чурикова.

Бажовцы — Евангелие от Урала

И последняя религия в нашем повествовании совсем уж молодая — она образовалась в конце XX века на Урале. Бажовское движение, или просто бажовство откололось от учения Рериха и оформилось в самостоятельную религию силами основателя Владимира Соболева.

Если не вдаваться в подробности, то суть сводится к оккультному толкованию сказов (не сказок — это важно!) Павла Бажова. Того самого, что написал про Хозяйку Медной горы, малахитовую шкатулку, огневушку-поскакушку и Данилу-мастера, у которого не выходит Каменный цветок. Эти и другие сказы бажовцы толкуют как Евангелие от Урала, структура которого незамысловата и линейна. История мира — это борьба всего плохого с хорошим. Она продолжается и поныне, а закончится всё Страшным Судом, после которого особое место в мире займет Россия, а точнее Урал с центром на территории древнего Аркаима.

Да-да, того самого Аркаима, в котором клокочет неведомая сила древних и ныне почти забытых культур. О том, что представляет собой это место без оккультной шелухи и мистических сказаний — в следующей статье 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий