Псковская чудь. Тайны и традиции малого народа сето

Народ сето
Сето — маленький и уникальный народ, который оказался по разные стороны границы России. Псковская чудь — так их называли этнос в старину.

В Псковской области на границе с Эстонией притаилось настоящее королевство, состоящие из нескольких деревень. И это вовсе не оборот речи. Так свою землю называют сето — малый народ России. Они встречают туристов серебряными переливами мелодичных песен, учат варить сыр и показывают своего короля, которого выбирают на лесных пеньках каждое лето.

Соседи их называли и называют по-разному. Кто православной или псковской чудью, кто просто сету, а кто нетолерантным словом «полуверцы». Это уникальный народ, который административными рубежами оказался разделен на две группы. Бóльшая часть этноса живет в Эстонии, но и там он признан отдельным народом только совсем недавно. В России всего 230 сето. Судьба их разнесла по разным концам страны, поселив в Псковской области и неожиданно в Красноярском крае. И теперь живущие в маленьких заповедных «королевствах», сето пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа.

«Ни то ни сё»

В их происхождении много неясного. Тайны начинаются уже с названия, ведь никто, включая сам этнос, не знает, что означает слово «сето». Существует две устойчивые морфемы: сето и сету. Используются они одинаково, и от этих корней произошло название языка (сетосский), местности (Сетумаа по-эстонски и Сетукезия в русском произношении). Как водится, есть народная гипотеза, которую, впрочем, не поддерживают сами сето. Мол, они получили такое название из-за того, что остались наполовину язычниками. То есть «ни то ни сё», сокращённо «сето».

Сам этнос против. Ну какие они язычники, если еще в средние века приняли православие, а главной своей святыней почитают Псковско-Печорский монастырь, расположенный в городе Печоры. Недалеко от него и находится район компактного проживания сето — несколько деревень (точнее хуторков) в 15 километрах от границы с Эстонией. Именно там, за государственной засечной чертой и проживает основная часть народа сето. Думаете, много? Отнюдь — всего около 10 тысяч человек.

Потомки чуди

Вообще, история народа оказалась тесно переплетена больше с русским этносом, нежели с эстонским. Единого мнения о происхождении нет, но большинство ученых склоняются к тому, что сето — это потомки древней чуди, с которой славяне встретились при освоении северо-западных земель будущей России. Народ никогда не стремился к изоляции и прекрасно ладил со славянами, деля с ними земли вокруг Псковского озера. Историкам известно, что сето не были крепостными и жили хоть и скромно, но свободно.

Но вот язык сето очень близок к эстонскому. Причем настолько, что в Эстонии он считается отдельным диалектом, что, конечно, не нравится сето. Они считают свой язык самостоятельным. Он очень интересный — основу составляют эстонские морфемы, но очень много русских слов, порой переделанных до неузнаваемости. Сейчас сетосский язык находится на грани вымирания, потому как народ предпочитает общаться на русском либо на эстонском. Даже в местной сетосской церкви, что находится в Печорах, богослужение идет тоже на эстонском языке.

Сложно сказать, почему сето, тяготевшие больше к русским, имеют значительно отличный от славянского язык. Наверное, все же правы те ученые, что видят в происхождении этноса балтские корни.

Серебряный перезвон

Внешне сето не отличить от славян. Светлые или рыжие волосы, круглые лица, лучистые глаза. Одевались они традиционно в сарафаны и рубахи, подпоясывались кушаками с вышивкой, на ногах носили лапти или сапоги. Ни дать ни взять типичный крестьянин средней полосы. Но были и свои отличия. Первый — узор на вышивке и цвета одежды. Сету предпочитали всегда контрастную красно-черно-белую гамму, а в их национальном орнаменте было много геометрических фигур с прямыми углами.

Но главная часть одежды — украшение под названием «чапошка» (вероятно, переделанное на свой лад слово «цепочка»). Его носили только женщины, и весь комплект представлял собой ожерелья и цепочки из серебра с большим количеством монет. Причем их настолько много, что сетосскую женщину в национальном наряде можно было заслышать издалека. Именно заслышать, так как вся эта «амуниция» при ходьбе издавала звон, поскольку кроме монеток в ее составе имелись и серебряные колокольчики. Вообще, вес чапошки в отдельных случаях мог достигать 5–6 килограммов. Увеличение веса происходило с возрастом. Первую цепочку с серебряными монетками девочки получали при рождении, а потом при каждом значимом событии в жизни к ней добавлялись и другие украшения. Венцом считалась массивная фибула (брошь в виде усеченного конуса), которую женщина получала при выходе замуж.

