Самый молодой летчик Великой Отечественной войны

Самый молодой летчик Аркадий Каманин
Аркадий Каманин – военный летчик, ставший самым молодым пилотом в истории Второй мировой войны. Первый самостоятельный полет он совершил в 14 лет.

В 1943 году один из наших самолетов У-2, который в военные годы активно использовался в качестве самолета связи, возвращался в штаб авиакорпуса. И тут пилот заметил на нейтральной полосе штурмовик ИЛ-2, подбитый немцами. Самолет был цел, а кабина закрыта. Пилот У-2 понял: наш летчик находится внутри и наверняка ранен. Не раздумывая ни минуты, «кукурузник» совершил рискованную посадку, перегрузил в свой самолет действительно раненого летчика с ИЛ-2, забрал всю фототехнику (самолет совершал разведывательный полет), под огнем врага сумел взлететь и благополучно доставил лейтенанта Бердникова в расположение эскадрильи.

Отважного летчика за проявленное мастерство и мужество представили к награде. Фамилия героя была известна всей стране – Каманин. Николай Каманин – один из первых Героев Советского Союза. Летчик, спасший экипаж затонувшего парохода «Челюскин» в 1933 году. Только вот операцию по спасению на нейтральной полосе совершил не он, а Аркадий Каманин – сын прославленного челюскинца. Было парню всего 15 лет.

«Потом доучусь»

Аркадий Каманин после войны
Аркадий Каманин

Сын первого Героя СССР просто был обязан соответствовать почетному званию своего отца. И Аркаша старался вовсю: хорошо учился, занимался спортом, играл на баяне и гитаре, а главное – занимался авиамоделированием. Сын летчика не мог не «болеть» самолетами.

Начало войны Николай Каманин встретил в Ташкенте в должности командира отдельной авиабригады Среднеазиатского военного округа. Туда же в Ташкент вскоре был эвакуирован завод по ремонту самолетов. Молодой Аркадий днями напролет пропадал на нем. Сначала он просто помогал опытным мастерам, с упоением изучая устройство самолета, а со временем ему стали доверять даже некоторые самостоятельные работы. Но прошло лето, пришла пора садиться за учебу. Однако 13-летнего мальчишку было не остановить – вместо разрешенных строгим отцом двух часов работы в мастерских, Аркадий находился там все десять, а весной 1942 года и вовсе забросил учебу, написав отцу короткое «доучусь позже»

В это время Каманин-старший уже командовал 292-й штурмовой авиационной дивизией на Калининском фронте. Семья, остававшаяся в Ташкенте, долго уговаривала его приехать на передовую. Летом 1942 года комдив разрешил – жена Николая Петровича вместе с сыном покинули Ташкент и приехали на фронт. Мария Михайловна стала работать при штабе дивизии, а 14-летний Аркадий начал свою службу механиком по оборудованию в эскадрилье связи. К тому времени парень уже досконально изучил строение У-2 и работал наравне с опытными инженерами. Но всё это было не то. Аркадия тянуло в небо.

Подняться в небо

Конечно, статус генеральского сына давал ему некоторые привилегии, поэтому уже спустя несколько месяцев Аркашу допустили к полетам на У-2 в качестве бортмеханика и штурмана-наблюдателя. Смышленый парень нравился пилотам, и они начали постепенно обучать его летной грамоте, благо на биплане существовало дублированное управление. Можно представить себе восторг Аркадия: то, о чем мечтал, сбылось – он управляет самолетом!

Аркадий Каманин с семьей
Аркадий Каманин с мамой Марией Михайловной и отцом Николаем Петровичем

Парень день за днем совершенствовал свои летные навыки, и однажды они спасли жизнь ему и командиру. Во время полета вдоль передовой шальная пуля разбила стекло кабины и острыми осколками пилоту посекло лицо. Кровь заливала глаза и он ничего не видел, ведя самолет вслепую. Тут подключился Аркадий, взяв с разрешения командира управление самолетом на себя. Хоть и по подсказкам, но он сумел самостоятельно посадить кукурузник. С тех пор юного механика стали обучать полетам всерьез.

Принимал у него экзамен самый строгий экзаменатор – отец. Николай Каманин, как он потом писал в своем дневнике, до последнего сомневался, стоит ли доверять 15-летнему сыну управление самолетом. Но командир эскадрильи связи майор Трофимов горой стоял за мальчика. На вопрос «И вы могли бы своего сына в таком возрасте выпустить в самостоятельный полет?» майор ответил не задумавшись:

Такого, как Аркадий, выпустил бы без малейшего сомнения.

И вот с лета 1943 года Аркадий Каманин стал летчиком 423-й отдельной эскадрильи связи. Поначалу он курсировал между аэродромами корпуса, развозя почту и медикаменты. Но когда на глазах у своих сослуживцев парень сумел в небе уйти от атаковавшего его «Мессершмитта», его допустили до полетов на передовую.

Три награды

Подвиг Аркадия Каманина
Подвиг «летунка» Каманина. Рисунок 80-х голов

Свою первую награду Аркадий Каманин получил за спасение лейтенанта Бердникова осенью 1943 года, когда ИЛ-2 подбили немцы и он был вынужден совершить посадку на нейтральной полосе. Непонятно как щуплому парню (да к тому же маленького роста) удалось самостоятельно вытащить из кабины раненого пилота и загрузить его к себе на борт, но факт остается фактом. За этот подвиг Каманина-младшего наградили орденом Красной Звезды.

В 1944 года на штаб авиаполка неожиданно напал враг. Под кинжальным огнем Аркадий смог поднять в небо свой У-2 и забросать с воздуха атаковавших гранатами, одновременно вызвав по рации подкрепление. Та атака была отбита во многом благодаря мужеству и отваге молодого летчика. Его наградили вторым орденом Красной Звезды.

Свою третью боевую награду – орден Красного Знамени – 16-летний старшина Каманин получил за полет за линию фронта. Его самолет, совершив полуторачасовой перелет, доставил чешским партизанам около города Брно батарейки для рации и секретные документы.

Всего за время войны Аркадий совершил более 650 вылетов, из них 400 – самостоятельно. И кроме трех орденов он был награжден еще и тремя медалями: «За взятие Вены», «За взятие Будапешта» и «За победу над Германией». Юный летчик в 1945 году прошел по Красной Площади в составе лучших бойцов 2-го Украинского фронта на Параде Победы, став самым молодым его участником.

Пропуск курсанта Каманина
Пропуск А. Каманина в Военно-воздушную академию им. Жуковского

После войны Аркадий взялся наверстывать упущенное в учебе. И тут он тоже не подкачал – уже в 1946 году его зачислили в слушатели подготовительных курсов военно-воздушной академии имени Жуковского. Впереди курсанта ждало блестящее будущее, в этом не было никаких сомнений. И ни у кого не повернулся бы язык сказать, что это все благодаря папе. Но увы.

Говорят, Бог забирает лучших. Нет, Бог забирает всех. Просто когда он забирает лучших, у живых остается время подумать, что и как они делают не так… Аркадий Каманин скоропостижно скончался 13 апреля 1947 года от менингита.

Ему было всего 18 лет.

Так же ярко прожил свою короткую жизнь еще один летчик, чье имя известно многим – Виктор Талалихин. Его ночной таран произвел неизгладимое впечатление на немецких летчиков 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий