Дикие развлечения горожан XIX века

Работа таксидермистов
Развлечения городских жителей в XIX веке сейчас вызывают если не усмешку, то недоумение уж точно.

Захотел развлечься? Нет ничего проще. К услугам избалованного современного человека сотни вариантов проведения своего досуга. Достаточно набрать пару фраз в поисковике, включить телевизор или развернуть газету – индустрия развлечений готова предоставить все, что может пожелать самый изысканный потребитель. А вот каких-то пару сотен лет назад с развлечениями в крупных городах дело обстояло туго. Нет, конечно, были и театры, и уличные представления и передвижные ярмарки и… Да, пожалуй, и все. Поэтому населению приходилось развлекать себя самостоятельно. И оно неплохо в этом преуспело. Вот лишь некоторые из вариантов досуга горожан в XIX веке, от прочтения которых остается лишь недоумение. И это еще мягко сказано.

Поход в морг

В Париже в XIX веке главный морг был абсолютно открытым заведением, туда мог попасть любой желающий. И поток зевак туда был очень плотный. Особенно много зрителей приходило в морг когда на всеобщее обозрение выставлялись жертвы каких-нибудь таинственных убийств или несчастных случаев.

Экскурсия в морг
Экскурсанты в парижском морге

Причем, чем загадочнее была история, связанная с умершим, тем больше народу ломилось в двери морга. Туда приходили целыми семьями – с солидными матронами и маленькими детьми. Особо впечатлительные девицы нередко падали в обморок, что служило дополнительным развлечением.

В августе 1886 года на одной из французских улиц была найдена мертвая четырехлетняя девочка, умершая по непонятной причине. Чтобы посмотреть на ребенка в ту пору в морг съехалось около 150 тысяч человек. На соседних улицах образовались заторы, и все газеты писали о небывалом столпотворении в районе главного парижского морга.

Разворачивание мумий

Это развлечение относится уже к веку двадцатому, но все же заслуживает отдельного упоминания. В 1922 году после обнаружения и вскрытия гробницы Тутанхамона Великобританию захлестнула мода на все египетское. Организованные поездки в страну пирамид пользовались особым спросом. Туда ехали не затем, чтобы прикоснуться к старине, а скорее для того, чтобы самолично умыкнуть какую-либо древность со свежих раскопок. Тогда никто не думал их охранять, да и сами египтяне поначалу относились к найденным на своей земле сокровищам как-то вяло.

Разворачивание мумии
Осмотр мумии в присутствии дам. Картина Пола Доминика Филиппото, 1891 год

Вот самым удачливым и предприимчивым и удавалось вывезти с египетской земли настоящие мумии. Конечно, это были не фараоны, но кого в то время это волновало! На родине обладатели древнеегипетских покойников устраивали очень популярные вечеринки, гвоздем программы которых было разворачивание мумии. Артефакт водружали на помост в центре гостиной и медленно начинали снимать с него обертки и погребальные полотнища до тех пор, пока наружу не показывались сморщенные покровы мумии. Ажиотаж на таких вечеринках был небывалый. Дамы визжали, юные девицы картинно падали в обморок, солидные джентльмены кашляли в усы, подавляя смущение. Достойное развлечение, что и говорить.

Цирк уродов

А это было вообще самым любимым развлечением неизбалованной европейской публики в течение всего XIX века. Еще бы – карлики всех мастей, могучие великаны, бородатые женщины, и в редких, но желанных случаях, гвоздь программы – сиамские близнецы. Собственно, артистам можно было даже ничего не делать – успех им был обеспечен только одним самим фактом появления на арене.

Участники "цирка уродов"
Самые известные и знаменитые артисты “цирка уродов”

Но цирковые артисты помимо своей экзотической внешности могли еще и показывать несложные цирковые номера, что вызывало двойной восторг зрителей.

Музей чучел животных

Это в наше время многочисленные музеи восковых фигур вызывают хоть небольшой, но устойчивый интерес. Но в средние XIX века в ходу было другое развлечение. Публике представлялись чучела животных – продукт работы умелых таксидермистов. Но в чем интерес наблюдать пусть хорошо и качественно выполненные, но вполне заурядные чучела белок и сусликов?

Кошачьи чучела
Кошачья свадьба. Работа таксидермиста Уолтера Поттера, 1890 год

В этом не было ничего захватывающего. Поэтому таксидермисты организовывали из таких музеев какую-то дикую фантасмагорию. Крошечные чучела котят и кошек они наряжали в человеческую одежду – миниатюрные кафтаны и изящные шляпки, и расставляли их в людских интерьерах. Например, рассаживали их за чайным столом. Как тут не вспомнить безумное чаепитие из “Алисы в стране чудес”? Наверное, Кэрролл придумывая эту сцену, вдохновлялся как раз такой вот выставкой.

Пикник на кладбище

А вот в этом развлечении не было ничего дьявольского или необычного. Заурядный случай. Дело в том, что в начале XIX века очень немногие города были знакомы с парками. Такой необходимый элемент городской инфраструктуры в то время отсутствовал напрочь. А посидеть на свежем воздухе с корзинкой бутербродов и бутылкой вина хотелось многим.

Пикник на кладбище
Типичный пикник на кладбище в Париже

Выход был найден очень простой – жители стали использовать для пикников городские кладбища, тем более, что многие из них находились если не в городской черте, то очень близко от города. И в этом не было ничего предосудительного или оскорбляющего. Обычное тихое место с густой растительностью отлично подходило для неспешного семейного пикника.

Но уже начиная со второй половины XIX века городские парки стали получать все большее и большее распространение, поэтому со временем обычай проводить пикники на погостах исчез сам собой.

Спиритические сеансы

Сеанс спиритизма
Спиритический сеанс в XIX веке

На фоне предыдущих инфернальных развлечений обычный спиритический сеанс кажется просто невинной забавой. Подумаешь, собирается небольшая компания, участники зажигают свечи, расставляют зеркала, кладут руки на стол и напряженно вслушиваются в потусторонние звуки по команде медиума. Однако даже в таких развлечениях было место неожиданностям и чудесам. Хитрые “маги” шли на различные ухищрения, чтобы поразить доверчивую публику. Да что там говорить, достаточно вспомнить фильм “Формула любви” со спиритическим сеансом, проводимым шарлатаном графом Калиостро. Вот по такому сценарию в Европе и устраивались все сеансы общения с духами предков – потусторонний шум, пиротехнические эффекты и замогильный голос.

Оцените статью
Географ и Глобус
Добавить комментарий