Со школьных времен мы помним эпоху крестовых походов, проходивших в XI веке. Многочисленные армии рыцарей несколько раз пытались отвоевать у мусульман Иерусалим и захватить главную христианскую святыню – Гроб Господний. В 1099 году затея увенчалась успехом и на целых 100 лет Иерусалим перешел под управление крестоносцев. Однако в 1187 году последователи ислама смогли отвоевать город. Последующие крестовые походы успеха не приносили и постепенно идея святого освобождения Палестины сошла на нет.
Но вскоре произошло событие, которое вновь всколыхнуло интерес к освободительным шествиям. Событие, которое многие в ту пору называли чудом. Оно привело к самым трагическим последствиям и вошло в историю как детский крестовый поход.
“Глаголом жечь сердца людей”

Весной 1212 года 12-летний французский пастушонок по имени Стефан прибежал домой, дрожа от возбуждения. “Мама, со мной разговаривал Иисус! Он повелел мне собрать таких же, как я и отправиться в Святую землю освобождать Гроб Господний”. Запинаясь, проглатывая слова и перескакивая с одного на другое, Стефан рассказал, что когда он пас овец, к нему подошел путник в монашеских одеждах. Он рассказал мальчику о Палестине, о рыцарях, которые ее освобождали 100 лет назад, о чудесах и о Гробе Господнем. А потом монах откинул капюшон, выпрямился и сказал оторопевшему отроку: “Я сын Божий!”.
После посланец сказал Стефану, что на него возлагается ответственная миссия – собрать войско таких же детей, явиться в Иерусалим, и не мечем и огнем, а словом Божьим сокрушить неверных и овладеть Святой Землей.
Родители Стефана отнеслись скептически к диковинному рассказу, а в деревне молодого пастушка вообще подняли на смех – видано ли дело, чтобы Господь с пастухом неразумным разговаривал. Но насмешки не остановили мальчика, он был твердо убежден, что именно в его хрупких руках сейчас и находится судьба главной христианской святыни.
Сбежав из дома, он отправился в Сен-Дени, где находилось аббатство. По пути Стефан рассказывал всем свою историю. Постепенно он перестал запинаться и заикаться, его речь стала твердой и убежденной. В итоге до аббатства добрался настоящий проповедник с огнем в глазах. Бродячие прорицатели были тогда не редкость во французских землях, но Стефан выгодно выделялся на их фоне своей молодостью, верой и убежденностью в том, что он вещал народу.

Постепенно к нему стали прислушиваться. Но самый большой отклик слова пастушка находили в сердцах ровесников, которых красноречивый Стефан убеждал отправиться с собой на Святую землю. Дети примыкали к Стефану, который держал путь в Париж к королю Филиппу II за разрешением на поход. Через полмесяца до столицы Франции дошла толпа в 10 тысяч человек, которая состояла в основном из детей и подростков.
Расступись, вода!
Французский монарх заинтересовался идеей нового крестового похода без оружия, но со словом Божьим на устах. Однако ученые умы из Парижского университета и королевский кардинал уговорили монарха не ввязываться в эту авантюру. Филипп издал эдикт, который повелевал всем собравшимся расходиться по домам. Но тут произошло немыслимое – пастушок Стефан отказался подчиняться королю. Более того, на новой проповеди он объявил дополнительный набор в свое воинство и решил выдвигаться на Марсель.
Там, по его словам, молитвами Божьими море должно было расступиться и святое детское воинство смогло бы посуху дойти до Иерусалима по дну морскому. Останавливать или разгонять детей король не решился – народ бы ему этого не простил. А проповеди Стефана день ото дня становились все красочнее и проникновеннее. В мальчике проснулся настоящий дар убеждения. За короткое время народ уверовал, что воля божья позволит обратить мусульман в христианство без оружия, одним только убеждением. По пути в Марсель Стефановская детская армия только росла и ширилась. К ней присоединялись не только дети и подростки, а и самые разные люди. Были тут и отпрыски богатых семей, мечтавших повторить подвиг отцов–крестоносцев, и бедняки, надеявшиеся обрести богатство, и крестьяне, захотевшие новой жизни за морем, и даже воры, планировавшие поживиться золотишком из карманов богатых фанатиков.

Но главной движущей силой похода были подростки. Тысячи французских детей одевали на себя серые балахоны, нашивали на них красные кресты и с библиями в руках покорно шли за юным проповедником.
В Марсель пришло красно-серое воинство в количестве 30 тысяч человек. Многочисленные монахи и священники сопровождали его – все уверовали в проникновенные речи проповедника и в чудо, которое должно было произойти на их глазах.
Марсельский порт оккупировала толпа народа – все пришли смотреть как расступится море, и как святое воинство отправится по его дну напрямую в Палестину. Пастушок и его самые верные последователи зашли по колено в воду, подняли над головой самодельные кресты. Зазвучали первые слова молитвы. Вся пристань затаила дыхание в ожидании чуда. И…
Поворот не туда
Чуда не произошло. Раз за разом Стефан повторял слова молитвы, а море, словно издеваясь над ним, продолжало лениво накатывать волны на берег. По пристани пронесся вдох разочарования. Люди, посмеиваясь, начали расходиться. А Стефан все стоял на берегу, взывая к Господу.
Молитвы продолжились и на следующий день. И еще на следующий. Так прошло 5 дней. Море оставалось глухим к мольбам пастушка. Часть юных крестоносцев покинули своего предводителя, а местные жители начали роптать – толпа юных дармоедов мешала нормальной жизни и все больше раздражала марсельцев.
И тут к Стефану с предложением обратились два марсельских купца – Гуго Ферреус и Вильям Поркус. Они согласились предоставить крестоносцам 7 своих кораблей для похода в Палестину на, как сейчас бы сказали, безвозмездной основе.

“Чудо свершилось! – возликовал пастушок. – Расступилось не море, а сердце человеческое. В этом и была суть знамения. В путь!”
Каждое судно вмещало в себя 700 человек. Получается 5000 самых преданных Стефану юных и не очень крестоносцев отправились в путь, выжигать словом Божьим дорогу к Святой земле.
И всё. С тех пор долгие 20 лет о судьбе детского воинства не было ничего известно. Лишь в 1230 году в Париже объявился монах, который сопровождал отряд Стефана по пути в Палестину. Ни в какую Палестину они не приплыли. Два судна по пути разбились о рифы. А остальные пять причалили к земле. Только земля эта была вовсе не палестинская, а алжирская. А там их уже ждали.
Оказывается, предприимчивые марсельские купцы договорились с мусульманскими работорговцами, и под видом бескорыстной помощи доставили им тысячи будущих рабов. Подростков силой ссадили с кораблей и плетками погнали на невольничий рынок. Возможно некоторые из них и попали к стенам Святого города. Только не с библиями в руках, а с тяжелыми кандалами на них. Рассказавшему эту историю монаху повезло. Его выкупил один из арабских султанов, который был ценителем искусств и науки. Монах был при нем секретарем и переводчиком, а после смерти господина его дети отпустили монаха на все четыре стороны.
Что же до судьбы остальных детей, то никому не известно, как она сложилась. Но жизнь рабов (особенно европейцев в арабском мире) в XI веке была очень тяжелой. Немногие из них доживали до старости.
Вот так закончилась эта чудовищная авантюра. Надо было королю Филиппу тогда проявить больше твердости и разогнать малолетних шалопаев, а юного проповедника высечь и отдать родителям. Да, было бы какое-то количество пострадавших, но дети бы остались дома, в семьях, и, главное – были бы живы.