В сентябре 2024 года на предвыборных дебатах в США Дональд Трамп заявил, что в штате Огайо нелегальные мигранты из Гаити похищают и употребляют в пищу домашних кошек и маленьких собак. Слова кандидата в президенты всколыхнули общество, а правительство Гаити даже официально выступило с опровержением, отметив, что поедание домашних питомцев никогда не было национальной особенностью гаитян.
Властей Гаити можно понять — когда твой народ обвиняют в поедании животных-компаньонов, плюсов к репутации страны это не добавляет. Но зря они так волнуются — в мире существует немало народов, где употребление кошатины в пищу не является ни маргинальным, ни наказуемым. Более того, есть даже рецепты, перешедшие в современную эпоху из средних веков. И не где-нибудь, а в цивилизованной Европе. С нее-то и начнем путешествие в мир кошкодавов и кошкоедов.
Швейцария — с чабрецом и мятой
«Возьми кота пожирней. Затем освежуй, заверни в кусок чистой ткани и зарой в землю на день и на ночь. После достань, насади на вертел и зажарь над огнем. И прежде, чем начнет зажариваться, смажь доброй порцией чеснока и масла, а после отхлестай хорошенько зеленой веточкой. И как приготовится, разделай подобно кролику или козленку и подай на большом блюде. И возьми хороший бульон, загусти его чесноком и маслом и полей кота. И можешь есть, ибо блюдо это хорошо весьма».
Приведенная цитата содержится в поваренной испанской книге «Libre del Coch» 1520 года. Рецепты из нее разошлись по всей Европе, а сам сборник выдержал немало переизданий. По нему кошачье мясо готовили в Каталонии и в северной Италии. Эти же рецепты с учетом особенностей местной кухни перекочевали и в Швейцарию.
Если сейчас набрать в поисковике запрос «Швейцарцы едят…», то Гугл и Яндекс в первых же строках предложат вариант «швейцарцы едят котов». Находится он на вершине поисковой выдачи не просто так — маленькая сытая и благополучная страна известна на всю Европу своими странными кулинарными пристрастиями.
Да, в Швейцарии едят кошек. Далеко не все и не везде — всего лишь 3% населения. На законодательном уровне это не запрещено — домашние питомцы считаются частной собственностью и их можно употреблять в пищу. Существует всего лишь два ограничения: животное должно быть умерщвлено гуманным способом; и запрещается делать на этом бизнес, то есть торговать таким мясом.
Все остальное — пожалуйста, и «кошатина с чабрецом и мятой» до сих пор является одним из центральных блюд рождественского стола в кантонах Берн, Люцерн, Аппенцелль и Юра.
Вьетнам — «маленький тигр»
«Мой ресторан работает уже много лет, и мясо кошки в нем — дорогая экзотика для людей с хорошим вкусом», — говорит владелец ресторана в крупнейшем вьетнамском городе Хошимине. Он отмечает, что приготовить такое блюдо достаточно сложно, но затраты окупают себя, ведь по поверьям кошачье мясо делает человека сильным и ловким.
Что примечательно, во Вьетнаме еще с 1998 года употребление кошатины запрещено законом по причине заразных болезней. Но кулинарные предпочтения населения от этого не поменялись, поэтому владельцы кошачьих ферм перешли на подпольную работу, а рестораторы стали иносказательно обозначать кошатину в меню как «маленький тигр». Десятки ферм с такими «тигрятами» находятся в северной провинции Тайбинь, которую называют столицей кошачьего мяса. Власти в ней смотрят на нарушение закона сквозь пальцы, и владельцы ресторанов практически не сталкиваются с судебными исками.
Перу — «Бог создал котов для нас!»
Каждый год в конце сентября в перуанском городке Ла-Кебрада проходит кошачий фестиваль, посвященный святой Эфигении. На первый взгляд ничего необычного, вот только перед словом «кошачий» стоит слово «гастрономический», о чем организаторы праздника предпочитают не распространяться публично. А зачем, если все и так знают, и в сентябре в этот сонный полугород-полудеревню стекаются сотни туристов со всей страны.
Вообще-то перуанцы не склонны к употреблению в пищу домашних питомцев, но предания гласят, что когда-то давно индейские обитатели здешних мест выжили только потому, что ели мясо кошек.
В преддверии фестиваля в Ла-Кебраде откармливают нескольких десятков кошек, чтобы потом насладиться ими в более удобоваримом виде по специальным перуанским рецептам. Тут тебе и кот тушеный целиком с пикантными пряностями, и кошачий гриль с черной мятой, и карапулькра из кошки, и даже кошачий маринад (что бы это ни значило).
Но вместе с туристами город наводняют и зоозащитники, которые протестуют, устраивая демонстрации. Никакого физического насилия нет, но обмен лозунгами на плакатах и кричалками довольно интенсивный. «Бог создал котов для нас!», — написано на одном из транспарантов. «Убийцы!» — скандируют в ответ демонстранты.
Отовсюду понемногу
В Китае кошатину тоже употребляют. Но в гораздо меньших количествах, чем собачье мясо. В основном это делают пенсионеры на юге страны. К слову, значительная часть кошачьих гастрономических питомников находится там же. Это потому, что рядом граница с Вьетнамом, куда и поставляют уже разделанное мясо, ибо спрос на него в сопредельной стране гораздо выше.
Япония с Кореей тоже не стоят в стороне. В первой мурок употребляют в пищу пожилые жители острова Окинава, которые верят, что кошатина помогает при бронхите и геморрое. А вот с Южной Кореей ситуация интересней. Дело в том, что любимое всеми домашнее животное вплоть до конца XX века вызывало у корейцев смесь отвращения и страха. Кошку в этой стране воспринимали как животное-паразита, обитателя заднего двора и помоек, и при этом с ней было связано множество примет и суеверий. Однако такое отношение не мешало употреблять кошек в пищу, поскольку адепты традиционной медицины считали кошатину панацеей от болей в суставах. Поэтому на некоторых южнокорейских сезонных рынках и по сей день продолжают торговать экзотическим мясом.
А вот в Африке поедание кошек не распространено. Это потому, что на Черном континенте у племен и народов не принято было держать домашних кошек. В качестве пищи хватало кошек диких, да и тех в основном употребляли в пищу в культовых целях, считая, что такое питание приносит удачу на следующий год.
Иная ситуация в Австралии. Там вообще к кошкам отношение особое. Они на континент попали с европейцами, довольно быстро расселились по окрестностям, одичали и сейчас представляют серьезную угрозу эндемичной фауне Австралии. В стране существует специальная программа борьбы с дикими кошками, которая подразумевает их отстрел и даже потравку. На этом фоне известие, что некоторые племена аборигенов из центральной Австралии употребляют кошек в пищу, никого не шокирует и не возмущает.
А как у нас?
Сведений о том, употребляли ли в пищу кошек в дореволюционной России отсутствуют. Во всяком случае говорить о какой-то массовости не приходится. Да, случаи жульничества на ярмарках и базарах случались. И именно с XIX века пошел обычай, закрепившийся позднее в советских ветеринарно-санитарных правилах. Речь идет о крольчатине и о традиции продавать ее с неосвежеванной лапкой, чтобы было видно шерсть и когти. Это делали специально, чтобы показать, что продается именно кролик, а не бродячий ярмарочный кот. Все потому, что визуально отличить мясо кошки от кролика практически невозможно. Даже профессионал не сможет.
Ну а самый известный случай употребления домашних питомцев в пищу связан с блокадой Ленинграда и страшным ее периодом — зимой 1941 года. Кошки, собаки и голуби исчезли с улиц города еще осенью, когда немцы разбомбили Бадаевские склады и возникла острая нехватка продуктов. Постепенно домашние питомцы становились желанным приобретением, ведь на 125 граммов хлеба практически невозможно было выжить. Поэтому в городе возникали стихийные рынки, где обменивали ценные вещи, в том числе и на домашних кошек с собаками.
Блокадница Т. Б. Безладнова описывала случай, который произошел на семейном ужине в осажденном городе: «Мама первое время отказывалась, но потом голод заставил — и ела [кошек] тоже. Как-то во время еды Ира отставила тарелку и, задумчиво подперев головку рукой, спросила: «Так всегда бывает: пока живая — это киска, а когда едят — кроликом называют?»»
Блокадный Ленинград — особая история. А в остальном кошек и собак что в СССР, что на Руси любили и в обиду не давали. Хотя в дореволюционной России в деревнях иногда и можно было услышать громкую фразу заезжего кошкаря «Кошки на ложки!» Кошкаря? Кто это еще такой? А вот кто 👇: