Советские летчики, повторившие подвиг Гастелло

Повторившие подвиг Гастелло
Шесть советских летчиков во время Великой Отечественной войны повторили подвиг Гастелло и остались в живых. Вот истории трех из них.

Пожалуй, нет в России человека, который бы не знал о самоотверженном подвиге, совершенном лейтенантом Николаем Гастелло в самом начале войны. На подбитом самолете он врезался в колонну немецкой техники, остановив ее продвижение на Москву. Экипаж летчика погиб, а он сам был представлен к званию Героя СССР.

Такой таран – страшный военный прием. Какой самоотверженностью должен обладать человек, чтобы преднамеренно пойти на него, зная, что еще мгновение – и его не будет в живых? Некоторые историки сравнивают таких, как Гастелло, с японскими камикадзе. Но ведь последние изначально готовили себя к роли смертников, а советские летчики самостоятельно принимали решение, идти на самопожертвование или нет. И шли не раздумывая. За время Великой Отечественно они направили свои машины в скопления врага на земле 257 раз.

Кажется, что принявшие решение пожертвовать собой, были обречены на безусловную смерть. Однако история войны знает несколько случаев, когда летчики оставались живыми после наземных «огненных таранов».

Сергей Колыбин

Начало войны 29-летний лейтенант Сергей Колыбин встретил командиром авиационного звена 74-го штурмового авиаполка. С самого начала боевых действий он стал совершать вылеты, и за два первых месяца войны выполнил множество задач, даже сбив два самолета противника.

24 августа 1941 года звено Колыбина получило приказ об уничтожении моста через Днепр в районе села Окуниново Черниговской области. При подлете летчик увидел, что по мосту как раз движется колонна вражеской техники. Совершив два захода, летчик удачно отбомбился по немцам, но тут сбросили оцепенение вражеские зенитки. Первый же снаряд угодил в бензобак Колыбинского «Ила». Времени для раздумья не было – с трудом выровняв горящую машину, перекрыв кран подачи топлива чтобы самолет не взорвался в воздухе, Сергей направил самолет в самый центр колонны.

Вернувшиеся назад сослуживцы доложили что мост взорван, а командир лейтенант Колыбин погиб смертью храбрых, протаранив колонну врага.

Однако зря торопились командиры записывать в погибшие отважного летчика. Он выжил. Еще при попадании снаряда в бензобак самолета Сергей отстегнул ремни, планируя выпрыгнуть с парашютом. Это и спасло ему жизнь. При взрыве самолета его выбросило из кабины, а оказавшийся недалеко кустарник смягчил падение.

Впоследствии Сергей оказался в плену, прошел несколько лагерей, принимал участие в подпольной ячейке, а в 1945 году ему удалось бежать. Измученного летчика подобрали наши солдаты. Дома его возвращение стало настоящим чудом. Однако награда за огненный таран нашла его только в 1965 году. А до этого Сергей Колыбин вел обычную жизнь – долго лечился в госпиталях, а затем до самой смерти работал строителем и даже сделал неплохую карьеру.

Анвар Гатауллин

Он стал участвовать в боевых вылетах не с самого начала войны. Когда вторгся враг, Анвару было 18 лет и он учился сначала в Пермском авиационном техникуме, а затем в Омской школе пилотов. С 1942 года Гатауллин уже вовсю воевал на фронтах войны.

К октябрю 44-го за его плечами было 110 боевых вылетов и образцово выполненные боевые задачи. 10 октября 1944 года звену Гатауллина командование поставило задачу провести разведку и уничтожить колонну вражеской техники на территории Латвийской ССР. Самолет летчика был подбит зенитной артиллерией противника. Не раздумывая, он направил горящую машину в скопление врага.

На основании рапорта командования Анвара Гатауллина представили к высшей награде посмертно. Но летчик не погиб. Еще до столкновения с землей самолет Гатауллина взорвался в воздухе и самого пилота выбросило из кабины. Пришел в себя он висящим на стропах парашюта в кроне деревьев. Несмотря на ранения и ожоги Анвар сумел спуститься вниз, а потом попытался прорваться в расположение советских войск.

Однако был арестован немецким патрулем и после отказа от сотрудничества перемещен в концлагерь. Оттуда со второй попытке летчику удалось бежать, и после двух недель скитания он сумел выйти к своим. Войну закончил в авиационном полку, а вот потом Гатауллина начали проверять органы СМЕРШ – уж больно неправдоподобно выглядела история его спасения. И все же справедливость восторжествовала, и в 1948 году Анвару Гатауллину вручили заслуженную им звезду Героя.

После войны он продолжил службу в армии, вышел в отставку в 1955 году в звании подполковника и после этого работал на Пермском моторостроительном заводе. Умер в 1994 году в возрасте 71 года.

Константин Аксенов

Аксенов научился летать еще до войны. После окончания семилетки Костя работал токарем на заводе в Омске и параллельно занимался в аэроклубе. В 40 году он по комсомольской путевке попал на обучение в Омскую школу военных летчиков и начало войны встретил в запасном авиационном полку.

На фронт Константин Аксенов попал в 1942 году. И с первых дней показал себя умелым и храбрым летчиком. В 43-м его перевели в бомбардировочный полк командиром авиазвена. С этим подразделением летчик прошел всю войну – участвовал в битве на Курской дуге, бомбил вражеские позиции на Днепре, освобождал Украину и Молдавию.

Одно боевое задание сменяло другое, а на груди Константина появлялись все новые награды. До конца войны оставалось уже совсем немного, когда 26 марта 1945 года звено Аксенова получило задание по уничтожению живой силы и техники противника близ городка Остердорф в Верхней Силезии.

Задача, как всегда, была выполнена безукоризненно, но при отходе от цели в самолет Аксенова попал снаряд, пущенный с земли. Константин принял главное в своей жизни решение – он развернул машину, перевел ее в глубокое пике и направил на землю в скопление немецкой техники.

Экипаж Аксенова признали погибшим, а самого летчика наградили посмертно званием Героя Советского Союза. Однако Константин не погиб. При взрыве его выбросило из кабины, кроны деревьев смягчили удар и он потерял сознание. После того как пришел в себя, попытался пробиться к своим, но был пойман и перемещен в ближайший концлагерь.

Однако война уже шла к своему завершению, немцы повсеместно отступали, а союзники открыли второй фронт. Именно американцы и спасли Аксенова, освободив его из лагеря. В отличие от Анвара Гатауллина, его обошли стороной подозрения и сомнения. Звезду героя Константину Аксенову вручили сразу, но из-за ранения и ожогов о небе ему пришлось забыть. В 1946 году он вышел в отставку в звании капитана и освоил мирную профессию верстальщика в типографии. Умер Константин Аксенов в Новороссийске в 1966 году.

Это всего лишь три фамилии. Три героя, которые повторили подвиг капитана Гастелло и остались после этого в живых. А вообще таковых в истории войны было 6 человек. А кто-то говорит о десятерых… Но как бы то ни было, эти люди вдвойне герои, чье мужество, отвага, а главное, самопожертвование во имя Победы достойно того, чтобы о них помнили в веках.

А вот самый первый такой подвиг – «огненный таран» Гастелло в свое время был подвергнут сильным сомнениям. Мол, не тот это был самолет, а сам герой вовсе не герой, а вообще попал в плен 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий