Ханты и манси — два загадочных народа Сибири

Хантыйская девушка
Хантов и манси ученые называют обскими уграми, объединяя их в одну общность. Но это два совершенно разных народа со своими загадками и тайнами.

Слово «загадочные» в название статьи поставлено не просто так. Этнографы говорят, что два коренных народа Западной Сибири принесли науке столько загадок, что их не могут разгадать и по сей день. Например, откуда у манси одно из божеств — это всадник на лошади? При том, что они живут в тайге и что такое верховая езда, отродясь не знали. Или почему ханты так равнодушно относятся к своим шаманам — ни капли почтения или суеверного страха. А ведь рядом живут куда многочисленные ненцы, у которых шаман — это посредник между нижним и верхним миром, уважаемый человек, целитель и заклинатель.

А вообще, почему наука (а за ней и власть) объединила хантов и манси в единую общность? И округ у них Ханты-Мансийский, и столица в нем Ханты-Мансийск, и идут эти два народа уже долгое время рука об руку, хотя при всей своей внешней похожести у них не так много общего.

Происхождение

Представители народа ханты
Ханты живут более рассредоточено в центре и на Севере Западной Сибири
Манси
А манси живут на западе Югры

Этнографы относят хантов и манси к уграм — этим этническим именем называют три современных народа. Два вышеперечисленных, а с ними еще и венгров. Да, современные венгры (мадьяры) — это дальние родственники хантов и манси. Давным-давно они откочевали с Севера на Запад и утратили связь со своей прародиной. А вот ханты и манси остались на севере Западной Сибири, хотя тоже изменили свое местоположение.

Вообще, два этноса вначале жили не в Сибири вовсе, а на Северном Урале. Манси в западных его областях, ханты — в восточных. О том, как они там очутились, у этнографов нет единого мнения. Вероятно, манси пришли с южных степей (и принесли оттуда образ всадника как одного из божеств). А родина хантов — древние тюркские земли на Алтае.

Ханты и манси на карте
Ареалы расселения хантов, манси и венгров на карте

Когда русские первопроходцы двинулись в XVI веке покорять Сибирь, они сместили манси с Западного Урала на Восточный. Народ пришел на речки Лозьва, Сосьва — в места, где жили ханты. Те, в свою очередь, потеснили самоедов–ненцев, которые ушли на север. Такая картина с расселением сохранилась и поныне. Манси занимают западный Березовский район Ханты-Мансийского АО — это там, где в ссылке умер «счастья баловень безродный» Александр Меншиков. А ханты расселились восточнее — в центре автономии и ближе к границам Томской области.

Сходства и различия

Внешне это почти два одинаковых этноса, и различить их почти невозможно. Оба народа низкорослые (155–160 сантиметров), субтильного телосложения (полные у них встречаются редко) с ярко выраженными монголоидными чертами и карими (реже зелеными) глазами. Единственное отличие — у манси чаще во внешности встречаются европейские черты.

Вогулы
Вогулы (манси) на рисунке русских этнографов XIX века

Но есть и различия, и их достаточно много. Начать стоит с образа жизни. Манси — это типичные лесовики, которые всегда занимались охотой, рыболовством и преимущественно вели оседлый образ жизни. Жили они в простых домах, а позже в рубленых избах. Ханты — полукочевой народ. У них на первом месте всегда стояло оленеводство, а охота и рыбалка были второстепенным занятием. И это понятно — вытесненные с Урала, они очутились на бескрайних тундровых просторах, где только и оставалось, что гонять оленей, двигаясь с ними с места на место. Поэтому ханты более близки нашему представлению о северном народе — в качестве жилья они использовали чум (этому их научили ненцы), а те, кто жил южнее, предпочитали земляные дома, накрытые дерном.

Хантыйки
Хантыйские женщины, 20-е года XX века

Далее — самоназвание народов. Ханты и манси — это суть одного слова, а именно «человек». Просто различия в языке привели к таким расхождениям. А вот русские первопроходцы предпочитали называть народы по-другому. Манси — вогулами, а хантов — остяками. И даже столица их автономии город Ханты-Мансийск до 1940-го носил имя Остяко-Вогульск.

Следующее различие в самоорганизации народов. Ханты более многочисленные (их сейчас насчитывается 31 тысяча) и раздробленные. Они занимают большой ареал в Западной Сибири и делятся на три этнические группы — восточные, северные и южные. А языковых наречий в этих группах существует аж 13 штук — обдорское, приобское, васюганское, прииртышское и т. д. Друг друга ханты из разных групп поймут. А вот соседей манси — едва ли.

