Пропажа “Щуки” — нераскрытая тайна подводного флота СССР

Подлодка проекта "Щука"
Сегодня почти никто уже и не помнит давнюю загадочную и трагическую историю советской подводной лодки С-117. Время стерло из памяти многое.

Иногда подводные лодки терпят аварии. К сожалению, такое случается. В том числе, и в мирное время. Как правило, причина катастрофы становится известна сразу. Бывает, ее определяют по прошествии длительного времени, но в любом случае бесследно такие происшествия не проходят. Точнее не проходили.

Исчезновение советской подводной лодки С-117 в 1952 году и поныне остается нераскрытой загадкой отечественного подводного флота. До сих пор не удалось установить ни точное место ее пропажи (гибели), ни причины, приведшие к этому.

Лодка Щ-117 в годы войны в Советской Гавани
Щ-117 в годы войны

Проект “Щука”

С-117 к началу 50-х была по меркам флота настоящим старичком. Она сошла со стапелей в Ленинграде в 1933 году. Всего за историю проекта “Щука” было построено 86 субмарин. Это были средние дизель-электрические торпедные лодки, отличающиеся хорошей маневренностью и большим запасом живучести. Щ-117 (первоначально она называлась так) была как раз из таких. До Великой Отечественной войны она прославилась своим походом на предельную автономность.

Считалось, что лодки такого типа могут непрерывно находиться в море 20 суток, но экипаж Щ-117 в 30-х годах вдвое перекрыл этот показатель и провел в походе 40 суток, пройдя 3000 морских миль. За это командир лодки был награжден орденом Ленина, а весь экипаж — орденами Красной Звезды. Так Щ-117 стала первым и единственным кораблем отечественного флота с полностью орденоносным экипажем.

В годы войны лодка в боевых действиях не отметилась, а всего лишь сменила порт базирования с Владивостока на Советскую Гавань. В начале 50-х командование приняло новую классификацию подводных лодок, и Щ-117 стала С-117 (что означало средняя). Списывать лодку в утиль никто не собирался, мало того, в 1950 году она прошла капитальный ремонт с заменой дизелей, а год спустя — гарантийный ремонт. Еще лет 10 “Щуке” точно было суждено ходить в походы, но все сложилось совсем иначе.

Подводная лодка типа "Щука"
Лодка типа “Щука”

На связь не вышла

В декабре 1952 года в 90-й бригаде подводных лодок Тихоокеанского флота начались учения. Их план был такой. Две группы подлодок (6 единиц) должны были отработать совместный удар по надводной цели — бывшему японскому эсминцу «Kiji», который достался СССР в качестве репараций. Под именем ЦЛ-27 он должен был выйти из сахалинского порта Холмск в Татарский пролив. Обнаружить его местонахождения как раз и должна была С-117, выполнявшая в учениях роль разведчика.

14 декабря в 11:00 лодка отошла от причала в Советской Гавани. Ночью от нее пришла радиограмма о поломке одного из двух дизелей. Однако это было некритично, и “Щука” продолжила выполнять боевую задачу, одновременно пытаясь своими силами произвести ремонт. Утром от нее пришла вторая радиограмма о том, что дизель отремонтирован и поход проходит штатно.

В 17:00 из Холмска вышел в акваторию ЦЛ-27. “Щука” по всем расчетам должна уже была находиться в заданном квадрате. Штаб ждал от нее сообщение об обнаружении цели, однако лодка молчала. Первоначально это не вызвало особой тревоги — субмарина могла просто пройти мимо, могла случиться поломка радиостанции, обрыв антенны… В 19:00 штаб затребовал от С-117 сообщить свои координаты. Лодка не отозвалась.

В 00:30 командующий флотом вице-адмирал Холостяков приказал прекратить учения и приступить к поисковой операции. Из Советской Гавани вышли два тральщика и подводные лодки С-119 и С-120. Из Холмска — эсминец “Верткий” и спасательное судно “Золотой”. Позже к ним присоединились спасатель “Тетюхе” и еще два тральщика. Местные рыбаки тоже участвовали в поисках, а с воздуха их вели два самолета. Параллельно сахалинский берег прочесывали пограничники.

Поиски С-117 длились до 25 декабря. Ни ее самой, ни даже малейшего намека на катастрофу, вроде пятна солярки на воде или деталей оснастки, обнаружено не было.

Списки экипажа С-117
Архивные списки экипажа С-117

Версии

Государственная комиссия рассматривала четыре версии катастрофы:

  1. Отказ дизелей. В пользу этой гипотезы говорил и их гарантийный ремонт меньше, чем через год после “капиталки” и поломка одного из дизелей во время учений;
  2. Подрыв на плавучей мине. Однако никто в месте учений не слышал и не видел следов взрыва, да и в таком случае должны были остаться обломки от С-117. А их не было;
  3. Угон лодки в США силами экипажа. Несмотря на всю абсурдность этой гипотезы, она тоже имела место. В частности, на ней настаивал начальник политотдела Тихоокеанского флота капитан первого ранга Бабушкин. Однако в комиссии нашлось немало здравомыслящих голов и данная версия хоть и фигурировала в докладной записке на имя Сталина, но Холостяков ручался за экипаж собственными погонами и головой;
  4. Столкновение с надводным судном. А вот эта версия оказалась самой правдоподобной. Более того, она получила даже некоторые доказательства.

Столкновение

Командир Южно-Сахалинской морской базы получил приказ осмотреть все суда в порту Холмска, в том числе и с помощью водолазов. Аналогичные осмотры проводились в Магадане, Корсакове и Находке. Внимание привлек теплоход “Горнозаводск”. По классификации это был сухогруз, но не совсем обычный. Он перевозил заключенных из Находки на Колыму. По прибытию в Магадан водолазы обнаружили у “Горнозаводска” повреждения корпуса. Причину их возникновения капитан объяснить не мог.

Теплоход "Горнозаводск"
“Горнозаводск” на испытаниях под флагом Дании

Кроме этого комиссия обратила внимание на характерный факт: палубное оборудование “Горнозаводска” (спасательные шлюпки) не были закреплены по-походному и отсутствовал один спасательный круг. Складывалось впечатление, что теплоход останавливался и проводил какие-то работы в море. Он вез заключенных, на палубе находился конвой, зачем было незапланированно спускать шлюпки на воду? Ответ напрашивался очевидный — спасти часть экипажа С-117, с которой столкнулся сухогруз. Когда лодка идет в надводном положении, на мостике находится вахтенный офицер и матросы. После вероятного удара С-117 тут же затонула, а часть экипажа, находящаяся снаружи, оказалась в воде. Однако в тумане найти никого не удалось или их просто не заметили.

Несмотря на факты и предположения, эта версия не получила своего развития. Неизвестно насколько тщательно допрашивали капитана и экипаж “Горнозаводска”, но никаких решений по нему не было. Судно впоследствии совершило еще несколько рейсов с той же командой.

А вот экипаж С-117 в количестве 52 человек был официально признан пропавшими без вести. И то, что семьям и родственникам погибших назначили пенсии, говорило только об одном — в случившимся подводники не виноваты. Однако что произошло с С-117, неясно до сих пор, как и нет даже вероятного места ее гибели.

Оцените статью
Географ и Глобус
Добавить комментарий