Зачем европейцы ели египетских мумий

Поедание толченых египетских мумий стало популярным занятием в средневековой Европе. Дикарский обычай продержался вплоть до 1924 года.

Бабушкины рецепты, мудрость предков, лечение природой… Эти слова люди регулярно слышат с экранов телевизоров, когда заходит речь о народных способах лечения. Как будто несколько веков назад лекарственные средства могли творить чудеса. Да, они творили, но только не чудеса, а форменную дичь. Про лечение радиоактивным радием в начале XX века знают многие, но что, если заглянуть еще на два столетия назад? А там обнаруживается такой интересный метод поправки здоровья, как лечебный каннибализм.

В средние века толченых покойников аптекари прописывали как панацею от мигреней, желудочных расстройств, вывихов, переломов, ожогов и болей в сердце. Повальное увлечение порошком из мумий охватило всю «просвещенную» Европу и продержалось вплоть до начала XX века. И самое интересное тут то, что есть сушеную мертвечину европейцы стали из-за… лингвистической ошибки.

Битум и фараоны

Всё началось с персов, живших на территории современных Ирака и Ирана. Это они обнаружили лечебные свойства природного битума. Современная наука не относит этот продукт к полезным. Наоборот, битум называют одним из наиболее инертных химических веществ в природе — он не взаимодействует с кислотами и щелочами и никак не влияет на человеческий организм. Единственное, на что он способен, это консервировать ткань, так как битум не пропускает воду и воздух. Поэтому вавилонские персы использовали природную смолу (кстати, продукт выветривания нефти) для лечения открытых ран, чтобы не заносить туда заразу. И только.

Персидский народ называл битум словом «мум», и уже от них оно стало известно арабам. Когда те в VII веке покорили Персию, то познакомились и с методами персидской медицины, в том числе. В арабском языке «мум» трансформировался в «мумих’я», а потом и просто в «муми».

Кстати, лекарственная смола мумиё — продукт растительного происхождения — никак с мумиями не связан, но название получил от арабского «муми» так как по органолептическим свойствам схож с природным битумом.

Дальше неугомонные арабы завоевывают Египет и знакомятся с его погребальной культурой — всеми этими пирамидами, сфинксами и забальзамированными останками фараонов и жрецов. Арабские врачеватели обращают внимание на бинты, которыми оборачивали тела при бальзамировании, так как они пропитаны веществом, подозрительно похожим на персидский «мум». На самом-то деле египтяне применяли вовсе не битум, а камедь и вязкое кедровое масло, но результат достигался тот же, что и при битуме — обернутое пропитанными бинтами тело не разлагалось.

Но арабским ученым даже не приходило в голову использовать египетский «битум» для врачевания хворей и болячек. Зато вместо них это с успехом сделали европейцы в эру крестовых походов. В трудах ученых с Востока средневековые просвещенные монахи обнаружили упоминание про лечебные свойства «муми» и про египетских фараонов, которые, по мнению арабов, тоже были забальзамированы при помощи «муми». Логически связать одно с другим не составило труда. И вот уже средневековый ученый итальянец Герард Кремонский называет бальзамированных фараонов «мумиями» и сообщает об их лечебных свойствах. Не специально, нет. Просто в силу неточного перевода. Обычная лингвистическая ошибка.

Мумиевый ажиотаж

Но ее оказалось достаточно, чтобы в Европе начался ажиотаж на египетских высушенных фараонов и жрецов. Их в Европу ввозили десятками. Аптекари разрывали их на куски и продавали вместе с погребальными бинтами как средство от всех хворей. Но так мумии быстро заканчивались, и тогда европейские лекари придумали толочь их. Получившийся затем порошок продавали втридорога, рекомендуя добавлять его в еду и питье как панацею от всего.

Так к концу XVI века в Европе формируется полноценный рынок лекарств из высушенной человеческой плоти. Но вот проблема: ресурс-то оказался не бесконечным. За несколько лет весь запас усопших египетских аристократов успешно израсходовали. А дальше что? Спрос немного поддержали мумии с Канарских островов — тамошний древний народ гуанчи обладал техникой бальзамирования. Но и там нетленные останки быстро закончились.

Спрос, как известно, порождает предложение. И вот уже в Египте народ начал рыскать по всей стране в поисках мумий, которые затем везли в Каир и отправляли в Европу. Но находок с каждым годом становилось все меньше и меньше. Арабы не понимали, как можно было есть эту гадость, но упускать возможность заработать на европейском ажиотаже они не собирались. И вот в ход пошли уже «свежие» мумии. Брали тела казненных преступников, умерших нищих, рабов и мумифицировали их естественным способом (с использованием жаркого сухого воздуха). Ни о каком битуме тут и речи не шло — разве что для маскировки тела оборачивали пропитанными смолой бинтами.

Европейские аптекари успешно потребляли подделки, а потом и сами стали поступать также. XVI век в Европе — это эпоха расцвета «лечебного» каннибализма. Что в Лиссабоне, что в Варшаве народ свято верил в чудодейственный порошок и лечил им все болезни — от грыжи до чумы.

Странная мода

Наконец, разум и просвещение взяли верх, и уже в конце XVII века лечение толчеными мумиями большинство врачей стали называть шарлатанством. Спрос хоть и уменьшился, но не исчез совсем. Но тут в конце XVIII века случился египетский поход Наполеона. Интерес к засушенным останкам вновь взметнулся до небес. Опять активизировались арабы со своими «лже-мумиями», которые широким потоком хлынули из-за Средиземного моря в цивилизованную Европу. А в самом Египте началась вторая волна черной археологии и массовая продажа найденных бренных останков.

Однако спрос продержался недолго. Гораздо большей популярностью стали пользоваться вечеринки с разворачиванием настоящих мумий и с их публичной препарацией. Забава была «безотходным производством». После снятия всех покровов с мумии и удовлетворения любопытства присутствующих дам, засушенную плоть перепродавали аптекарям, которые по старинке продолжали толочь ее и продавать как «мумиевый порошок».

И эта торговля, вы не поверите, продержалась вплоть до 1924 года. Во всяком случае в прайс-листе старейшей фармацевтической компании «Мерк» из Германии килограмм толченой мумии стоил в тот год 12 золотых марок. А в будапештском музее «Золотой Орел» и по сей день хранится банка такого порошка.

Вот вам и бабушкины рецепты…

Увлечение «лечебным» каннибализмом по степени дикости и невежества похоже на повальную веру в чудодейственные свойства радия, который чуть больше столетия назад добавляли в зубную пасту, мыло, хлеб и шоколад 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий