Ительмены — камчатские индейцы

Гены, образ жизни и отчасти даже мифология объединяют камчатских ительменов с далекими от них индейцами Северной Америки.

Вообще-то многие народы дальневосточного севера — это генетические родственники индейцев Северной Америки. Но ительмены особенно гордятся этим фактом и считают себя прямыми потомками свободолюбивых «детей прерий» с соседнего континента. Однако внешний облик, быт и традиции этого народа совсем не похожи на индейские. Да и известны они в России гораздо меньше, чем коряки или эвены. Кто же такие, эти ительмены, которых современная наука считает одним из древнейших северных народов, а сами себя они скромно именуют «живущие здесь»?

Пострадали за оседлость

Праздник Алхалалалай у ительменов
Ительмены на празднике Алхалалалай

«Здесь» — это на Камчатском полуострове, преимущественно в его северо-западной части. Именно там сейчас остались места компактного проживания ительменов, которых на 2021 год в России насчитывалось 2600 человек. А два столетия назад их было почти 17 тысяч человек и жили они по всей территории Камчатки, деля землю с коряками. Но те предпочитали кочевой образ жизни, а ительмены всегда были оседлым народом, селившимся вдоль рек и на берегу моря. Эта особенность сильно отразилась на их дальнейшем историческом пути.

Когда на Камчатку пришли русские казаки, первыми, кого они принудили платить дань, были доступные и удобные ительмены. А те не сильно-то и сопротивлялись. И даже русское крещение они восприняли довольно легко — мол, есть наши боги, а тут к ним добавился еще один — будем уважать и его. Это привело к довольно ранней ассимиляции ительменов и последующему «вымыванию» народа. Да, были те, кто не покорился казакам и уходил в недоступные им места на западном побережье полуострова. Были те, кто воевал против них, стреляя отравленными стрелами. Но в основном ассимиляция шла довольно активно, и в XVIII веке многие ительмены уже переехали в русские избы, стали креститься, принимать имена и фамилии по фамилиям местных священников.

Ительменскиий счет
Учебное пособие по изучению ительменского языка

Не сразу и не вдруг, но ительмены начали терять связь с корнями. Значительно ускорил этот процесс Хрущев, который в 50-е годы объявил о создании единой общности «советских людей». И эта «советизация» приняла на Камчатке трагичные формы. Корякам было легче — они и при советской власти предпочитали кочевать с места на место. А вот оседлым ительменам некуда было прятаться от чиновников, которые приезжали в села и забирали детей в интернаты. А там только русский язык, каша и соленые огурцы вместо привычной речи, черемши и юколы.

И хоть такая интенсивная «советизация» продлилась недолго, она привела к тому, что в 1989 году ительменский язык считали родным только 20% народа. И то, это были люди за 50 лет. Молодежь не знала ничего об истории этноса и не умела говорить на родном языке.

Ительмены в индейских одеждах
Ительмены в костюмах, подаренных родственным племенем из Канады

В современное время ситуация выправляется — есть книги на ительменском, существуют языковые курсы, возрождаются культурные традиции. Например, обрядовый праздник Алхалалалай, который стал известен прежде всего своим танцевальным марафоном. 17 часов и 5 минут — вот рекорд, поставленный на нем в 2020 году.

Долголетие и дурманящие мухоморы

Да, ительмены — выносливые люди. Несмотря на оседлую жизнь, они не обросли ленивым жирком, не утратили ловкость и сноровку. И в этом они похожи на своих далеких собратьев из Северной Америки. А вот чем ительмены отличались от индейцев, так это труднообъяснимым для науки долголетием. И в самом деле, средняя продолжительность жизни ительменов составляет 70–75 лет, в то время как их соседи коряки и эвены живут на 10–15 лет меньше. В чем причина такого богатырского здоровья — загадка. Может быть, гены, а может образ жизни этноса.

А он у них был довольно суров. Жили ительмены в полуземлянках, углубленных на полтора метра. В летнее время строили шалаши, размещая их над землей на длинных 4-метровых шестах. Издали их поселения выглядели как города с башенками, чем немало удивляли пришлых казаков. Промеж себя они называли их балаганами. Причина постройки такого необычного дома была проста — так людей не могли достать хищники, да к тому же между шестов свободно гулял ветер, что позволяло там сушить рыбу.

Ительменские хижины
Ительменские жилища. Рисунок XVIII века

Именно рыба всегда была основной пищей ительменов. Причем, единственные из камчатских народов, они научились ее термически обрабатывать. И не просто запекать на углях — тут большого ума не требовалось — а именно что варить. При этом ительмены не знали что такое металлический котел и поступали хитро. В деревянную емкость с водой они бросали раскаленные камни, а когда вода нагревалась, то следом туда отправлялась рыба.

Но особенно любили ительмены рыбные деликатесы, которые могут шокировать современного человека. Рыбьи головы перекладывали икрой и заквашивали в специальных емкостях. Когда эта мешанина начинала выделять устойчивый душок, их промывали и ели с особым удовольствием.

И не только сами, а еще и потчевали гостей. Вообще, про обычаи гостеприимства ительменов стоит привести цитату российского мореплавателя Отто Коцебу, который довольно подробно описал их быт:

Чтобы обойтись с гостем возможно учтивее и не подать повода для войны, хозяин прежде всего так натапливал свое подземное жилище, что жара в нем становилась почти невыносимой. Затем как хозяин, так и гость раздевались донага, и последнему предлагалось огромное количество кушаний, причем в очаге непрерывно поддерживался огонь. Наконец, гость сознавался, что сыт по горло и не может больше выносить жару. Это означало, что все правила хорошего тона соблюдены, и теперь хозяин мог потребовать от гостя подарков за свое гостеприимство.

На подобных вечеринках в качестве обязательного «десерта» выступали мухоморы, которые способствовали своеобразному опьянению гостей и хозяев. Дурман в головах мог держаться сутки и более, и все это время люди развлекали себя песнями и, как писал Коцебу, «талантливым подражанием людям и животным».

Ительменские "страшные лица"
По местным поверьям отпугнуть духов можно, сделав «страшное лицо». Победительница конкурса гримас на ительменском празднике Алхалалалай

Сейчас мухоморы давно уже отошли в прошлое, а в качестве дурмана выступает универсальный алкоголь, ставший реальной проблемой для всех народов Камчатки и не только. «Большинство нашего поселка просто спились», — с горечью отмечает Наталья, жительница села Ковран — одного из мест компактного проживания ительменов.

Ни-ни

Но не будем о грустном. Лучше познакомиться с семейным укладом ительменов прошлого. А тут есть немало любопытного. Например, пережитки матриархата. Выражалось это в ительменском сватовстве, которое могло затянуться на год, а то и пять лет. Обычай заключался в том, что мужчина переселялся в жилище понравившейся ему девушки, где на правах слуги выполнял любую работу. И это могло длиться довольно долго. При этом плотские утехи не только не возбранялись, но и даже допускалось заниматься ими с посторонними людьми.

Сложно сказать, где заканчивался период сватовства и начиналась семейная жизнь, ведь никакой свадьбы у ительменов не существовало. Просто проводился обряд под названием гватей. Это когда подруги и родственники невесты обряжали ее в многослойные одежды, связывали веревками руки и ноги, а жених должен был все это распутать при активном сопротивлении родственниц женского пола. Они царапали и кусали мужчину, порой нанося ему серьезные травмы. После их исцеления обряд продолжался, и так пока жених не распутает все оковы и не доберется до лона невесты. Когда девушка произносила «ни-ни», брак считался заключенным.

Парень и девушка у ительменов
Свадебные традиции ительменов давно уже в прошлом

Так же легко и фривольно как добрачная жизнь, проходила у ительменов и жизнь семейная. Мужчине допускалось ходить на сторону и иметь вторую жену. Но при этом он должен был спросить разрешение у первой. Если дамы нравились друг другу, то все вместе начинали жить одной большой семьей. Если нет, то мужчина вынужден был переходить из одного дома в другой, деля свое внимание между женами поровну.

Рай под землей

Еще одной отличительной особенностью ительменов было отношение к смерти. Во-первых, они делили мир на три части — верхний, серединный и нижний. В первом живут многочисленные боги, во втором ительмены, а в подземном мире тоже они, но только перерожденные. Такое своеобразное представление о рае, только наоборот.

А во-вторых, ительмены верили, что внизу они живут гораздо лучше, чем в середине. Именно поэтому их никогда не страшила смерть — при малейшем недовольстве реальностью они с легкостью совершали самоубийство. Когда их активно покоряли казаки, сообразительные ительмены подметили, что те при разговоре о смерти часто упоминают небеса. А это означало, что в подземном мире пришлые люди докучать ительменам не будут. Отсюда и массовые самоубийства народа на рубеже XVII–XVIII веков. Ительмены целыми деревнями запирались в своих землянках, разжигали в очаге огонь, закрывали дымоход и умирали с блаженными улыбками на лицах.

Ительменские танцы
Ительменские танцы на обрядовом празднике Алхалалалай

Вообще, религия у них довольно своеобразная. У ительменов существует некий пантеон богов, где нет кого-то главного. И при этом народ не испытывает к ним благоговейного ужаса, страха или почтения. Наоборот, боги (как правило, в образе птиц и животных) служат объектом сказок и порой довольно скабрезных историй. Так, бог-ворон Кутху у ительменов и смешной, и хитрый, и неуклюжий, и сильный одновременно. Сказки про него до сих пор в ходу, и их любят слушать дети.

Вот такие они, «камчатские индейцы», у которых кроме генетического сходства нет с американскими аборигенами ничего общего. Да и по поводу родства сами ительмены порядком сомневаются. Ведь землю создал именно ворон Кутху. Он же высидел яйца, из которых на свет появились первые люди. Кто? Разумеется, ительмены.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Географ и Глобус
Добавить комментарий