5 великих советских летчиков-асов — сталинских соколов

Советские летчики-асы
Ареопаг сталинских соколов — прославленных летчиков-асов СССР — не ограничивается одними лишь фамилиями Покрышкина и Кожедуба.

Фамилии Кожедуба и Покрышкина знают все, кто хотя бы поверхностно знаком с отечественной историей. Но на двух этих наиболее известных «сталинских соколах» история советской военной авиации не заканчивается. За годы войны больше 20 летчиков были награждены званием Героя Советского Союза дважды, не говоря уж о единожды награжденных. Вот пятерка самых результативных из них, которые сбили больше всего вражеских машин.

Иван Кожедуб

Кожедуб считается самым ударным советским летчиком-истребителем. На его счету 64 сбитых вражеских самолета. И это при том, что начал он воевать в 1943 году. Окажись Кожедуб в небе с самого начала боевых действий, счет его побед был бы гораздо больше.

Но в 41–42 годах он был инструктором летной школы, которую эвакуировали в Казахстан. Полтора года Иван писал рапорты с просьбой отправить его на фронт, и лишь в ноябре 1942 года Кожедуб получил «добро». Свой первый вражеский самолет он сбил 6 июля 1943 года в боях на Курской дуге. На следующий день – еще один, через три дня пополнил счет сразу двумя вражескими истребителями. А после этого словно «прорвало» – счет пошел уже на десятки.

Свою последнюю победу в Великой Отечественной Иван Никитович Кожедуб одержал в небе над практически уже поверженной Германией 17 апреля 1945 года, сбив два немецких истребителя FW-190. Всего он совершил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев.

После войны Кожедуб остался в авиации, был командующим 76-й воздушной армии, позже заместителем командующего ВВС Московского военного округа. Летал на реактивных истребителях вплоть до 50 лет. Легендарный летчик скончался в августе 1991 года на 71 году жизни.

Александр Покрышкин

Имя прославленного советского аса Александра Покрышкина известно всей стране. Свою первую победу в воздухе он одержал уже на второй день войны, сбив немецкий «Мессер». А всего на его счету 59 уничтоженных вражеских самолета лично и 6 в группе. Впрочем, это лишь официальная статистика. В годы войны учитывались только те сбитые самолеты, которые можно было подтвердить наземными службами. А Покрышкин довольно часто совершал глубокие рейды в тылы противника, где ему также удавалось одерживать победы.

Уже с самого начала войны Покрышкин стал заносить каждый проведенный бой в особую тетрадку, которую озаглавил «Тактика истребителей в бою». В ней он анализировал все детали сражения и придумывал новые тактики. В частности, именно Покрышкину принадлежит авторство приема, который позже назовут «Кубанская этажерка». Это когда самолеты выстраивались в воздухе попарно, и каждая пара была ниже предыдущей, немного отставая от нее. Получалась такая своеобразная лесенка. В бою уходившие от первой ступени немецкие машины, попадали под огонь второй ступени, а потом и третей. И это только один из тактических приемов, придуманный Покрышкиным. Не удивительно, что враг охотился за советским асом и даже объявлял награду тому, кто его собьет. Но русский летчик оказался гитлеровцам не по зубам.

Александр Иванович Покрышкин совершил 650 боевых вылетов и принял участие в 156 воздушных боях. После войны его карьера успешно продолжилась. Он был командующим воздушной истребительной армией ПВО, а с 1968 года – заместителем Главкома ПВО ВС СССР. Умер Александр Иванович в 1985 году в возрасте 73 лет.

Григорий Речкалов

Наверное, ни у одного другого советского летчика-истребителя не было на счету такого впечатляющего разнообразия сбитых вражеских машин. Это и бомбардировщики, и самолеты штурмовой авиации, и истребители, и разведчики, и транспортники, и даже такие редкие и экзотические трофеи как итальянская «Савойя» и польский «ПЗЛ-24».

Григорий Речкалов, так же как и Александр Покрышкин, воевал с самого первого дня войны, и его воздушная судьба тесно переплетена с судьбой его старшего боевого товарища. Речкалов летал с Покрышкиным в одной группе, сменял его на должности комэска и командира полка. Всего за время войны Григорий Андреевич совершил 450 боевых вылетов, сбив в 122 боях 56 самолетов противника лично и 6 в группе.

Его боевой счет мог бы быть больше, если не вынужденный перерыв на лечение. В 1941 году во время боя в небе над Дубоссарами он был тяжело ранен в ногу и голову, но сумел привести свой самолет на аэродром. После этого Речкалов провел в госпитале 9 месяцев и перенес 3 операции. А потом его попытались списать в запасной полк. Будущий дважды Герой Советского Союза, который по воспоминаниям его боевых друзей никогда не отличался сдержанностью, устроил настоящую бурю и сумел добиться отправки на фронт.

После завершения войны Григорий Речкалов продолжил службу в ВВС. Но уже в 1959 году ушел в запас в звании генерал-майора. Скончался в возрасте 70 лет в декабре 1990 года.

Николай Гулаев

Дважды Герой Советского Союза Николай Гулаев стал участвовать в боевых действиях с 1942 года. Всего за годы войны он совершил 250 боевых вылетов, провел 49 воздушных боев, в которых сбил лично 55 самолетов противника и 5 в группе. При этом война для Гулаева длилась всего два года. Сначала он в тылу в составе войск ПВО занимался охраной важных промышленных объектов, а в 1944 году его в принудительном порядке отправили на учебу в Военно-Воздушную академию.

По общему количеству сбитых самолетов Гулаев ненамного уступает Покрышкину и Кожедубу, но учитывая короткий период боевых действий, его можно назвать самым результативным советским летчиком-асом в годы Великой Отечественной. Три раза Гулаев одержал четыре победы в день, два раза уничтожил по три самолета за один вылет, а дубль повторил целых 7 раз.

Свой самый результативный бой он совершил 30 мая 1944 года. Гулаев смог сбить в одном бою сразу 5 вражеских самолетов – два Ме-109, Hs-129, Ju-87 и Ju-88. Во время сражения он был серьезно ранен в голову и правую руку, но собравшись, сумел посадить самолет, и уже зарулив на стоянку, потерял сознание. Пришел в себя летчик уже в госпитале и там же узнал о присвоении ему второго звания Героя Советского Союза.

Так же как и все прославленные асы, Николай Дмитриевич после войны продолжил службу. Закончил свою военную карьеру в должности командующего 10-й армией ПВО. Умер в возрасте 67 лет в 1985 году.

Кирилл Евстигнеев

Его боевой путь чем-то похож на путь Кожедуба. Кирилл Евстигнеев тоже поздно попал на передовую. У него была язва желудка, а с этой болезнью на фронт не допускали. До 1943 года Евстигнеев работал инструктором в летной школе, перегонял ленд-лизовские «Аэрокобры» и так же как и Кожедуб, забрасывал командование рапортами с просьбой отправить его на передовую.

Просьбу удовлетворили только в марте 1943 года. В первом же своем бою Евстигнеев одержал две победы. И дальнейший боевой путь дважды Героя Советского Союза впечатляет – 296 боевых вылетов, 120 воздушных боев, 53 лично сбитых самолета и 3 в группе.

Кирилл Алексеевич был, что называется, одержим полетами. В свободное время он натаскивал молодых летчиков и организовывал учебные воздушные бои. При этом казалось, Евстигнеев был начисто лишен чувства страха – на своем Ла-5 он хладнокровно шел в атаку на тяжелые «Фоккеры». «Летчик-кремень», — так отзывался о нем Иван Кожедуб.

После войны «сталинский сокол» продолжил свою службу в рядах ВВС, в отставку ушел в звании генерал-майора. Умер в возрасте 79 лет в 1996 году.

А вот герой следующей статьи не стал прославленным асом. Но он воевал наравне со взрослыми, хоть ему и было всего 15 лет 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий