Когда вспоминаешь о советской агитпропаганде, на ум сразу приходят лозунги о пятилетке на фоне монументальных счастливых рабочих и карикатурные изображения пузатых империалистов в цилиндрах и с неизменными сигарами. Но наряду с политическими и трудовыми лозунгами в Советском Союзе существовала еще и настоящая реклама обычных потребительских вещей, и продуктов питания в частности.
Как и в наши времена, в 60–70 годах в рекламе нуждалась новая продукция, незнакомая для населения. Ее, несмотря на общую скудность рациона, советские люди чаще всего опасались покупать и употреблять в пищу. В определенный момент времени особенно активно рекламировались продукты рыбной промышленности.
Глядя на некоторые плакаты того времени, кажется, что их авторы просто издевались над советскими гражданами.
Рыбная промышленность Советского Союза развивалась огромными темпами и вскоре все полки магазинов были завалены рыбными консервами, в том числе и крабовыми. Но народ понятия не имел что это за крабы такие, и покупать консервы совсем не спешил.
И реклама сработала. Народ распробовал консервированное крабовое мясо, и вскоре оно переместилось из ширпотреба в разряд дефицитных товаров. В 60-е годы стартовал грандиозный “кукурузный проект” Хрущева и полки магазинов заполонила консервированная кукуруза, которую народ упорно не желал покупать. И вновь помогла реклама.
Рекламировали даже те продукты, которые на прилавках советских магазинов появлялись время от времени и считались дефицитными. Например, сосиски. И хоть и народ шутил, что мяса в таких сосисках было крайне мало, очереди за ними были всегда.

В 30-х годах с мясом была напряженность. Тогда советская пищевая промышленность изящно вывернулась и предложила “прекрасный” заменитель мясу – спрессованные кубики со вкусом мяса. Ну а реклама тут как тут.
А дефицит чая на прилавках магазинов успешно компенсировали чайные напитки со всевозможными вкусами. Только по пропорциям чая в таких пачках было совсем немного, основное содержимое составляли плодово–ягодные листья. Народ такие напитки брал неохотно и опять в ход пошла советская реклама.
Главным соусом страны на долгие годы благодаря рекламе стал майонез. Его рекомендовали подавать ко всем без разбора блюдам – овощным, рыбным и мясным.
В 50-е годы в обиход вошла фраза “обеденные консервы”. И на прилавках магазинов появились разнообразные борщи, рассольники и свекольники в стеклянных литровых банках. Населению предлагалось не мудрить, а просто долить в кастрюлю с таким борщом немного воды и прокипятить 5 минут. Еда эта была в новинку, народ относился к борщам настороженно и советская реклама усердно принялась убеждать граждан в полезности и быстроте приготовления таких блюд.
Не обошла реклама стороной и детские вкусняшки. Хоть мороженное и повидло и так пользовались спросам у детей и взрослых, советская пищевая промышленность считала нелишним прорекламировать и их.
Реклама продуктов в СССР порою была откровенно странной и отчасти жутковатой. Это сейчас потребитель привык к красивым белозубым улыбкам счастливых людей на рекламных плакатах. А тогда на ней изображались мягко говоря необычные персонажи.

И ладно бы это был разовый рекламный персонаж. Но нет – странный лилипут с опухшим лицом рекламировал еще и дрожжи.

И это не один пример несовпадения рекламной личности с рекламируемым товаром. Ну разве можно поверить, что в бокале этого утонченного гражданина всего лишь обычная крем-сода?
Подводя итог Советскому агитпропу продуктов питания хочется сказать, что особого выбора у советских граждан тогда не было, следовательно, и реклама носила больше ознакомительный характер, чем рассказывала народу о преимуществах конкретной торговой марки. Но даже сейчас глядя на эти простые и порой нелепые плакаты, просто улыбнешься по-доброму, вспомнив прошлое великой страны.