Культ животных играл важную роль в древнем Египте. Многие из них считались воплощением божественной сущности и наделялись невероятными возможностями. Почти каждое египетское божество отождествлялось с присущим ему животным. И зачастую изображался на различных рисунках как существо с телом человека и головой зверя или птицы. Таким животным поклонялись, в честь них возводили храмы и проводили божественные ритуалы.

Одомашнивание кошек
В Египте существовало два вида диких кошек – африканская и камышовая. В то время это были преимущественно хищники, охотившиеся на любую мелкую живность, обитающую вокруг.
Древний Египет был в основном аграрной страной, крестьяне возделывали многочисленные поля и посевы, растили домашний скот. А там, где есть человек, неизбежно появляются всевозможные мелкие вредители – крысы, мыши и даже змеи.
Кошки, видя такой плотный ареал желанной для них добычи, стали все ближе и ближе подбираться к человеческому жилью и охотиться на грызунов и змей. Крестьяне вскорости заметили таких незаменимых помощников и стали их постепенно прикармливать. Кошкам, в свою очередь, соседство с человеком тоже несло свою пользу – это и постоянный источник еды и защита от крупных хищников. Так и зародилась дружба человека с кошкой, впоследствии переросшая в священное обожание.
Становление культа
Появление рядом с человеком кошки благоприятно сказалось на его жизни. Посевы перестали атаковать грызуны, змеи и ядовитые насекомые покинули жилища крестьян, собранный урожай больше не портили крысы и мыши. Постепенно кошка начала ассоциироваться у египтян с плодородием и домашним очагом. А богиню Баст – олицетворение радости, веселья, изобилия и любви стали изображать с головой кошки, хотя первоначально она изображалась с головой львицы.

Именно с расцветом почитания богини Баст и связано зарождение культа кошек в древнем Египте. Наряду с великой богиней, всех “миу” (так в то время называли кошек) тоже начали считать священными, а культ кошки стал иметь большое религиозное значение. Вот лишь несколько фактов, говорящих о том, насколько кошка была почитаемым и священным животным в древнем Египте:
- В богатых домах и дворцах фараона для ухода за кошкой назначался особый служитель. Причем, должность эта считалась уважаемой и передавалась по наследству;
- Если кошка в доме заболевала, хозяин приходил в храм и приносил жертву богам во имя скорейшего выздоровления хвостатой любимицы;
- Смерть кошки была большим горем для семьи. Траур длился целых 70 дней, а в знак скорби вся семья сбривала себе брови. Похороны кошки тоже становились настоящим обрядом. Все умершие кошачьи обязательно мумифицировались и хоронились в отдельном саркофаге. Туда им клали игрушки и любимые лакомства. Именно поэтому, кстати, бедняки не могли себе позволить содержание кошек. Это было почетное право богатых семейств и фараона;
- Убийство кошки, даже непреднамеренное, каралось смертной казнью. Древнегреческий историк Диодор в своих хрониках описывает случай расправы над возницей повозки, колеса которой случайно переехали животное. Толпа забила его камнями;
- Не только богиня уюта и плодородия Баст представлялась с головой кошки. Сам бог солнца Ра тоже иногда изображался в виде большого рыжего кота, окруженного множеством кошек поменьше;
- Во время пожара первой из жилища полагалось выносить кошку, а уж потом спасать имущество. А гибель кошки в объятом огнем здании была худшей приметой и могла навлечь на хозяев большие беды;
- Все кошки в Египте считались собственностью фараона, поэтому под страхом сметной казни запрещалось вывозить их из страны. Однако финикийские торговцы крали кошек и тайно вывозили их за пределы страны. Если становилось известно о таких случаях, то по велению фараона посылались многочисленные отряды солдат с целью вернуть кошачьих на родину.

Расцвет культа кошек пришелся на 8 век д. н. э., когда основатель XXII династии фараон Шешонк I основал город Бубастис, центр почитания богини Баст, ставший столицей Египта. В нем было построено огромный храм, целиком посвященный ей, расположенный на одном из островов в дельте Нила.
Согласно историку Геродоту, численность кошек в этом городе была настолько большой, что жрецы богини, дабы хоть как-то контролировать популяцию, устраивали ритуальные кошачьи жертвоприношения. Трупы кошки после этого обязательно мумифицировались, часть погребалась в стенах храма, а часть продавалась многочисленным паломникам, стекавшимся рекой в этот город. Мумифицированная кошка была в то время культовым товаром, ее активно приобретали для гробниц и усыпальниц знати и фараонов. А многочисленные фигурки, сделанные из любого материала, начиная от глины и дерева и заканчивая золотом, украшали дома богатых и не очень египтян.

Обожание кошек было настолько велико, что история знает случай, когда египтяне поплатились за свою любовь. В 525г. д. н. э. персидский царь Камбиз II во время завоевания Египта, при осаде города Пелуссия, использовал кошек в качестве живого щита. Правящий фараон не смог отдать приказ атаковать нападавших, ведь от стрел и копий могли пострадать невинные кошки. Город сдался без боя.
Упадок культа
В 30г. д. н. э. Египет был завоеван римской империей и фактически стал ее провинцией. Но римляне не стали массово переселяться в новые завоеванные земли. Это позволило долгие годы сохранять Египту свою самобытность и религию. Культ кошачьих процветал и ширился.
Положение изменилось при римском императоре Феодосии I Великом, который принялся активно искоренять язычество на своих вассальных территориях. Культ кошки официально был запрещен, попав под действие эдиктов императора. Постепенно он стал угасать, из объектов почитания кошки вновь становились обычными домашними любимцами. Которыми, собственно, и были на заре своего приручения.