Пираха – самый счастливый народ Земли

Жизненная философия индейского племени пираха пошатнула систему ценностей молодого проповедника. Да так сильно, что он остался жить среди них.

У человека есть одна удивительная способность – всюду где он оказывается, ему обязательно надо насаждать свою культуру, традиции и правила. История колонизации Африки, Азии и Америки – вот наглядный тому пример.

Но все-таки однажды на самом краю Земли нашелся народ, который не поддался никаким миссионерским и просветительским усилиям белых людей. Более, того, побывавший там миссионер Дэниел Эверетт настолько впечатлился образом жизни людей племени пираха, что прожил вместе с ними 30 лет. Первоначальной его целью было принести дикарям слово Божие, но жизненная философия улыбчивых индейцев из дебрей Амазонки, их образ жизни пошатнули систему ценностей молодого ученого. Побывав среди самых счастливых людей Земли, Эверетт написал про это несколько книг, из которых мир и узнал насколько необычное племя живет в Южной Америке.

Без цифр

Особенности жизни племени пираха можно перечислять очень долго. Начнем с числительных. А их у индейцев нет совсем. Все народы мира умеют считать хотя бы до двух. А пираха не умеют даже до одного. Ну нет в их языке понятий «один», «два» и более двух. Есть только «несколько» и «много».

Две рыбы – это несколько. Десять рыб – это много. А одна рыба – это просто рыба. Проще, наверное, русскому человеку объяснить про многообразие и назначение артиклей в английском языке, чем убедить пираха, зачем ему нужно считать одну рыбину. В племени живет около 300 человек, и это по понятиям пираха много. А то, что на Земле проживает больше 7 миллиардов людей – так это тоже много. Вас много и нас много, смеются пираха. Всё замечательно, всё хорошо…

Без сна

Отношения со сном у пираха особенные. Индейцы убеждены, что когда они спят, то организм меняется, и после сна открывает глаза уже немного другой человек. А доказательством этого служит процесс взросления. Ведь становясь старше, человек приобретает другие черты – пираха это видят и считают, что виноват сон.

А коли так, то спать надо совсем мало, чтобы не меняться сильно, считают они. Поэтому пираха спят урывками. У них нет понятия день или ночь, или что с закатом солнца надо закрывать глаза и ложиться на циновку. Вот еще глупости! Спать необходимо по 15-20 минут. Можно лежа, но лучше всего стоя, прислонившись к стволу дерева.

Но даже при таком рваном сне пираха убеждены, что они становятся другими. И поэтому время от времени надо брать себе новое имя. В среднем люди в племени меняют его себе по семь–восемь раз в течение жизни. Для каждого возраста у них есть свои имена, и зная их наизусть, пираха всегда понимают про кого идет речь – старика, взрослого мужчину или подростка.

Без будущего

Вероятно, именно отсутствие сна и четкого разделения на времена суток позволило индейцам пираха установить свои особые отношения с категорией времени. У них нет понятия «завтра» и «вчера». Они не имеют календарей, а коллективная память племени ограничивается только воспоминаниями самого долгоживущего его члена.

Они не задумываются, что будет с ними завтра. Им просто это не интересно. По этой же причине пираха никогда не заготавливают еду впрок. А зачем? Нашли себе пропитание – хорошо, все сыты и довольны. Съели и забыли. Ну а если нет еды, то ничего страшного, значит никто не будет есть. Проголодался – пошел, поймал рыбину, приготовил и съел ее. А россказни белых людей о заготовке еды впрок могут им показаться такими же нелепыми, как и рассказы о Боге.

Без религии

Именно по причине непонимания времени и чисел вся миссионерская работа среди племени пираха была абсолютно невозможна. Взять хотя бы единого Бога. Пираха не понимают его, ведь они не знают что такое «один». А рассказы об Иисусе и Голгофе для них пустой звук, ведь понятия «прошлое» и «время» им неведомы.

Слушая проповедника Эверетта, они спрашивали у него: а видел ли белый человек сам те события, про которые рассказывает? Нет? Так как ты можешь тогда знать про то, что там было?

Вся их метафизика основана исключительно на сновидениях и часто они вплетаются в реальный мир. Так для пираха фразы «я сказал», «я подумал» и «я увидел во сне» будут звучать абсолютно одинаково.

Без собственности

Еще одной интересной чертой жителей племени является отсутствие какой бы то ни было личной собственности. Своими они считают разве что одежду. А все остальное принадлежит сразу всем и никому. Если мне в данный момент не нужна удочка, я положу ее на землю. И с точки зрения пираха эта вещь мне не нужна. А следовательно, ее можно позаимствовать.

Если сей факт меня расстроит, то я могу с легкостью забрать свою удочку. Мне ее отдадут и нисколько при этом не будут сожалеть. И даже «извините» не скажут. А все потому, что племени неведомо чувство вежливости.

Ведь что такое вежливость? Это набор семантических форм, употребляя которые, мы показываем собеседнику насколько хорошо к нему относимся. Зачем эти условности нужны пираха? Они и так любят всех своих соплеменников и не сомневаются, что и все окружающие тоже рады их видеть. А коли так, то зачем при этом нужны какие-то там слова?

Без лишних слов

Кстати, о словах. Язык у пираха одновременно очень простой и невероятно трудный в изучении. В нем всего восемь согласных и три гласных. Но при этом существует главенство интонаций – одно и то же слово, сказанное разным тембром голоса, может означать совершенно разные понятия. А местоимений «я», «ты», «он» жители до недавнего времени и вовсе не знали. Они пришли в язык пираха сравнительно недавно благодаря индейцам племени тупи – единственным, с кем пираха худо-бедно контактировали все это время.

Без стыда

Им неведомы ни чувство стыда, ни чувство обиды, ни даже чувство вины. Хааиохааа уронил пойманную рыбу в воду? Ну значит, не будет обеда. Виноват ли Хааиохааа? Нет, ведь он просто уронил рыбу.

Маленький Коиахаа упал и сломал ногу, потому что его толкнул Оахиокаа? Ну значит, надо лечить ногу. Что случилось, то случилось, и Оахиокаа тут ни при чем. Если маленький ребенок не берет материнскую грудь, то это значит что он не хочет ее. А почему он не хочет, никого не волнует. Захочет – попросит.

Счастье рядом

Вот такое оно – племя индейцев пираха. Миссионер Дэн Эверетт, вернувшись после длительного прибывания в племени и опубликовав несколько книг об их жизни, опасался, что став известным, это племя быстро растеряет всю свою самобытность и уникальность. Или даже растворится, ассимилировавшись с другими индейцами Амазонки. Но нет, этого не случилось.

Более того, в настоящее время численность пираха даже выросла. Они по-прежнему практически не строят себе домов, ловят рыбу, охотятся на мелких животных и немного возделывают землю. Во всем остальном полагаются на природу, и единственное, что пираха позаимствовали у цивилизованного мира – это одежда.

Удивительное племя и по сей день живет своим традиционным укладом, не беспокоясь ни о прошлом, ни о будущем. И это, наверное, самое главное для них. Ведь счастье заключается, в том числе в жизни без сожаления и страха перед будущем. Улыбчивые жители пираха как раз не знают что это такое и не ведают никаких бед.

Пираха – очень дружелюбный и открытый народ, чего не скажешь об их соседях по материку, которые по праву занимают призовое место в рейтинге самых враждебных племен ?:

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Географ и Глобус
Добавить комментарий