Бракованные дети: убивали ли спартанцы своих младенцев

Бракованные дети: убивали ли спартанцы своих младенцев
Легенда о жестоких спартанцах, сбрасывавших со скалы своих младенцев, вроде бы опровергнута наукой. Но так ли это на самом деле?

«Конечно, не убивали, ведь ученые доказали, что этого не было». Журналисты активно трубили о развенчании одного из самых ярких античных мифов в начале 2000-х. Пусть так, и чем же ученые доказали несостоятельность легенды? А ничем. Если внимательно изучить эту историю, то выяснится, что никто ничего не доказывал, а все находки археологов не имеют к развенчанию спартанского мифа никакого отношения.

Сбросить со скалы

Итак, что мы имеем? Древнее греческое государство Спарту и устоявшийся миф, что слабые и больные дети, родившиеся у спартанцев, отправлялись прямиком в пропасть с высокой скалы. Зачем? Объясняется это тем, что мальчики с физическими недостатками, повзрослев, не смогли бы служить в армии, а девочки не дали здорового потомства. Следовательно, и те и другие стали бы для государства обузой.

Доказательства тут как тут. О традиции избавляться от уродливых и больных младенцев нам поведал Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» (биографии известных греков и римлян):

Отец был не вправе сам распорядиться воспитанием ребенка, он относил новорожденного на место, называемое лесхой, где сидели старейшие. Они осматривали ребенка и, если находили его крепким и ладно сложенным, приказывали воспитывать. Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам, считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству.

Вот и все предание. Жестоко? Без сомнения. Правдиво? В той лишь мере, что правдиво и все творчество Плутарха. А ведь он, помимо этого эпизода рассказывает в своих «Жизнеописаниях» много всего интересного про воспитание детей в Спарте.

И про то, что дети находились в собственности государства, а не родителей. И про специальные военные лагеря (агелы), куда мальчиков определяли с семилетнего возраста. И про скудный рацион (спартанцы верили, что голод стимулирует рост). И про испытание кровью (подросших детей заставляли совершать набеги на деревни неспартанцев и убивать там некоторое количество мужчин). И про изнуряющую порку розгами, когда мальчиков могли засечь до смерти (нужно было терпеть и не проронить ни звука, за малейший стон секли снова, и так до потери сознания или смерти).

Многое из того, что рассказывает Плутарх потом вошло в историю как «спартанское воспитание». Это выражение и по сей день на слуху и означает суровое обучение, формирующее у человека выносливость и стойкость. А еще Плутарх пишет, что уже в семилетнем возрасте мальчиков разбивали на отряды, в которых выделяли самого сильного и ловкого. На него должны были равняться остальные. Те, кто не справлялся, погибали. Погибали, или их убивали — Плутарх не сообщает, но это вполне перекликается с тем «отбором» что чинили старейшины при рождении младенца.

Ну и почему мы должны ставить под сомнение написанное Плутархом? Потому что это жестоко и не соотносится с современными общечеловеческими нормами? Путь так, но давайте не забывать, что это Спарта — государство, где даже матери желали сыновьям лучшего, а под лучшим подразумевали смерть: умереть за государство считалось высшим из подвигов.

Мрачная находка

Однако наука на то и считается наукой, что использует для изучения истории комплексный подход, основанный не только на прочтении древних рукописей, но и на археологии. Разумеется, ученые предприняли попытки найти то самое место, куда сбрасывали детей жестокие спартанцы.

Вернемся к цитате Плутарха, приведенной выше. Единственное непонятное слово в ней — Апофеты. Дословно с греческого оно переводится как «место отказа». Плутарх потом вскользь упоминает, что Апофеты — ущелье в горах где-то на территории Спарты. Гор на полуострове Пелопоннес (именно на нем располагалась древняя Спарта) полно: целых три хребта — искать не переискать. И археологи честно искали таинственные Апофеты.

Искали Апофеты, а нашли Кеаду. Эта глубокая расщелина упоминается у нескольких античных авторов (Павсаний, Фукидид) как место, куда спартанцы бросали предателей, преступников и пленных врагов. Человеческие останки там нашли еще в 1879 году. Повторные раскопки провели в 1983-м. Несмотря на беспорядок в костях, всего удалось выявить 46 скелетов. Большинство из них принадлежало мужчинам 18–35 лет, несколько — мужчинам 40–50 лет, и три скелета — подросткам 12–17 лет. Костей младенцев среди них не обнаружили.

Именно этот факт и позволил журналистам раструбить на весь мир, что ученые опровергли миф об убийстве спартанцами больных и немощных детей. На самом деле никто ничего не опровергал, а лишь один из сотрудников факультета медицинской антропологии Афинского университета поделился с греческим журналистом своим частным мнением. Он всего-то сказал, что не верит в жестокость спартанцев. Однако этого оказалось достаточно, чтобы родить «научную сенсацию», которая развенчала один из самых ярких античных мифов.

Исследования гор Тайгет, Парнон и Меналон на полуострове Пелопоннес продолжаются, однако никаких научных открытий они не приносят. И скорее всего не принесут. Потому что:

а) Пелопоннес — очень сейсмически неустойчивая зона, и процесс горообразования там идет до сих пор. Это означает, что многочисленные землетрясения со времен античной эпохи сильно перекроили рельеф местности. Вероятность найти там сохранившееся ущелье с костями детей стремится к нулю;

б) детские останки (особенно младенческие) в силу остеологических особенностей (не сформировавшаяся полностью костная ткань) истлевают в пыль, поэтому искать их целенаправленно совершенно бессмысленно.

Археологам просто повезло, что они искали Апофеты, а нашли мрачную Кеаду, которая чудом уцелела среди гор. Это большая научная удача, подтвердившая некоторые античные летописи. Однако разговоры об опровержении мифа о бессердечных спартанцах на этом основании — чистейшей воды профанация. И хотя из всех свидетельств наука имеет лишь труды Плутарха, опровергнуть его слова не представляется возможным.

Еще один античный миф вошел в нашу жизнь благодаря Нестору Петровичу из «Большой перемены». Он так выразительно рассказал историю о том, как римский император Нерон поджег свой город, что ни у кого не возникло ни капли сомнений в правдивости истории. Но так ли было все на самом деле? 👇

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий