Долганы — самая молодая народность севера

Долганский народ
Таймырский народ долганы — это аристократы Севера, экологи тундры и вообще, самые добрые люди на всем полуострове.

Советская власть их долго не признавала, называя народом саха и относя к якутам. До революции их вообще в официальных документах не существовало — царская власть именовала народ то тунгусами, то якутами, а то и вовсе просто крестьянами.

Долганы — аристократы тундры, прирожденные экологи, живущие по строгим правилам и обладающие немыслимым количеством запретов и табу в жизни и в быту. Как живет этот малочисленный северный народ, который плюс ко всему считается еще и самым северным тюркоязычным этносом?

Таймырские кочевники

Согласно сегодняшним научным данным, народ долганов сформировался в конце XIX – начале XX века как результат смешения тунгусов, северных якутов-оленеводов и русских старожилов Таймыра — затундренных крестьян. Этническим ядром послужили якуты, которые в позапрошлом столетии расселялись по Туруханскому краю. Поэтому у долганов достаточно много общего с якутами. В частности, язык, принадлежащий к тюркской группе.

Долгое время народ не имел названия. Сами себя они называли по родам, и один из них носил имя «дулгаан», что означало «средний» или «внутренний». Постепенно слово трансформировалось в привычное ныне «долганы», а с 1959 года советские ученые выделили этнос в отдельную единицу. Но вот что интересно: не признавая долган, советская власть тем не менее закрепила название народа в своем административном делении, образовав в 1930 году Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальный округ. Как единица он существует и поныне, только уже не в виде округа, а района в составе Красноярского края. Его территория занимает Таймырский полуостров и считается самым большим по площади муниципальным районом России.

Вот на этой суровой земле и живут долганы, которых последняя перепись насчитала 8157 человек. Традиционно они были кочевниками, которые гоняли оленей вдоль русла реки Хатанги. Зимой поднимались к ее верховьям, а летом уходили в холодную Арктику, спасая животных от надоедливой мошки. Попутно занимались охотой и немного рыбалкой. Сегодня осталась незначительная часть народа, которая продолжает кочевать, но основная масса долганов стала оседлыми городскими и сельскими жителями.

Экологи тундры

Но даже живя на одном месте, они не потеряли связь с корнями и стараются сохранить свои культурные традиции. В Долгано-Ненецком районе есть школы, где преподают язык, знакомят детей с обрядами и мифологией долган, а также с их правилами и немного запретами.

Не зря долганы называют себя «живущими по правилам». У этого народа, пожалуй, у единственного на Севере существует огромное количество правил и запретов, проникших во все сферы жизни. Многие из них касаются отношения к природе. Вот поэтому их еще называют прирожденными экологами.

Вот, например, редко какой охотник сможет угадать место, где недавно стояло стойбище долганов. А все потому, что снимаясь со стоянки, долганы старались максимально восстановить природу вокруг. Мусор относили подальше и закапывали в землю, девочки подметали и вычищали место. А мальчики старательно укладывали срезанный накануне дерн. И вокруг ни травинки не примято, ни веточки не сломлено.

Также бережно относились долганы и к охоте с рыбалкой. Казалось бы, о каком трепетном отношении может идти речь, если человек с ружьем стреляет в животное? Ан, нет. На охоте долганы всегда старались подстрелить одного дикого оленя. Так, чтобы хватило поесть только здесь и сейчас. Никаких запасов они не делали. Ибо это грех — нельзя брать у природы больше, чем она может дать.

Это странное слово аньы

Что касается грехов вообще, то тут отдельная история. Огромный пласт долганской культуры составляют запреты, которые народ называет труднопроизносимым словом «аньы». Чтобы перечислить их все, не хватит даже статейного формата, ибо грехи-запреты охватывают буквально все сферы жизни народа.

Про жадность на охоте сказано выше: убивать много добычи — это аньы. А коли убил животное, то будь добр используй его полностью. От оленя нельзя ничего выбрасывать. Большие кости и несъедобные потроха надо отдать собакам. Тоже касается и рыбы — никаких отходов. Выбрасывать что-либо пищевое считается большим грехом. Нельзя убивать медведя, он у долганов считается «тойон» (господин). Нельзя убивать детенышей зверей и птиц, иначе смерть коснется твоего потомства. Нельзя брать все яйца из птичьего гнезда, нужно оставить минимум три. Иначе мама-птица будет плакать и проклянет охотника.

В повседневной жизни тоже существуют запреты. Например, нельзя ходить кругами вокруг чума и наступать на место, где он стоял. Нельзя трогать без необходимости руками чимку (шест, подпирающий чум), иначе станешь сиротой. По той же причине запрещено ковырять очаг чем-либо острым. В противном случае Дух костра проклянет долгана. Нельзя женщинам и детям наступать на ездовую упряжь или хорей (специальный шест для управления оленями) — аньы. Никому нельзя наступать на могилы, а к захоронению шамана вообще лучше не приближаться. Мало того, нельзя даже говорить вслух о шамане и обсуждать его, ибо он все слышит и может наказать.

Что касается детей, то новорожденных нельзя класть в люльку, прежде чем там не побывает щенок. Он заберет в себя всё плохое и тем самым очистит место. Подросшим детям категорически нельзя играть на песке, например, около берега. Находиться там можно, но недолго. И упаси бог что-нибудь нарисовать на нем — духи Нижнего мира проклянут не только неразумное чадо, но и его родителей.

Но самый, пожалуй, правильный запрет касается отношений долган друг с другом и с остальными людьми. Звучит он просто: «нельзя совершать плохих поступков и обижать кого бы то ни было» — это далай аньыы (очень большой грех). Наверное, поэтому долганы слывут добряками тундры. У них даже выражение лица добродушное, и на нем часто можно увидеть улыбку.

Аристократы Севера

Коль уж речь зашла о внешнем виде, то долганы отличаются от прочих северных народов высоким ростом (по северным меркам), а у исконных долган еще и светлые глаза. Настоящие тундровые богатыри. Именно такими их описывал норвежец Фритьоф Нансен в 1913 году в ходе своей енисейской экспедиции. А составивший ему компанию русский дипломат и общественник Степан Востротин и вовсе назвал народ «аристократами тундры».

И это не из-за черт лица, а исключительно благодаря одежде. Она у долганов самая красивая и нарядная на всем Севере. Так, женская парка (верхняя одежда) традиционно расшивалась кусочками разноцветного меха, который складывался в причудливую мозаику. А когда на Таймыр попал бисер, он тут же занял свое место в ряду украшений. Сегодняшняя женская одежда народа имеет обязательное дополнение в виде яркого павлово-посадского платка. По этой детали на различных этно-фестивалях безошибочно можно отличить долган от других народностей Севера.

В гармонии с природой

Что касается быта и образа жизни долганов, то тут можно отметить их неприятие растительной пищи. Разумеется, не в современное время. Раньше народ питался исключительно мясом оленей и рыбой, и при этом не болел цингой. Лишь только в XX веке в их жизнь постепенно стали входить ягоды и злаки. Сегодняшняя кухня этноса мало чем отличается от кулинарии прочих северных народов — оленина, птица, юкола, строганина в сочетании с лепешками и супами. Отдельно лишь стоит отметить молодые оленьи рога, опаленные над костром — это долганское блюдо и сейчас можно отведать на этнологических фестивалях, достаточно редких на Таймыре.

А вообще, традиционный кочевой образ жизни ведет лишь небольшое число долган. И то, к их услугам все блага цивилизации в виде снегоходов, мобильных балков (вагончиков) и генераторов с топливом. Ушли в прошлое высокие чумы, вместительные нарты и свод традиционных запретов. О них помнят сейчас разве что пожилые люди, а молодежи не до грехов-аньы. Они и долганский-то язык учить не сильно стремятся.

Но вот бережное отношение к окружающему миру — это у долганского народа передается из поколения в поколение и, наверное, записано в каком-то генетическом коде. Люди живут, а значит перестраивают под себя природу. И забирая что-то у нее, надо обязательно компенсировать урон. Тогда озера, реки и сама тундра будут продолжать кормить, одевать и лечить. Долганы это знают и помнят.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий