Вообще-то многие народы дальневосточного севера — это генетические родственники индейцев Северной Америки. Но ительмены особенно гордятся этим фактом и считают себя прямыми потомками свободолюбивых «детей прерий» с соседнего континента. Однако внешний облик, быт и традиции этого народа совсем не похожи на индейские. Да и известны они в России гораздо меньше, чем коряки или эвены. Кто же такие, эти ительмены, которых современная наука считает одним из древнейших северных народов, а сами себя они скромно именуют «живущие здесь»?
Пострадали за оседлость
«Здесь» — это на Камчатском полуострове, преимущественно в его северо-западной части. Именно там сейчас остались места компактного проживания ительменов, которых на 2021 год в России насчитывалось 2600 человек. А два столетия назад их было почти 17 тысяч человек и жили они по всей территории Камчатки, деля землю с коряками. Но те предпочитали кочевой образ жизни, а ительмены всегда были оседлым народом, селившимся вдоль рек и на берегу моря. Эта особенность сильно отразилась на их дальнейшем историческом пути.
Когда на Камчатку пришли русские казаки, первыми, кого они принудили платить дань, были доступные и удобные ительмены. А те не сильно-то и сопротивлялись. И даже русское крещение они восприняли довольно легко — мол, есть наши боги, а тут к ним добавился еще один — будем уважать и его. Это привело к довольно ранней ассимиляции ительменов и последующему «вымыванию» народа. Да, были те, кто не покорился казакам и уходил в недоступные им места на западном побережье полуострова. Были те, кто воевал против них, стреляя отравленными стрелами. Но в основном ассимиляция шла довольно активно, и в XVIII веке многие ительмены уже переехали в русские избы, стали креститься, принимать имена и фамилии по фамилиям местных священников.
Не сразу и не вдруг, но ительмены начали терять связь с корнями. Значительно ускорил этот процесс Хрущев, который в 50-е годы объявил о создании единой общности «советских людей». И эта «советизация» приняла на Камчатке трагичные формы. Корякам было легче — они и при советской власти предпочитали кочевать с места на место. А вот оседлым ительменам некуда было прятаться от чиновников, которые приезжали в села и забирали детей в интернаты. А там только русский язык, каша и соленые огурцы вместо привычной речи, черемши и юколы.
И хоть такая интенсивная «советизация» продлилась недолго, она привела к тому, что в 1989 году ительменский язык считали родным только 20% народа. И то, это были люди за 50 лет. Молодежь не знала ничего об истории этноса и не умела говорить на родном языке.
В современное время ситуация выправляется — есть книги на ительменском, существуют языковые курсы, возрождаются культурные традиции. Например, обрядовый праздник Алхалалалай, который стал известен прежде всего своим танцевальным марафоном. 17 часов и 5 минут — вот рекорд, поставленный на нем в 2020 году.
Долголетие и дурманящие мухоморы
Да, ительмены — выносливые люди. Несмотря на оседлую жизнь, они не обросли ленивым жирком, не утратили ловкость и сноровку. И в этом они похожи на своих далеких собратьев из Северной Америки. А вот чем ительмены отличались от индейцев, так это труднообъяснимым для науки долголетием. И в самом деле, средняя продолжительность жизни ительменов составляет 70–75 лет, в то время как их соседи коряки и эвены живут на 10–15 лет меньше. В чем причина такого богатырского здоровья — загадка. Может быть, гены, а может образ жизни этноса.
А он у них был довольно суров. Жили ительмены в полуземлянках, углубленных на полтора метра. В летнее время строили шалаши, размещая их над землей на длинных 4-метровых шестах. Издали их поселения выглядели как города с башенками, чем немало удивляли пришлых казаков. Промеж себя они называли их балаганами. Причина постройки такого необычного дома была проста — так людей не могли достать хищники, да к тому же между шестов свободно гулял ветер, что позволяло там сушить рыбу.
Именно рыба всегда была основной пищей ительменов. Причем, единственные из камчатских народов, они научились ее термически обрабатывать. И не просто запекать на углях — тут большого ума не требовалось — а именно что варить. При этом ительмены не знали что такое металлический котел и поступали хитро. В деревянную емкость с водой они бросали раскаленные камни, а когда вода нагревалась, то следом туда отправлялась рыба.
Но особенно любили ительмены рыбные деликатесы, которые могут шокировать современного человека. Рыбьи головы перекладывали икрой и заквашивали в специальных емкостях. Когда эта мешанина начинала выделять устойчивый душок, их промывали и ели с особым удовольствием.
И не только сами, а еще и потчевали гостей. Вообще, про обычаи гостеприимства ительменов стоит привести цитату российского мореплавателя Отто Коцебу, который довольно подробно описал их быт:
Чтобы обойтись с гостем возможно учтивее и не подать повода для войны, хозяин прежде всего так натапливал свое подземное жилище, что жара в нем становилась почти невыносимой. Затем как хозяин, так и гость раздевались донага, и последнему предлагалось огромное количество кушаний, причем в очаге непрерывно поддерживался огонь. Наконец, гость сознавался, что сыт по горло и не может больше выносить жару. Это означало, что все правила хорошего тона соблюдены, и теперь хозяин мог потребовать от гостя подарков за свое гостеприимство.
На подобных вечеринках в качестве обязательного «десерта» выступали мухоморы, которые способствовали своеобразному опьянению гостей и хозяев. Дурман в головах мог держаться сутки и более, и все это время люди развлекали себя песнями и, как писал Коцебу, «талантливым подражанием людям и животным».
Сейчас мухоморы давно уже отошли в прошлое, а в качестве дурмана выступает универсальный алкоголь, ставший реальной проблемой для всех народов Камчатки и не только. «Большинство нашего поселка просто спились», — с горечью отмечает Наталья, жительница села Ковран — одного из мест компактного проживания ительменов.
Ни-ни
Но не будем о грустном. Лучше познакомиться с семейным укладом ительменов прошлого. А тут есть немало любопытного. Например, пережитки матриархата. Выражалось это в ительменском сватовстве, которое могло затянуться на год, а то и пять лет. Обычай заключался в том, что мужчина переселялся в жилище понравившейся ему девушки, где на правах слуги выполнял любую работу. И это могло длиться довольно долго. При этом плотские утехи не только не возбранялись, но и даже допускалось заниматься ими с посторонними людьми.
Сложно сказать, где заканчивался период сватовства и начиналась семейная жизнь, ведь никакой свадьбы у ительменов не существовало. Просто проводился обряд под названием гватей. Это когда подруги и родственники невесты обряжали ее в многослойные одежды, связывали веревками руки и ноги, а жених должен был все это распутать при активном сопротивлении родственниц женского пола. Они царапали и кусали мужчину, порой нанося ему серьезные травмы. После их исцеления обряд продолжался, и так пока жених не распутает все оковы и не доберется до лона невесты. Когда девушка произносила «ни-ни», брак считался заключенным.
Так же легко и фривольно как добрачная жизнь, проходила у ительменов и жизнь семейная. Мужчине допускалось ходить на сторону и иметь вторую жену. Но при этом он должен был спросить разрешение у первой. Если дамы нравились друг другу, то все вместе начинали жить одной большой семьей. Если нет, то мужчина вынужден был переходить из одного дома в другой, деля свое внимание между женами поровну.
Рай под землей
Еще одной отличительной особенностью ительменов было отношение к смерти. Во-первых, они делили мир на три части — верхний, серединный и нижний. В первом живут многочисленные боги, во втором ительмены, а в подземном мире тоже они, но только перерожденные. Такое своеобразное представление о рае, только наоборот.
А во-вторых, ительмены верили, что внизу они живут гораздо лучше, чем в середине. Именно поэтому их никогда не страшила смерть — при малейшем недовольстве реальностью они с легкостью совершали самоубийство. Когда их активно покоряли казаки, сообразительные ительмены подметили, что те при разговоре о смерти часто упоминают небеса. А это означало, что в подземном мире пришлые люди докучать ительменам не будут. Отсюда и массовые самоубийства народа на рубеже XVII–XVIII веков. Ительмены целыми деревнями запирались в своих землянках, разжигали в очаге огонь, закрывали дымоход и умирали с блаженными улыбками на лицах.
Вообще, религия у них довольно своеобразная. У ительменов существует некий пантеон богов, где нет кого-то главного. И при этом народ не испытывает к ним благоговейного ужаса, страха или почтения. Наоборот, боги (как правило, в образе птиц и животных) служат объектом сказок и порой довольно скабрезных историй. Так, бог-ворон Кутху у ительменов и смешной, и хитрый, и неуклюжий, и сильный одновременно. Сказки про него до сих пор в ходу, и их любят слушать дети.
Вот такие они, «камчатские индейцы», у которых кроме генетического сходства нет с американскими аборигенами ничего общего. Да и по поводу родства сами ительмены порядком сомневаются. Ведь землю создал именно ворон Кутху. Он же высидел яйца, из которых на свет появились первые люди. Кто? Разумеется, ительмены.