К концу 1944 года Япония представляла собой уже не ту грозную военную силу, какой она была в 1941 году, когда атаковала американскую военную базу на Гавайях. Позади была Филиппинская операция, в результате которой Япония потеряла значительную часть своего боеспособного флота, следом готовилась массированная атака на южные рубежи империи. В этих условиях нужен был достойный ответ американцам, причем с той стороны, с которой бы его вовсе не ждали. И его вскоре придумали. В начале 1945 года Япония осуществила план насколько гениальный в исполнении, настолько и бессмысленный по результатам его применения. Империя решила осуществить ковровые бомбардировки территории США с помощью… воздушных шаров.

Открытие Оиши
Еще до начала Второй мировой войны японский метеоролог Васабуро Оиши обнаружил поток воздушного течения, которое дуло через весь Тихий океан, как раз в сторону США. Он был постоянным, направления своего практически не менял и располагался на высоте свыше 9 километров от поверхности Земли. Ну открыл и открыл, что в этом такого? Да, собственно, ничего. Тем более и ученый мир-то о новом струйном течении ничего не узнал, поскольку Оиши опубликовал результаты своего открытия на модном в ту пору языке эсперанто. Специалистов по эсперанто в мире было совсем немного, а метеорологов среди них и вовсе единицы, поэтому ни в Японии, ни в США открытие Оиши осталось незамеченным.
Попало на глаза оно военным только в 1944 году. Тогда-то и родилась идея использовать воздушное течение далеко не в мирных целях. Почему бы не заслать на территорию Америки армаду беспилотных воздушных шаров, снабженных взрывчаткой, подумал идейный вдохновитель проекта японский генерал Суэёси Кусаба. И после получения одобрения на самом верху, проекту был дан старт.
Проект Фу-Го
Разработали конструкцию беспилотного аэростата довольно быстро. И это была смелая в исполнении техническая идея. Сам шар представлял собой баллон, накаченный водородом, а гондола была выполнена в виде алюминиевого колеса со спицами. Снизу свисал балласт – мешки с песком. На раме колеса находилась внушительная бомба и автопилот – инновационное по тем временам устройство, “мозгом” которого был обычный барометр.

Функцией автопилота была поддержка нужной высоты аэростата в воздушном коридоре 9–11 километров. Для этого он соединялся с электрической цепью, которая в случае подъема шара на высоту выше 11 км приводила в действие клапан, стравливающий водород, а в случае опасного снижения аэростата при помощи пиропатронов отстреливала мешки с песком. Главная бомба снабжалась таймером, настроенным на 72 часа. По расчетам конструкторов этого вполне хватало, чтобы пересечь океан. По истечению времени пиропатрон отстреливал крепление бомбы и та падала вниз. В то же время другой, особый пиропатрон, поджигал шнур зажигательной бомбы, расположенной в оболочке аэростата. Воздушный шар самоуничтожался в воздухе.
Таким образом американцы не должны были понять откуда на их землю летят бомбы и кто виноват в этом хаотичном бомбометании. Конечно, японцы прекрасно отдавали себе отчет, что нанести серьезный урон такими бесконтрольными и бесцельными бомбардировками они вряд ли смогут. Расчет был на панику и немного на лесные пожары, которые должны были начаться, упади бомбы в густых лесах севера США.
Что за напасть?
Первые смертоносные воздушные шары были запущены еще в конце 1944 года. А массовые бомбардировки стартовали в начале 1945-го. Шары исправно улетали сотнями с полигона, расположенного на острове Хонсю, а США словно не замечали, что против них ведется коварная воздушно-шаровая война. Во всяком случае никакой реакции не было – пресса молчала, как в рот воды набравши, никаких ответных санкций не следовало, война шла своим чередом.
А все дело в том, что из 9300 японских воздушных шаров непосредственно территории США достигло лишь 300. Остальные попали в Канаду, Мексику, бесславно сгинули над водами Тихого океана, попадали на островах и даже частью прилетели обратно в Японию. А из тех трехсот, что долетели до противника и сбросили свои бомбы, ни один не нанес никакого существенного ущерба. Бомбы рвались в пустынных местностях и лишь начинка одного единственного аэростата привела к смертельному случаю. Дети из воскресной школы пастора Митчелла будучи в лесу на пикнике, обнаружили упавший аэростат. Когда они подошли к гондоле, раздался взрыв, 6 человек погибло на месте.

Расчет на лесные пожары тоже не оправдался – начало 1945 года, погода зимняя, леса стоят влажные, о каких пожарах может идти речь? А американские власти так вообще поначалу не замечали никаких бомб. Что-то там единично рвалось где-то в пустынной местности. Ну так никто не страдал, инфраструктура не задета, чего волноваться? И только когда сообщения участились, военные взялись за это дело всерьез.
И поначалу идентифицировать взрывы было довольно сложно. Потом высоко в воздухе были обнаружены летящие шары. Их сбивали, но достигнув земли, происходил взрыв, всё разлеталось на осколки и понять что это и, главное, откуда, не было никакой возможности. Все прояснилось, когда один их патрульных истребителей пробил камеру аэростата пулеметной очередью и заставил шар плавно приземлиться. Военные изучили устройство автопилота, оболочку шара и начинку бобы. То, что это все произведено в Японии, не было никаких сомнений. Но как? Как они это делают, недоумевали янки? Высказывались идеи, что шары запускают с подводных лодок или из концлагерей, в которых содержались интернированные японцы (мол, изготавливают их тайно).
Точку в этом споре поставили геологи, которые проанализировали песок из мешков с балластом и точно указали не только страну, где этот песок находился, а и даже конкретные берега конкретных речек, где он добывался.

Всё засекретить
После идентификации аэростатов всем американским газетам и радиоканалам была дана директива воздержаться от публикации каких-либо материалов об японских “ковровых” бомбардировках американской территории. И запрет был направлен не столько против паники среди населения, а сколько ради дезинформации самих японцев.
И она удалась. Все американские СМИ дружно молчали, японцы мониторили прессу и всё больше и больше убеждались, что проект “Фу-Го” потерпел неудачу. В конце концов идейный отец воздушного бомбометания генерал Кусаба в мае 1945 года отдал приказ о прекращении запуска аэростатов. Кроме того изготавливать и снаряжать их было всё сложнее и сложнее – к тому времени начались американские бомбардировки японских городов и одними из первых пострадали два водородных завода на острове Хонсю.
Вот так бесславно закончился этот смелый инженерный проект японских хитроделов. Но идея не умерла – американцы взяли ее на вооружение, и в годы холодной войны разработали специальный аэростат E77 для доставки на поля противника вредителей хлебных культур. Нет нужды объяснять против кого это было направлено.