Бурятское нетленное чудо, или есть ли жизнь после смерти

Нетленные останки Итигэлова
В 2002 году мир облетела научная сенсация: в Бурятии обнаружили нетленные останки буддистского ламы. Но как они не разложились за 75 лет?

Разноцветный и сверкающий на солнце храм видно издалека, и проехать мимо него невозможно. Это Иволгинский дацан — главное место в буддийской культуре Забайкалья. Он находится недалеко от бурятской столицы города Улан-Удэ и никогда не пустует. В дацан едут буддисты не только из традиционной для этой религии Азии, но и адепты из Европы, преодолевая тысячи километров по незнакомой им России. А все ради главной достопримечательности дацана. Впрочем, достопримечательностью ее легкомысленно называют люди светские, а для буддистов это Нетленное Тело Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова — величайшая святыня Бурятии и всего буддистского мира.

Посмотреть на нетленные мощи в дни праздников (в остальное время тело скрыто от общего доступа) приезжают тысячи паломников, а ученые до сих пор ломают голову над феноменом нетленных останков. Как такое может быть, чтобы тело человека, умершего в 1927 году, оставалось не только нетленным, но и с живыми клетками, мягкими тканями, подвижными суставами и без признаков разложения? Неужели научный феномен? Давайте разбираться.

Как всё началось

Собственно, а кто это такой Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов, и отчего его так почитают буддисты после смерти? Хамбо-ламой раньше называли ученых монахов, позднее настоятелей монастырей, а в настоящее время это титул главы в региональных буддистских организациях.

Даши-Доржо Итигэлов занимал эту высокую должность в начале XX века. Хроники говорят, что это был выдающийся человек, чьи глубочайшие знания и непререкаемый авторитет выделял его среди других лам. Итигэлов за свою длинную жизнь написал более 50 сочинений по буддийской философии, оставил после себя фундаментальный труд по фармакологии и духовное завещание, которое и поныне почитают его последователи. В 1917 году «по состоянию здоровья» он сложил с себя полномочия и ушел на покой.

В июне 1927 года 75-летний Итигэлов призвал своих учеников, объявил им, что его время пришло и стал готовиться к смерти. Процесс заключался в чтении молитвы и постепенном входе в состояние медитации. Через семь дней хамбо-лама перестал поддавать признаки жизни, и его голова опустилась на грудь. Это был сигнал ученикам, что сознание учителя переселилось в Нирвану. Согласно его завещанию, монахи похоронили Итигэлова в кедровом саркофаге, поместив в него тело учителя в позе лотоса и засыпав доверху крупной солью.

У буддистов не принято посещать захоронения предков, но Итигэлов завещал проведать его тело через 30 лет. Сделали это раньше. В 1955 году в Бурятии произошло сильное землетрясение, и последователи хамбо-ламы опасались, что оно повредило саркофаг. Уголовно наказуемую эксгумацию монахи провели втайне. Удивительно, но тело Итигэлова совсем не разложилось, лишь только от соли расползлась одежда. Ее заменили и закопали тело вновь. Второй раз прах потревожили в 1973 году после серьезного наводнения. А в сентябре 2002 года уже с разрешения властей тело окончательно извлекли и поместили в Иволгинский дацан.

Нетленная сенсация

Такова предыстория. Главное началось позже, ведь на последнюю эксгумацию пригласили не только представителей власти, но и ученых. И вот они-то и раструбили по всему миру про удивительный феномен нетленных останков. Глядя на них, невозможно было поверить, что этот человек умер. У него был здоровый цвет лица, сохранившиеся глаза и зубы, эластичная кожа и подвижные суставы. Казалось, что тело продолжает жить своей жизнью, несмотря на то что сознание покинуло его 75 лет назад.

После проведения исследований частиц кожи Итигэлова ученые пришли к выводу, что клетки ламы не только не умерли, но и продолжают делиться, хоть и со скоростью в миллионы раз медленней, чем обычно. «В мировой практике это единственный официально зафиксированный случай» — утверждал эксперт Виктор Звягин.

Вообще, в традиционной науке принято считать, что существует три состояния тела после физической смерти (кроме непосредственно разложения). Первое — мумификация, второе — торфяное дубление, третье — жировоск, когда происходит естественная консервация тканей. Феномен Итигэлова ученые называют четвертым состоянием, поскольку органический состав его тканей соответствует таковому у живого человека. При этом нет никаких следов бальзамирования (надрезов и прочего). Разумеется, сами буддисты ничего сверхъестественного в состоянии нетленного тела не видят. «Он победил смерть и время», — вот их ответ.

Превращение в мумию

Но довольно сенсаций и загадок. Стоит логично предположить, что если бы феномен по-настоящему не подверженных разложению биологических тканей существовал, то это бы стало истиной сенсацией и темой научных исследований. А в случае с Итигэловым ученые равнодушно молчат. Ведь не может быть такого, чтобы под боком у науки находился человек в состоянии, схожим с анабиозом, и передовая мысль не способна это объяснить?

Наука действительно молчит. И тому есть причина. Дело в том, что с 2005 года указом Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева все биомедицинские исследования феномена закрыты. Нельзя не то что прикасаться к нему, а и даже вести фото и видеосъемку святыни с близкого расстояния. Официальная версия такова: науке дали возможность разобраться, она не смогла объяснить явление, следовательно, это чудо. А чудо можно только созерцать, а не лезть к нему с мирскими вопросами. Впрочем, есть и неофициальная версия: ламы были в ярости, когда снимки обнаженного Даши-Доржо Итигэлова появились в газетах.

Есть и другая причина потери интереса к нетленным останкам. Еще до запрета в 2004 году ученые второй раз произвели исследования тела Хамбо-ламы. Главная разница, произошедшая с ним за минувшее время, — это уменьшение веса и отвердевание. Профессор Российского государственного гуманитарного университета Галина Ершова замечала, что эластичность хоть и сохранилась, но стала заметно меньше, а суставы полностью потеряли подвижность. Вывод: тело Итигэлова постепенно превращается в мумию.

Подтверждают это и очевидцы, которым посчастливилось увидеть святыню в Иволгинском дацане. Нижняя часть лица Итигэлова закрыта полоской материи. Зачем, никто не объясняет, но есть предположение, что челюсть все-таки перестала держаться. Кожа выглядит очень ухоженной, что наводит на мысли о применении специальных масел и благовоний.

Просто соль и ничего больше

Хорошо, с постепенной мумификацией понятно. Но как останки не разложились в течение 75 лет? И вот тут-то ученым действительно нечего сказать. Есть предположение, что Итигэлов сознательно погрузил себя в анабиоз в 1927 году, после чего все же наступила физическая смерть. Когда именно — вопрос без ответа. Как сохранились клетки — тоже непонятно. У ученых нет даже гипотез на этот счет.

Впрочем, есть одно объяснение, насколько простое, настолько и невероятное. Тело просто крепко засолили, плотно засыпав все его складки. «Перезасолку» произвели через 30 лет, потом еще одну. Сейчас тело постепенно усыхает, а выступающую на его поверхности соль регулярно убирают влажной тряпкой (поэтому святыню в обычное время держат скрытой от глаз). Лет через 10–15 «нетленные останки» превратятся во вполне заурядную мумию. Осталось только дождаться подтверждения.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий