Как разбился Ту-144 на авиасалоне в Ле-Бурже

Прошло уже 50 лет, а причину крушения советского сверхзвукового самолета Ту-144 в Ле Бурже летом 1973 года так и не смогли установить.

Чудо советской техники, первый отечественный пассажирский сверхзвуковой самолет, красавец Ту-144 развалился на части прямо на глазах почти 300 тысяч зрителей в небе над Ле-Бурже. Горящие обломки рухнули на городок Гуссенвиль. Погиб не только экипаж лайнера, но и 8 мирных жителей, более двух десятков получили ранения, было разрушено пять домов. Это произошло 3 июня 1973 года, 49 лет назад.

В Советском Союзе не очень любили публично объявлять о катастрофах и крушениях с человеческими жертвами. Там, где это было возможно, такие происшествия скрывались от народа. Но катастрофа на авиасалоне в Ле-Бурже потрясла весь мир – была создана советско-французская комиссия по расследованию. И даже по прошествии 50-и лет никто так и не знает в чем же была причина крушения надежды советского авиапрома. Последняя строка в сообщении совместной комиссии выглядит так:

В этих условиях комиссия по расследованию и советские эксперты пришли к заключению, что причины катастрофы должны быть объявлены неустановленными и дело закрыто.

Конкуренты

Гонка в сфере гражданских сверхзвуковых самолетов развернулась в 60-е годы. Ведущие экономические державы разрабатывали свои проекты, но до финишной прямой добрались всего два – советский Ту-144 и англо-французский «Конкорд». Похожесть кораблей была настолько очевидной, что в западной прессе даже активно муссировался слух, что русские похитили тайны «Конкорда».

Разумеется, это было не так. Отечественные традиции самолетостроения во второй половине XX века считались самыми передовыми в мире. Ту-144 был полностью спроектирован Алексеем Туполевым – сыном именитого конструктора Андрея Туполева. А общая похожесть «Конкорда» и Ту-144 заключалась в требованиях, предъявляемых к конструкции сверхзвуковых лайнеров.

Соперничество двух самолетов было не просто техническим соревнованием конструкторской мысли. Это было настоящее противостояние двух держав, двух полюсов одного мира. И отечественный самолет выигрывал эту гонку. Пусть ненамного, но Ту-144 был больше и быстрее своего западного аналога. Его первый полет состоялся в декабре 1968 года, а «Конкорд» взлетел в небо только двумя месяцами позже.

И вот в 1973 году в Ле-Бурже предстояло наглядное сравнение двух конкурентов. Неудивительно, что это стало одним из самых громких и интригующих мероприятий за всю более чем полувековую историю Ле-Бурже.

Воздушная дуэль

Первым на авиасалоне запланировали полет «Конкорда». И французским пилотом удалось с блеском провести его и даже шокировать публику. В конце полета лайнер, заходя на посадку, прошелся впритык к взлетно-посадочной полосе, а потом резко взмыл в воздух. Этот впечатляющий маневр «Конкорд» мог себе позволить благодаря высокой мощности двигателей.

Следом, в 15:19 должен был подняться в небо Ту-144. Его экипаж возглавлял 44-летний полковник Михаил Козлов – начальник летной службы ОКБ Туполева. Вторым пилотом был 34-летний Валерий Молчанов – опытный испытатель. Помимо них в салоне находились: штурман Георгий Баженов, бортинженер Анатолий Дралин, ведущий инженер по испытаниям Борис Первухин и начальник испытаний генерал-майор Владимир Бендеров – заместитель главного конструктора ОКБ Туполева.

Именно его в дальнейшем комиссия и посчитает вероятным и невольным виновником катастрофы. Дело в том, что накануне французский телеканал RTF попросился на борт Ту-144, чтобы изнутри показать зрителям, как происходит полет. Бендеров отказал, но согласился взять камеру, которой пообещал снять из кабины пилотов весь процесс.

Смертельный вираж

Взлет Ту-144 прошел штатно. Выполнив в воздухе ряд маневров, самолет прошел на малой скорости над взлетной полосой, а потом включив форсаж двигателей, начал набор высоты. На 1200 метрах лайнер перешел в горизонтальный полет, а затем стал пикировать. Величина угла тангажа при этом была 38°.

На высоте 750 метров экипаж предпринял попытку вывода из пике. Через 5 секунд на высоте 280 метров при скорости в 780 км/час (это потом установит комиссия, как и то, что в тот момент перегрузка достигала величины в 5g) произошло страшное – на глазах изумленных зрителей самолет стал разрушаться в воздухе. Первым оторвалась консоль правого крыла. Ту-144 совершил в воздухе полубочку (поворот вокруг продольной оси) и рассыпался на части. Горящие обломки рухнули на городок, расположенный внизу.

Расследование

Для расследования крушения по горячим следам создали советско-французскую комиссию. Но оказалось, что расследовать-то нечего – речевой самописец уцелел, но по непонятной причине был выключен. Бортовые фоторегистраторы оказались в непригодном для восстановления состоянии. Пришлось брать за основу любительские кадры и съемку французского телевидения, сделанную с самолета «Мираж-3Р», который в момент крушения тоже находился в воздухе.

Собственно, этот самолет и ту самую злополучную кинокамеру в руках генерала Бендерова и называют невольными виновниками катастрофы. По мнению комиссии картина полета могла быть следующей:

Ту-144 выполняет свою запланированную программу. В какой-то момент экипаж замечает находящийся в воздухе «Мираж», ведущий съемку советского самолета. Летчики, дабы избежать столкновения, начинают резкий маневр уклонения (то самое пикирование). В это время стоящий и непристегнутый Бендеров с кинокамерой падает вперед и роняет камеру. Она попадает в углубление под штурвалом и блокирует его. В результате экипаж теряет управление и происходит катастрофа.

Но этот вывод о причинах катастрофы можно считать предположительным, о чем сама же комиссия в дальнейшем и сообщила:

Гипотеза не учитывает, однако, все отмеченные факты, и не было найдено никакого материального доказательства ни для того, чтобы её подкрепить, ни опровергнуть.

Такой неопределенный вывод породил множество альтернативных версий крушения. Но все они тоже являются предположительными с большой долей условности. Говорили даже, что уцелели записи аварийного речевого регистратора и они были вывезены и засекречены советской стороной. Правда это или нет, мы теперь уже не узнаем.

Членов экипажа похоронили в Москве 12 июня 1973 года. Их близкие до сих пор считают, что возложение вины, пусть даже и частичной, на экипаж является ошибочным и несправедливым.

Судьба гражданского сверхзвука

Но крушение Ту-144 в Ле-Бурже не поставило крест на судьбе самолета. Более того, его демонстрировали на авиасалоне еще в 1975 и 1977 годах. А в 77-м начались и гражданские авиаперевозки. Однако всё ограничилось только двумя бортами и единственным рейсом из Москвы в Алма-Ату и обратно. Параллельно Ту-144 модернизировался с целью увеличения дальности перелета. Предполагались беспересадочные полеты из Москвы в Хабаровск и даже дальше.

Но коммерческие рейсы продлились недолго. В подмосковном Егорьевске потерпел крушение модернизированный вариант Ту-144Д, после которого в 1978 году власти фактически поставили крест на сверхзвуковой пассажирской программе.

Создание, доводка и эксплуатация лайнера обошлись Советскому Союзу слишком дорого. Настолько дорого, что об этом даже упомянул как-то Владимир Путин на своей встрече со студентами в Сочи в 2017 году:

В Советском Союзе был такой самолет Ту-144, был сверхзвуковой самолет и в Европе. Где они теперь? Только в боевой авиации есть сверхзвуковые самолеты, а в гражданской нет. Как-то председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина спросили, сколько стоит советский сверхзвуковой гражданский самолет Ту-144. Он ответил: «Об этом знает только один человек — я. Но я никому не скажу».

Президент упомянул про «сверхзвуковой самолет в Европе» – тот самый «Конкорд». Его судьба сложилась немного удачней, чем у советского конкурента. «Конкорд» возил пассажиров четверть века, но большой расход топлива и громадные эксплуатационные расходы ограничивали его использование. А после катастрофы под Парижем в июле 2000 года (лайнер разбился при взлете, погибло 109 человек) приняли решение о выводе «Конкорда» из эксплуатации.

Эра сверхзвуковой пассажирской авиации на этом закончилась.

А всего за полмесяца до крушения Ту-144 в Ле-Бурже в Советском Союзе произошла самая страшная катастрофа в истории авиации – террористический акт, совершенный в Ту-104 над забайкальской тайгой. Все подробности этого ЧП власти попытались скрыть.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий