Несмотря на свободу, демократию и права человека, далеко не все перебежчики из Советского Союза принимались на Западе одинаково хорошо. Особенно если дело касалось угона авиалайнера. Не всегда таким личностям за границей были рады и часто возвращали обратно. В качестве примера можно привести Финляндию, где только за период с 1945 по 1981 год правительство страны передало советской стороне 114 человек, пытавшихся бежать через финскую границу. В их числе были и несколько угонщиков гражданских судов.
Другое дело военные самолеты. Учитывая, что отечественная авиационная техника на тот момент была лучшей в мире, за новейшими ее образцами велась настоящая охота. Если пилот доставлял в целости и сохранности на Запад боевую машину, его были готовы носить на руках. Достаточно вспомнить два случая: побег старшего лейтенанта Виктора Беленко на МиГ-25 в Японию в 1976 году и побег капитана Зуева в Турцию на МиГ-29 в 1989 году.
Но в любом случае, когда заходила речь об угоне военных самолетов, в качестве предателя всегда фигурировал пилот. По-другому и быть не могло. Тем удивительней история, случившаяся в 1973 году в ГДР. Истребитель Су-7 с военного аэродрома угнал не кто-нибудь, а… лётный техник. Человек, никогда до этого не поднимавшийся в воздух и не умевший пилотировать.
Угон
Это произошло 27 мая в воскресенье на военном аэродроме Гроссенхайн в ГДР, который целиком использовался для полетов советской авиации. День был выходной, полеты не проводились, но аэродром не пустовал — шли профилактические работы. Для всех стало полной неожиданностью, когда вдруг на рулежке показался реактивный истребитель Су-7. Было понятно, что за управлением сидит неспециалист — самолет двигался по полосе медленно и неуверенно. Быстро выяснилось, что происходит нечто неординарное. На магистральную рулежную дорожку выехал заправщик, чтобы перегородить путь истребителю. Но Су-7 неуклюже объехал его по грунту и сходу вырулил на взлетную полосу.
А дальше разбег, форсаж и взлет. Все, кто находился на аэродроме, просто опешили, настолько быстро все произошло. А в кабине в это время находился 23-летний старший лейтенант Евгений Вронский, который служил аэродромным техником и отвечал за снабжение самолетов топливом.
Но откуда у «керосинщика» навыки управления боевым истребителем? Это стало понятно уже после угона. Вронский дружил с офицером, который отвечал за обучение летчиков на тренажере. Иногда он позволял приятелю «полетать» на симуляторе. Со временем такие тренировки стали регулярными, и когда всё вскрылось, то выяснилось, что Евгений Вронский «налетал» на тренажере раза в три больше по времени, чем действующие пилоты.
Полет и его итог
Но никакой симулятор не сравнится с реальным полетом. Неизвестно, что испытывал угонщик и на что он рассчитывал, но надо отдать ему должное — Вронский пилотировал Су-7 очень осторожно. Самолет буквально «полз», прижимаясь к земле на высоте всего 500 метров с неубранным шасси. Курс — граница с ФРГ, до которой было немногим больше 200 километров. Ему повезло, что направление старта ВПП аэродрома Гроссенхайн точь-в-точь совпадало с ведущим к границе курсом. Фактически Вронскому только и нужно было, что не сворачивать с него, держать педали ровно и не совершать лишних действий.
Но по пути находилось еще 6 советских аэродромов. С военных баз в Кетене, Цербсте, Мерзебурге, Кохштедте, Ютербоге и Фалькенберге в небо в общей сложности поднялось 32 истребителя. Но Вронскому необычайно повезло — за те 23 минуты, что он летел, беглеца так и не обнаружили.
И вот, наконец, граница, которую Вронский пересек все на той же минимальной высоте. Но что дальше? Как сажать самолет, он не знал. К тому же где это сделать? А главное, приземляться надо было быстро — если проскочить восточногерманскую территорию оказалось легко, то с ФРГ такой фокус мог не сработать и истребитель запросто бы сбили.
Поэтому Вронский поступил единственно возможным для него способом. Он, направив машину в голое поле, катапультировался из кабины. Благо, как это делать он знал — спасибо тренажеру. Су-7 упал недалеко от автобана, а сам беглец приземлился на парашюте в километре от него. Место оказалось окраинами города Брауншвейга. Уже через 30 минут старший лейтенант Вронский коверкая те немногие немецкие слова, что он знал, пытался объяснить полиции, что он совершил политический побег и просит в стране убежище.
Выводы
Этот случай произошел накануне визита Брежнева в ФРГ. В отношении двух стран только-только наметился сдвиг в сторону сближения, поэтому западногерманские власти не стали портить отношения с СССР, а сразу передали обломки самолета. Тем более, что Су-7 в техническом плане не представлял совершенно никакого интереса — машину начали выпускать еще с 1955 года. Правда, установленное на истребителе оборудование для немцев представляло ценность, но и его (а точнее, что от него осталось) тоже вернули.
А вот перебежчика ФРГ отдавать отказалась. Вронского показали по телевизору, где он через переводчика заявил, что совершил свой побег добровольно и попросил у властей политического убежища. Его просьбу удовлетворили, и с тех пор о судьбе предателя ничего не известно (существует версия, что когда улеглась шумиха, его по-тихому устранили наши спецслужбы, устроив автокатастрофу).
Ну а в СССР, конечно же, сделали выводы. Про «полетевшие головы» говорить нечего, это само собой разумеющееся. Но с тех пор доступ к тренажерам был закрыт всем, кроме пилотов. Как Вронскому удалось незамеченным забраться в самолет, завести двигатель — про это история умалчивает. Но наверняка определенные мероприятия провели и в этом направлении.
А вот как прошел полет другого дезертира с Дальнего Востока прямиком в Японию. Вот тут уже угнанная машина стала настоящим подарком для западных спецслужб ?: