Он стоял на вершине холма Палатин. Величественный орлиный профиль отчетливо выделялся на фоне огня — ужасного пожара, который бушевал внизу, охватив великий город Рим. Деревянные дома пылали словно факелы, горело всё, что могло и не могло гореть. Матери метались в поисках своих детей, люди спасались сами и спасали родных, над городом разносились мольбы о помощи. Народ протягивал руки к дворцу императора: «Нерон! Спаси нас!». А император даже не удостаивал взгляда горящий внизу город. Прищурившись, он смотрел поверх пожара и декламировал стихи собственного сочинения…
Примерно так любят рисовать в учебниках истории самое известное безумство императора Нерона – поджог собственного города и стихи, сочиненные благодаря вдохновению от бушующего пожара. О причинах не говорят, достаточно того факта, что Нерон слыл безумцем, а с сумасшедшего и взятки гладки. Но так ли было на самом деле, и что по этому поводу говорит не художественная литература и фильмы, а историки и сохранившиеся летописи?
Шесть дней стихии
А они свидетельствуют о величайшем пожаре в истории античного мира, который почти полностью уничтожил столицу Римской империи. Начался он в ночь на 19 июля 64 года нашей эры.
Рим в ту пору хоть и был самым большим мегаполисом на Земле, организация городских пространств ему была неведома. В нем не было настоящих улиц, дома строились как попало и где попало. Знать в основном селилась на холмах, где было просторно и находилось место дворцам и садам. А внизу существовало царство трущоб, кривых улочек, кургузых неказистых построек, тесно переплетенных друг с другом. Дома возводились в основном из дерева, а источником света и тепла были тусклые масляные лампы и факелы.
Пожары для Рима не были редкостью, и во времена императора Августа в городе даже создали пожарные когорты общей численностью 3500 человек, каждая из которых отвечала за определенный район. Но пожар, который вспыхнул в ночь на 19 июля, оказался им не по силам.
Начавшись в районе Большого цирка, он быстро распространился в сторону Капитолия, по пути сжигая одноэтажные жилые районы. Оттуда огонь неумолимой волной прокатился по Регии, официальной резиденции Великого Понтифика, сжег дом весталок и все постройки холма Весты. Июльские южные ветра гнали пламя в городские низины и каньоны, а потом внезапно ветер переменил направление, и огненная буря понеслась по извилистым улочкам к Палатину – главному холму, на котором стоял дворец императора.
Пожарные как могли, пытались тушить некоторые наиболее важные здания, но их сил не хватало, как впрочем и воды. Пламя бушевало шесть дней и ночей, уничтожило 2/3 города, а потом с новой силой охватило Марсово поле, на котором уже не было значимых построек. Окончательно справиться с огнем получилось только 27 июля и лишь только потому, что гореть в городе было уже нечему – Рим лежал в дымящихся руинах, почерневший, мрачный и обуглившийся.
Безумство властителя
А что же Нерон? Ведь он, согласно преданиям, во время пожара стоял на вершине холма Палатин на террасе своего дворца, смотрел на пламя и читал стихи, вдохновленный стихией, в которой гибли люди.
Откуда вообще взялись такие подробности? А об этом писал древнеримский историк Гай Светоний Транквилл:
Словно ему претили безобразные старые дома и узкие кривые переулки, он поджег Рим настолько открыто, что многие консуляры ловили у себя во дворах его слуг с факелами и паклей, но не осмеливались их трогать
То есть император сам послал своих слуг, чтобы они практически в открытую подожгли городские строения. Но зачем? По одной из версий Нерон ненавидел тесный, вонючий и грязный Рим с его «ароматами» тухлого мяса, жирными от нечистот мостовыми и вечными криками ослов. Вот он и задумал освободить пространство и построить «с нуля» новый город на пепелище от прежнего. С широкими улицами и каменными домами.
Версия правдоподобная, но почему тогда сгорели самые богатые районы города, а квартал Трастевер, который был самым злачным районом Рима, не пострадал от огня вовсе? Логичнее бы было начинать поджигать город именно с него, а не с домов патрициев.
А вот что Гай Светоний пишет дальше о Нероне:
На этот пожар он смотрел с Меценатовой башни, наслаждаясь, по его словам, великолепным пламенем, и в театральном одеянии пел «Крушение Трои».
То есть полное сумасшествие – люди горят, император песни поет, а придворные, смотря на объятые пламенем собственные дома, вынуждены рукоплескать властителю. Неужели все так и было на самом деле?
Скорее всего нет. Дело в том, что Гай Светоний Транквилл, автор «Жизни двенадцати цезарей», появился на свет уже после Великого римского пожара и даже после смерти Нерона, так что достоверно про эти события он знать не мог. Напротив, еще при жизни за ним закрепилась слава собирателя самых разных сплетен и слухов, и многое, о чем он написал в своем произведении, не подтверждается никакими другими источниками.
А как было на самом деле?
А на самом деле, когда начался пожар, Нерон отдыхал в своем дворце на морском побережье, куда он уехал от пыльной городской жары. В город он вернулся после всего, и тотчас организовал бурную деятельность по ликвидации последствий.
Во-первых, Нерон открыл собственные дворцы для размещения погорельцев. Во-вторых, обеспечил город продовольствием, взяв его из богатых римских провинций. В-третьих, начал немедленное восстановление города, обложив единовременным налогом всех жителей империи, дабы побыстрее отстроить столицу заново.
При этом свидетели утверждали, что император в эти дни выглядел потрясенным и подавленным, а народ, наоборот, благодарил его за оказанную помощь. Откуда это известно? Из книг Публия Корнелия Тацита, известного древнеримского историка, который, в отличие от Гая Светония, пережил Великий римский пожар будучи подростком.
Так значит не было никаких песнопений и специальных поджиганий? По всей видимости, да, хотя находится много ученых, склонных утверждать обратное. Ведь в конце концов, Нерон сумел отстроить Рим заново так, как он хотел – с широкими улицами и каменными домами. Так что версия сознательного поджигания имеет право на существование.
Ну а что касается декламации стихов, то это лишь одна из деталей, которая призвана показать всем действительное безумство императора. Маниакальная подозрительность, которая привела к многочисленным казням (в том числе матери и бывшей жены), громадное чувство собственного величия — разве психически здоровый человек способен на такое?
Конечно, у Нерона было много грехов, но Рим, скорее всего, он не поджигал. Однако образ, который закрепился в киноискусстве («Римская империя: Нерон» и «Камо грядеши») и художественной литературе («ЛжеНерон» Л. Фейхтвангера и «Камо Грядеши?» Г. Сенкевича) сильнее любой исторической правды. Так что бедному императору уже никогда не оправдаться.
Еще один миф из Древних времен связан со знаменитыми спартанцами и детьми, которых те сбрасывали с высокой скалы. Но так ли было на самом деле? 👇