Города без машин. Это вообще возможно?

Современные урбанисты говорят, что автомобиль не имеет особого значения в городских условиях. Но готовы ли мы полностью отказаться от авто?

Дети, играющие прямо на улицах. Туристы, остановившиеся посреди дороги. Столики небольших ресторанчиков на проезжей части. А вокруг нет этого привычного городского шума — рева двигателей, звуков клаксонов, визга тормозов. Вместо этого птичий щебет, людской гомон, негромкая музыка.

Город с машинами
Запруженные машинами улицы — привычная картина для мегаполисов

Плюсы и минусы

Город без автомобилей — мечта экологических активистов, которая кое-где в мире становится реальностью. Еще каких-то два столетия назад планета прекрасно обходилась без автотранспорта. Собственные ноги и конные экипажи — вот что было основным средством передвижения. А после двух веков технического прогресса начинается обратный процесс. И города теперь уже сознательно избавляются от автомобилей.

Мадрид, Париж, Брюссель устраивают дни без автотранспорта и закрывают для движения машин целые районы. Лондон вводит оплату за въезд в центральную часть города, Мехико ограничивает движение по центру исходя из последних цифр номера личного автомобиля (довольно забавная система, которая зависит от того, четным или нечетным числом заканчивается номер авто). Норвежская столица Осло полностью запрещает движение машин по центру города. Москва сужает проезжую часть и расширяет тротуары, строя при этом велодорожки.

Кажется, планета уверенно движется к миру без вредных выбросов, шума и смога от двигателей внутреннего сгорания. Наша главная цель, говорят поборники городов без машин, это вернуть улицы людям. Сделать их пешеходными, наполнить детскими голосами, засадить скверами и парками и заселить птицами и милыми белочками. Кроме того автомобили значительно сокращают социальное взаимодействие между людьми. И действительно — взгляните на пешеходные улицы наших городов. Они всегда оживлены, и даже в ночное время там жизнь бьет ключом. Так может быть расширить этот эксперимент на весь город, или хотя бы на его центральную часть?

День без машин
День без машин в Париже

Но возможно ли такое? А как насчет аварийно-спасательных служб? Как быть с теми, кому трудно передвигаться пешком? Что делать с общественным транспортом? И, наконец, все ли жители этого хотят?

Да, многие города переполнены автомобилями. Но если вы собираетесь отобрать его у человека, то дайте ему альтернативу. Собственные ноги? Сомнительное решение. Мы делаем выбор в пользу машины в первую очередь из-за удобства и комфорта передвижения, а нас пытаются насильно его лишить. К тому же улицы без машин убивают бизнес. Угасает торговля, закрываются магазины. Лишь только сфера общепита чувствует себя нормально, но даже рестораны в условиях жесткой конкуренции и борьбе за голодного пешехода не выдерживают и закрываются.

Но довольно разглагольствований. Давайте взглянем на жизнь тех мест, где автомобилей нет совсем или их движение существенно ограничено. Начнем со всем известных городов.

Осло

Когда в конце прошлого десятилетия в городском совете к власти пришли “зеленые”, они начали планомерное избавление норвежской столицы от автомобилей. Полностью, правда, сделать это не удалось, но сейчас центр Осло закрыт для движения транспорта. Все парковки превратили в зеленые зоны, демонтировали многие дорожные знаки и светофоры. Исключение делается лишь для машин инвалидов и экстренных служб. Бизнесу, чтобы он не закрылся совсем, дают послабление в предрассветные часы, разрешая подвозить товар на грузовичках.

Осло без автомобилей
Безавтомобильный центр Осло

А что взамен? Власти развили систему общественного транспорта, продлили линии трамваев, организовали перехватывающие парковки на границах “безавтомобильной зоны”, снизили цены на проезд в транспорте. Кроме того город субсидирует покупку населением электровелосипедов.

Итог — Осло стал реально чище, качество воздуха улучшилось, экология пришла в норму. Однако нововведение нравится далеко не всем, и люди не перестают писать петиции за смягчение драконовских ограничений.

Венеция

Венецианская "улица"
Венеции от машин отказаться просто — им тут просто негде ездить

А этот город отказался от машин естественным образом. Все мы знаем, что Венеция стоит на островах. Но у нее есть еще и “материковая” часть. Так там движение на автомобилях никто не закрывал. Да и на островной части официального запрета нет. Проблема в том, что на улочки старой Венеции на автомобиле не заехать — все они пешеходные. На границе двух зон организованы парковки и они очень даже недешевые. Сделано это для того, чтобы стимулировать туристов пользоваться традиционными для Венеции способами передвижения — лодками и гондолами. И это совершенно логичный выбор для города, в котором большинство улиц — это каналы, а дома стоят на сваях.

Фес-эль-Бали, Марокко

Фес-аль-Бали
Средневековые лабиринты улиц Фес-аль-Бали

А этот город с населением в 156 тысяч человек считается самым большим поселением в мире без автомобилей. Тут ограничение на их движение тоже возникло само собой. Фес-эль-Бали очень старинный город, ведет свою историю с 762 года и славится своей уникальной и почти сохранившейся древней арабской архитектурой.

Улицы тут категорически не подходят для движения машин ввиду своей узости. Единственный способ передвижения по городу — это пешие прогулки и велосипеды. И то в некоторых райончиках ширина тесных проездов не превышает метра, так что даже на двухколесном друге пробраться по ним не представляется возможным.

Острова без машин

Если организовать безавтомобильную зону так, чтобы все были довольны, в больших городах представляется сложным, то совершенно иначе обстоят дела с островами. На многих из них инфраструктура зарождалась без расчета на моторную технику, да и ограничить въезд машин на остров проще.

Таких на нашей планете много. Например, остров Сарк в проливе Ла-Манш, на котором живет 600 жителей. Рассказ про него уже был не так давно. Повторяться нужды нет, стоит отметить лишь, что запрет касается исключительно легковых автомобилей, а вот сельскохозяйственная моторная техника разрешена (но только в полях, а не на улицах).

Остров Гидра
Гидра — остров без автомобилей

Греческий остров Гидра тоже выбрал жизнь без авто. На его территории площадью в 50 кв. км живет чуть меньше двух тысяч жителей и нет ни одной машины. Для туристов, желающих осмотреть окрестности, к услугам лошади, грустные ослики, запряженные в повозки, либо же водные такси.

В США таких курортных островков без автомобилей тоже предостаточно. Как правило, у них небольшая территория, немного постоянных жителей, зато развита курортная инфраструктура. А отдыхающему туристу на кусочке суши размером с Южное Бутово автомобиль ни к чему. В случае необходимости можно арендовать велосипед.

Безавтомобильная утопия

А что если спроектировать и построить на голом месте целиком город без автомобилей? Расположить в нем всю нужную инфраструктуру так, чтобы горожанам было удобно перемещаться? Такие проекты имеются, но к сожалению, за пределы чертежей они так и не шагнули.

Впрочем, есть одно исключение, которое стартовало в начале 2000-х как амбициозный полностью экологичный “безуглеродный” город, а превратилось просто в обычный район, так до конца и не достроенный.

Речь идет об городе будущего Масдар, что до сих пор строится в Объединенных Арабских Эмиратах. Про его “изюминки” можно рассказывать долго, но одна из основных — это полное отсутствие привычного транспорта. Перевозку людей и грузов по замыслу проектировщиков должна была обеспечить система Cyber Cab. Это такой гибрид трамвая и такси — кабинки на 6–8 человек (либо грузовые), которые ездят по выделенным путям без водителя.

Городское грузо-пассажирское такси
Система Cyber Cab в проекте

Предполагалось выстроить в Масдаре целую сеть такого транспорта. Но ограничилось лишь двумя станциями. Выяснилось, что обеспечить полную безопасность для людей на улицах при движении таких кабинок сложно и крайне дорого. Да и с грузами все плачевно — их неудобно доставлять от остановки до конечного потребителя. Так что идея зачахла в зародыше, и теперь по улицам Масдара решили пустить исключительно электромобили по специально выделенным трассам. Что полностью убило идею “города без машин”.

Эмиратский квартал Масдар
Масдар, современный вид

Да и вообще избавление городского пространства от любого вида транспорта на сегодня выглядит утопически. В крупных мегаполисах такое не организовать. У нас, вон, создание одной единственной пешеходной улицы в центре наталкивается на яростное сопротивление автолюбителей, что уж говорить о полностью безавтомобильной зоне.

Пока время отказа от машин еще не пришло. Но оно не за горами. Вот “жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе”.

Есть в Китае один примечательный город, в котором сама природа подталкивает людей отказаться от автомобилей, но нет. В Яньцзине машины никуда не делись, несмотря на то, что людям просто негде жить 👇:

Оцените статью
Географ и Глобус
Добавить комментарий