В начале 40-х годов XX века Британский флот находился в плачевном состоянии. Хоть Великобритания и считалась традиционно морской державой, но и она не смогла устоять против немецкой военной машины. К 1942 году Германией было потоплено 143 английских корабля. Военные действия требовали переброски большого количества войск и техники, а водного транспорта и кораблей сопровождения для этого катастрофически не хватало.
В этих условиях британский ученый Джеффри Пайк предложил Черчиллю очень смелую и амбициозную идею – использование естественного льда для переброски войск и техники на большие расстояния. Речь шла об айсбергах.

Простое решение
Первоначально планировалось спиливать верхушки айсбергов, выравнивать площадку, размещать на ней самолеты, технику и личный состав, а в толщу льда вмонтировать двигатели для направленного передвижения по акватории моря. Расчеты Пайка показывали что ледяной корпус гораздо устойчив к боевым повреждениям. Кроме того такой авианосец был абсолютно непотопляемым, а вражеские торпеды не наносили бы айсбергу никакого вреда, оставляя лишь сколы и выбоины в таком “корпусе”. Да и те легко латались замерзшей водой. Неизбежное таяние авианесущего айсберга не стало бы проблемой – в толщу льда планировалось вмонтировать холодильные установки, работающие на фреоне.
В общем, по представлению Пайка получался вполне себе приличный авианосец, способный конвоировать грузовые и военные британские суда с острова на материк. Наработки представили Черчиллю и английский премьер одобрил их, дав старт новому британскому морскому проекту, который получил кодовое название Habakkuk (Аввакум).
Опилки и вода
Как только работа стартовала, довольно быстро выяснилось, что чистый лед – не самый лучший материал для постройки авианосцев. Даже большие ледяные монолиты имели свойство раскалываться, а айсберги довольно часто переворачивались в океанских водах. Все это было совершенно неприемлемо, к тому же никакие холодильные установки не могли замедлить таяние льда. Хоть и не так быстро, но будущие авианосцы могли запросто растаять где-нибудь на пути к немецким берегам. Необходим был другой вариант.
И Пайк его изобрел. Материал был позже назван по его имени – пайкрит. Он представлял собой замороженную смесь древесных опилок с водой в пропорции 1:6. После полного замерзания такой материал превосходил по прочности обычный лед и не уступал железобетону. Кроме того, пайкрит не раскалывался при внешнем механическом воздействии и рикошетил выпущенные в него пули. При погружении в воду внешний слой опилок намокал и образовывал подобие корки, которая защищала всю толщу от нагрева и таяния. К тому же пайкрит прекрасно поддавался обработке и резался как дерево.
Проект будущего авианосца из смеси льда и опилок начал обретать конкретные формы. Размеры палубы планировались 1200 метров в длину и 180 в ширину. Высота корпуса – 18 метров (шестиэтажный дом). На ледовом судне должно было разместиться 200 истребителей и экипаж из 15000 человек. Вес такого авианосца по расчетам выходил 2,2 млн тонн, что в 48 раз превышал массу печально известного “Титаника”.
Проект был готов, следовало приступать к постройке опытного образца. Работы стартовали на одном из озер на территории Канадской провинции Альберта в 1942 году. Причем это был разгар лета, что и требовалось для опытных испытаний. Силами 15 человек за два месяца на озере был наморожен лед и построен макет будущего авианосца 18 метров длинной, почти 10 метров шириной и водоизмещением в 1,1 тысячу тонн. В лед вмонтировали силовую установку с гребным винтом и систему фреонового охлаждения с бензиновым двигателем. По окончанию работ провели первые испытания. Корпус ледяного судна уверенно держался на воде, не таял и худо-бедно мог двигаться вперед и назад.
Бесславный конец
Испытания тут же нарекли успешными и представили английскому правительству. Пока военные занимались разработкой технического задания, канадские ученые подсчитали будущие затраты на производство армады таких авианосцев. Выходило не так уж и дешево – стоимость производства одного авианосца приближалась к 1 миллиону фунтов стерлингов. Но главным было не это. В случае строительства целого флота таких авианосцев для целлюлозного наполнения ледяных блоков пришлось бы вырубить едва ли не все леса Канады.

Но пока опытный образец плавал по канадскому озеру, а британские ученые ждали техническое задание, наступил 1943 год. Ситуация на европейском театре военных действий понемногу стала разворачиваться в пользу союзников, и немного подумав, проект ледяного авианосца было решено закрыть.
А построенный опытный образец так и остался в Канаде. Он стоял у причала под открытым воздухом и постепенно разрушался. Но пайкрит действительно оказался прочным материалом – солнцу и дождю удалось растопить макет авианосца лишь за 3 года. Оставшаяся древесно-металлическая конструкция осела на дно озера, где находится и поныне.
Что ж, смелый и амбициозный британский проект так и не смог воплотиться в жизнь, подтвердив давно известное правило: оригинальные и смелые решения далеко не всегда оказываются пригодными для их практической реализации.