Король на пеньке

Но не только серебряным перезвоном славились сето. Одна из главных традиций этого народа — песни. Их сето знают великое множество, и любая работа по дому у них сопровождалась обязательной песней. Доит ли сетосская женщина корову, готовит еду, стирает или убирает двор — она обязательно будет что-то тихо напевать. Иногда и не тихо, если природа наградила хорошо поставленным голосом. Он у сето называется серебряным, а его обладательницы получают титул «матери песен». Со стороны кажется, что такая «запевала» поет легко и непринужденно, но на самом деле ей приходится держать в голове около полтысячи стихов. А еще и импровизировать в зависимости от происходящих событий.

Вот, например главный праздник народа, который называется День королевства сето, отмечаемый летом. Песни на нем льются рекой, и каждый конкурс, будь то состязание танцоров, сыроваров или мастеров варки пива сопровождается обязательными песенными комментариями от обладательниц серебряных голосов и матерей песен. Это торжество заканчивается выбором короля сету. Претендентом может быть любой, и количество ограничивается только наличием пеньков на поляне. Именно на них нужно встать тем, кто хочет стать королем. Как известно, любого правителя делает свита, вот и в конкурсе по выбору короля сето главную роль играют зрители. За чьим пеньком выстроится самая длинная очередь «поклонников», тому и быть сетосским королем на следующий год.

Сибирские сето

Жаль вот только, что такие праздники можно увидеть лишь в Эстонии, где проживает основная часть сето. В Печорском же районе самая известная деревня, где живут сето, называется Сигово. Именно в ней располагается единственный государственный музей сето, в котором проводят экскурсии для приезжающих туристов. А их немало — около пяти тысяч человек в год. В основном люди едут из Эстонии, ведь там нет центра народной культуры, который поддерживается на уровне государства.

Про внимание властей к сето стоит упомянуть отдельно. В категорию малых народов этнос попал в России достаточно поздно — в 2010 году. Зато сейчас у всех представителей народа есть электронный паспорт. Это своеобразное генеалогическое древо, составленное учеными для каждого сето. Опросы и сбор информации происходил в добровольном порядке, и теперь псковская чудь может похвастаться самым полным знанием о своих предках.

Отдельный анклав сето — те 75 человек, что живут в Сибири в деревне Хайдак Красноярского края. Вот как раз их история известна очень хорошо. В XIX веке земельных наделов народу стало не хватать. Каждая семья владела своим участком, и при рождении детей он делился поровну между всеми. А поскольку пригодного для земледелия места на северо-западе Руси было не так уж и много, то столыпинская аграрная реформа 1906 года оказалась для сето настоящим спасением. В Сибири им выделяли по 15 десятин (более 15 га) земли на мужскую душу, и то чисто условно. Хочешь больше — бери больше.

Вот так и образовалась колония сето в центральной части Енисейской губернии. Ныне это село Хайдак (название пошло от видоизмененного слова «ходок»), где тоже есть национальный музей, но уже не государственный, а частный. Енисейские сето не говорят на своем языке, так как порядком ассимилировались с русскими, но обряды и обычаи сохранили.

Проблемы этнографии

Например, отношение к рыбалке. Это очень интересная фобия сето. Традиционно в народе считалось, что около реки не только человек охотится на рыбу, но и рыба на человека. Поэтому, когда возникала нужда, заканчивалась продовольствие и приходилось идти на рыбную ловлю, мужчина сето (а на рыбалку ходили только они) обязан был взять с собой погребальную одежду, а дома его провожали женщины тоскливыми тягучими песнями. Нынешние енисейские сето песен не поют, но и к рыбалке равнодушны, хотя рыбы в месте их проживания полным-полно.

Енисейские, печорские и эстонские сето общаются между собой мало. Никакой интернет не заменит личные встречи, а с ними у народа проблемы. В одном случае препоной служат административные барьеры, становящиеся все крепче и крепче, а в другом случае расстояние, которое не каждый сето отважится преодолеть.

Есть и другая проблема, но она уже больше лежит в области научной этнографии. Дело в том, что ученые считают, что ввиду малочисленности и активного поглощения, чистые сето исчезли с лица земли еще в начале XX века. И этнос в настоящее время представляет собой чрезвычайно размытую сущность. Впрочем, такое можно сказать о любом другом малом народе России. Но главное здесь не «чистота крови», а национальное самосознание. До тех пор, пока народ бережно сохраняет свои традиции, не дает исчезнуть языку и культурному коду, он будет существовать на земле.

Именно так поступает еще один малочисленный этнос, внешность которого исследователи считают самой красивой и будто сошедшей с иллюстраций к русским сказкам и былинам 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий