Стоит сказать сразу: разницу между селом и деревней знают практически все. Но вот какое место в провинциальной иерархии населенных пунктов занимает поселок, известно немногим. А если подумать, то можно в этот ряд поставить выселки, хутора, станицы, слободы и совсем уж экзотические посады с погостами. Всё это населенные пункты, но вот чем они отличаются друг от друга?
Село и деревня
Начнем с очевидного — деревня и село. Первое название произошло вовсе не от слова «дерево» и не от деревянного дома, а от слова «двор». В значении «крестьянское селение» оно стало употребляться с конца XVII века. В сущности, в старину любой дом с двором мог называться деревней. Но по одному наши предки селились редко, поэтому несколько дворов с пашнями и огородами образовывали полноценную деревню.
Её главной отличительной чертой было отсутствие церкви, потому как деревня с церковью переходила в другую градацию и называлась селом. Село — уже более крупный населенный пункт как по количеству жителей, так и по наличию инфраструктуры. В царской России при упоминании административного устройства ходила фраза «село с деревнями», которая подразумевала некий центр сельской жизни и пестуемые им окрестные деревеньки.
В советское время эта градация сохранилась. И хоть многие церкви власть посносила, в селе, как правило, размещались колхозные усадьбы и прочая «цивилизация» — органы власти (сельсоветы), клуб, больница, школа. А в деревнях в лучшем случае находилась начальная школа, а из медицинской инфраструктуры — фельдшерский пункт. Про клуб и говорить нечего — по субботам в центральное село пешком, на мотоциклах и велосипедах стекалась молодежь из деревень на какой-нибудь фильм или танцы. Одним словом, село было основной внегородской административной единицей. Неслучайно даже известная утренняя передача по телевизору называлась «Сельский час», а не деревенский.
Конечно, были и исключения, и в СССР имелись образцово-показательные деревни, в которых хозяйничали колхозы-миллионеры с собственными школами-десятилетками, больницами, гроздью магазинов и домом культуры вместо клуба. Но таких населенных пунктов было немного. В настоящее же время разница между селом и деревней нивелировалась. Церкви может не быть что в одном, что в другом населенном пункте, равно как и жителей, которые из-за отсутствия работы покидают обжитые места.
Погост
К слову, о церкви. Ее наличием обязана еще одна территориальная единица, ныне устаревшая и употребляющаяся исключительно в роли кладбища. Речь идет о погосте, который в царской России ассоциировался с церковной жизнью. Но сначала в Древней Руси погостом назывался прообраз некого постоялого двора, где останавливались купцы (неслучайно «погост» и глагол «погостить» одного поля ягоды). Позже погосты трансформировались в места, где стоит церковь, кладбище при ней, дома священника, дьяконов и церковного старосты. Иными словами, погостом называлась некая обособленная территориальная единица внутри села, центром которой была церковь. При советской власти многие церкви снесли, а кладбища при них остались. Вполне логично, что их продолжали называть погостами. Продолжают и поныне.
Поселки и выселки
Сложнее всего в провинциальной географии определить рамки поселка, который и вроде город не город, и село не село. Но вначале о происхождении слова. Поселком на Руси называли поселение чужих людей близ какого-то населенного пункта. Например, перебрались в среднюю полосу выходцы с севера, образовали деревеньку где-то рядом с крупным селом, она получила название подселье или подсёлок. А вот если свои местные решили отделиться (допустим, рыбаки перебрались ближе к озеру и захотели там жить), то это место уже называлось выселком.
Значительно позже поселком стал населенный пункт, расположенный вблизи определяющего жизнь объекта. Дачный — недалеко от города для летнего отдыха жителей; рабочий — для длительного проживания рабочих возле промышленного предприятия или стройки; пристанционный — возникший рядом с железнодорожной станцией; заводской и фабричный — рядом с соответствующими объектами; вахтовый — для кратковременного проживания.
Общим у всех поселков было одно — рядом находился либо объект приложения рабочих сил, либо крупный населенный пункт. Поселков в голом поле, построенных просто так, не существовало. И, кстати, нет и никогда не было каких-то численных градаций в определении поселка. Он мог быть как крошечный (на пару сотен человек), так и гигант, сравнимый со средним городом. Так, самый большой поселок сегодняшней России — пгт Яблоновский в Адыгее с населением в 54 тысячи человек. Ему в спину дышит подмосковное Нахабино (рабочий поселок) с 51 тысячей населения.
Аул, кишлак, хутор и станица
С тремя основными населенными пунктами провинциальной России разобрались. Несколько слов уделим поселениям специфическим, характерным только для какой-то определенной географической местности. В чём различие между аулом и кишлаком? Ни в чём, ибо суть одна — сельский населенный пункт, — а регионы разные. Аулы расположены на Кавказе, в Татарстане, Башкирии. Кишлаки — в Средней Азии и Афганистане.
Примерно также обстоят дела с хуторами и станицами. Первые — это мелкие населенные пункты, состоящие из одного или нескольких дворов. Они получили распространение на Украине, Дону, Кубани, частично — на севере Казахстана при освоении новых земель. Во время коллективизации в СССР произошла ликвидация большинства хуторов.
А вот станица — более крупная административная единица, распространенная у казачества. По численности жителей и значимости в общественной жизни региона станицы могли посоперничать с иными городами. В отличие от хуторов, станицы и сейчас повсеместно можно встретить во многих южных регионах: Адыгее, Волгоградской области, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Ростовской области, Северной Осетии, Ставропольском крае и Чечне.
Посад и слобода
И напоследок осталось разобраться с двумя устаревшими и поэтому экзотическими территориальными единицами.
Оплоты княжеской власти на Руси традиционно имели в своем составе крепость, называемую позже кремлем. Это было ядро города, а за его стенами селился простой мастеровой люд. Ареал их проживания традиционно назывался посадом. Со временем крепость-кремль разрасталась, поглощая старые посады и образовывая новые. Когда случались военные действия и к стенам крепости подходил враг, всё посадское население укрывалась внутри и посильно помогало вести оборону.
Слобода — тот же самый посад, но с жителями, состоящими на государевой службе. То есть архитектурно и численно слобода ничем не отличалась от посада, а единственное различие заключалось в населении. Именно поэтому в крупных княжеских городах возникали пушкарские, стрелецкие, сокольничие, солдатские слободы. Позже название шагнуло за пределы городов — слободами в царской России стали называть сёла, в которых было больше одной церкви и имелась собственная ярмарка. Иными словами, слобода XIX века была промежуточной ступенью между городом и селом.