Изба у манси
Нор-кол — бревенчатый дом народа манси
Ханты на фоне чума
Чум — традиционное жилище хантов

Те живут более компактно (по последней переписи 12 тысяч) и социальная организация у них с древнейших времен была сложнее. У манси существовали свои уделы, которыми правили знатные князья с дружинами и назначенными воеводами. А этнических групп у них две: одна называется Пор, а другая Мось. Вот именно последняя и задает загадки ученым. У представителей Мось центральное божество — это всадник Мир-сусне-хум, изображенный верхом на лошади. Но откуда таежный народ мог что-то знать о верховой езде, ведь в ареале их проживания были только болота и реки? Соседние северные народы поклонялись всегда медведю, лосю, бобру. А эти тому, чего никогда не видели. Существует лишь догадка и связана она с происхождением народа. Некоторые ученые считают, что манси пришли на Урал тысячи лет назад из Персии и пронесли сквозь века образ всадника, превратив его в божество. Но если это так, то тогда корни этноса надо относить не к древним тюркам, а праиндийским народам.

Идолы и божества

Божок народа манси
Всадник на лошади — идол мансийцев

И коль уж заговорили о божествах, то стоит немного подробней остановиться на религии хантов и манси. Их сходство между собой и в то же время отличие от прочих северных этносов заключается в том, что остяки и вогулы потрясающе легко заимствовали вещи других народов, превращая их в свои культовые атрибуты. Их еще несколько столетий назад привели к православной вере, но свою древнюю религию они сохранили, причудливо вплетя в нее православные каноны.

Например, самый почитаемый святой для манси — это Георгий Победоносец. Почему? Да потому что он на коне и олицетворяет собой всадника Мир-сусне-хума. И в то же время рядом с иконой мансийская семья хранила детскую игрушку, сделанную где-нибудь в Ярославле и привезенную в тайгу купцами. Коряво слепленная фигурка из папье-маше почиталась не меньше иконы. А все потому, что она изображала человека на лошади.

А у хантов другая история. Там главное божество не всадник, а большая лягушка, из чрева которой по их представлениям и пошли все люди. Поэтому этнографы совсем не удивлялись, когда в чумах у хантов видели детские лейки, выполненные в виде лягушки. Для них главное облик, а то, что это лейка — вторично. На фигурку обязательно следовало надеть халатик и шапочку — это такой своеобразный отличительный признак идола. Доходило даже до того, что ханты обряжали бутылки из-под коньяка, завезенные в тундру русскими купцами. А все потому, что они были в форме медведя.

Идолы хантов
Хантыйские божки в специальном амбарчике

Ученый Сергей Бауло, заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН, рассказывал такой случай. Однажды в экспедиции он увидел у старого ханта странного идола в одежде с непременной маленькой шапочкой. С первого раза было сложно понять, что за вещь скрывается под слоем ткани. Получив разрешение, он «раздел» фигурку и обнаружил в ее основе наконечник железного копья из древних веков. Видимо, тот, кто его нашел первым, обернул вещь в лоскут, посчитав ее божественной. Потом в еще один и еще… Прошло лет 20, и все уже забыли, что там внутри. Последующие поколения сшили халатик и шапочку. Вот так и появился идол, которому поклонялись ни одну сотню лет.

Интересно отношение хантов и манси к шаманизму. Оба этноса считают, что им не нужен посредник между человеком и «верхним миром». Проводниками в него служат как раз-таки идолы, а не такие же люди. Поэтому у манси шаманов нет вовсе, а у хантов они выполняют лишь целительские функции. И это удивительно, так как соседние ненцы своих шаманов боготворят. Но зато у них нет таких многочисленных и разнообразных идолов, как у героев повествования.

Шаман у хантов
Хантыйский шаман

Медвежий ритуал

И напоследок о ритуалах. Вернее, об одном. И ханты, и манси отмечают медвежий праздник. В советские времена его почему-то запрещали, а сейчас он в сильно видоизмененном виде проводится в основном для туристов.

Медведь для двух народов был одним из основных божеств, наряду с оленем, всадником и лягушкой. Кроме того манси его считали даже братом человека. И при этом охотились на него. Получается, убивали и божество, и брата. И чтобы загладить свою вину, народы проводили обряд, который носил характер извинения. Первое, на чем делали акцент, это то, что не человек убил медведя, а вот эта «огненная палка» (ружье) и вот этот «железный камень» (пуля). При этом обряд проходил вокруг туши убитого животного обязательно в масках, чтобы медведь не узнал своих убийц.

Медвежий праздник
Медвежий праздник у манси

А вторая часть ритуала следовала уже после разделки туши. Тогда маски снимались, шкура расстилалась на земле, впереди клалась голова и около нее жители деревни танцевали и пели обрядовые песни, радуясь тому, что их посетило божество (пусть и таким насильным способом).

Вот такие вот непохожие и одновременно в чем-то одинаковые два северных народа. Привычный образ жизни из них нынче ведут немногие, а в основном бывшие остяки и вогулы расселились по городам, ассимилировавшись и позабыв обычаи предков.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий