Эвены и эвенки — в чем между ними разница

Эвены и эвенки — в чем между ними разница
Разница в букве "к", — ответят многие, и что интересно, будут не так далеки от истины. А часть людей и вовсе скажет, что эвенки и эвены — это один народ.

Эвены и эвенки — два коренных малочисленных этноса Севера — по образу жизни и обычаям стоят довольно близко друг к другу, так как произошли от тунгусо-маньчжурской группы народов. Но в то же время они отличаются. Языком, традициями, культурой, численностью, внешностью, ареалом расселения — различий много, и не все они прямо такие существенные, чтобы можно было разложить по полочкам и провести четкую черту: «вот тут эвены, а тут эвенки». Не получится. Вот и у советских этнографов не получилось, поэтому и появилась лишня буква «к». С названия народа и начнем.

От единого народа

Логично предположить, что этноним «эвен» более древний, чем «эвенк». Так оно и есть. Как считают ученые, слово связано либо с древними оленеводами увань, которые фигурируют в китайских источниках VII века, либо с самоназванием народа, где оно означает буквально «местный», «здешний» или просто «человек».

Есть происхождение и у слова «эвенк». По одной из версий оно пошло из фольклорного «эвунки есачи», что значит тоже «человек» в самом широком смысле, то есть как бы «человек вообще». Названия «эвены» и «эвенки» два народа получили в 30-х годах от советских этнографов, которые буквой «к» разграничили две группы единого в прошлом народа.

И народ этот носил хорошо всем известное имя «тунгусы». Так его прозвали якуты и потом переняли русские первопроходцы. Пришли тунгусы (будем называть их так, хотя это не совсем правильно) на территорию нынешней Сибири и Дальнего Востока из Китая, а точнее Маньчжурии, и широко разбрелись по всей территории. Занимались они охотой, оленеводством и немного рыбалкой. Примерно в XI веке единый прежде массив тунгусов разрезал на две части якутский народ, пришедший на среднюю Лену из Прибайкалья. В результате этнос естественным путем разделился на две части — на востоке ближе к побережью Охотского моря оказались эвены, а к западу от Лены вплоть до Енисея — эвенки.

Это очень приблизительная и поверхностная картина происхождения двух народов, но передающая общую суть. В деталях же была длительная ассимиляция тунгусов сначала с юкагирами, потом с коряками и якутами (эвены) или сразу с якутами (российские эвенки). Кстати, именно якуты и дали названия своим соседям, которые потом закрепились в русской литературе и науке. Эвенки стали тунгусами (от якутского тон уус — «мерзлые люди»). А эвены ламутами (ламу — «море», «озеро»). «Водное» название последних появилось из-за тяготения ламутов-эвенов к рекам и морю. Это хорошо иллюстрирует историко-этнографическая ката Лучинского. Вот, взгляните.

Ареал расселения ламутов показан малиновым — довольно компактная область у Охотского моря. И в противовес им тунгусы — огромная территория от Енисея до Чукотки.

Образ жизни и религия

Собственно, численная пропорция сохранилась и поныне. Эвенков 77 тысяч человек, и они поровну живут в России (39 тысяч) и в Китае (38 тысяч). А эвенов меньше — 19 тысяч, и все они проживают в России.

Это первое отличие между ними. Вторым можно назвать ареал обитания. Якутия приютила и тех и других, но эвенки дополнительно еще живут в Красноярском крае, Иркутской области и Бурятии. А эвены — в Хабаровском, Камчатском краях и Магаданской области.

От ареала происходит и следующее различие — образ жизни. И те и другие исстари занимались оленеводством. Только эвены оленей разводили для «прикладных» целей — мясо, шкуры. А эвенки использовали их как верховых и упряжных животных. Отсюда и разные подходы в добыче пропитания. Эвены — скотоводы и немного рыболовы. Эвенки — таежные охотники, для которых олень — это просто средство передвижения.

Что касается языка, то у эвенов и эвенков он разный, хотя и относится к единой тунгусо-маньчжурской группе. Разделение произошло еще в XIII веке, и поскольку эвенский этнос возник как результат ассимиляции с другими народами, то в их лексике много заимствованных слов, а сам язык отличается отрывистым произношением с отчетливым преобладанием твердых звуков. У эвенков язык более певучий и плавный. Но что тот, что другой языки ныне считаются исчезающими. И хоть в Якутии в последнее время активно возрождают культуру малых народов, вместо родных наречий эвены и эвенки предпочитают разговаривать на якутском или русском языках.

Интересное различие между этносами в отношении к религии. Эвены-ламуты еще в царские годы считались самым православным северным народом. Они без всякого сопротивления приняли новую веру и быстро воцерковились. Отчасти это было связано с оседлостью народа. Если эвены и кочевали, то недалеко — от моря к тайге и обратно. Эвенки же принимали православие тяжело и до сих пор сохранили у себя стойкие шаманские традиции. Недаром в Якутии самым сильным шаманом десять лет назад считался старец Савей — эвенк по национальности.

Внешность и традиции

Что касается внешности, то с ходу отличить эвенка от эвена порой не выйдет даже у них самих, что уж говорить про людей со стороны. Но ученые находят кое-какие антропологические различия. Эвены меньше ростом и выглядят субтильнее эвенков. У них немного меньше выражен монголоидный тип. Зато эвенки — классические тунгусы. Округлая форма лица, широкие дугообразные брови, выдающиеся скулы, черные жесткие волосы, рост средний и выше среднего.

Интересную характеристику эвенкам дали русские исследователи: «в отличие от неуклюжего остяка, мрачного самоеда, неприветливого и кислого якута эвенки производили более приятное впечатление, за что их прозвали «французами тундры и леса». Некоторые источники называли эвенков даже «аристократами Сибири» за богато украшенные национальные костюмы с большим количеством мелких нарядных деталей, бисера и вышивки.

У эвенов одежда скромнее, зато на ней много геометрических узоров. Вообще, любовь к прямым линиям и фигурам из них на одежде — это характерная черта всего тунгусского народа, но у эвенов она развита больше и сильнее.

Особенно много различий между эвенками и эвенами прослеживается в традициях и фольклоре. Это прямое следствие образа жизни. Охотники-эвенки почитали зверей (волка, медведя), проводили праздники на основе культа убитого животного и трепетно относились к воронам, которых считали душами людей, облаченных в птичье оперение.

У эвенов многие обряды так или иначе связаны с оленем-кормильцем. С рождения каждый эвен получал небольшое стадо оленей, которое росло вместе с ним. Право владения им человек приобретал после наступления совершеннолетия и часто такое стадо составляло основу калыма при выкупе невесты или приданого, когда девушка выходила замуж.

Особо интересен фольклор эвенов — он гораздо богаче, чем у эвенков и включает в себя не только сказки и песни, но и исторические легенды, бытовые рассказы, эпос, заклинания и, конечно, загадки. По части последних эвены особенно отличились. Они умудрились зашифровать и загадать всю вселенную — от камешка до далекого созвездия. Многие их загадки сложны для восприятия, потому как строятся по иным синтаксическим схемам, чем привычные русские загадки. Вот, например, попробуйте угадать:

  1. У неизвестного человека шесть ног, как только он чего-нибудь поест, так умрет;
  2. У серебряного коня длинный хвост. Что это?
  3. Что за неизвестный человек на голове лес носит?

Небольшая подсказка: «неизвестный человек» у эвенов — это такая универсальная форма, и необязательно подразумевает именно человека.

Правильные ответы указаны в комментариях.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий

  1. Географ и глобус

    Ответы:
    1. Комар;
    2. Игла;
    3. Лось.

    Ответить