Общество “Долой стыд!” — сексуальная революция Советской России

Участники этого общества устраивали голые демонстрации в центре Москвы, пропагандируя полный отказ от одежды, как от буржуазного пережитка.

После Октябрьской революции 1917 года в стране всё как будто перевернулось с ног на голову. То, что хоть как-то ассоциировалось со “старыми временами”, внезапно стало непопулярным, презираемым и даже запретным. Любую идею, пусть даже абсолютно бредовую, можно было подать под правильным коммунистическим “соусом” и она находила свой отклик в народе. Одна из таких идей довольно быстро трансформировалась в общество “Долой стыд!”, участники которого гордо маршировали в чем мать родила по улицам Москвы, демонстрируя и пропагандируя полную свободу от буржуазных предрассудков. 

Парад физкультурниц
Демонстрации были не только такими

Под буржуазные предрассудки каким-то образом попали такие нравственные ценности, как скромность, девственность, стыдливость, законный брак. Они стали нещадно отрицаться некоторыми большевиками, причем это отрицание дошло даже до того, что под это умудрились подвести теоретическую базу. В частности, довольно популярной в то время была теория “стакана воды”, которая гласила, что в коммунистическом обществе удовлетворить свои сексуальные потребности так же легко, как и выпить стакан воды. Поклонники этой теории отрицали брак и любовь, и выступали за абсолютно свободный секс.

Видными ее сторонниками были такие известные личности, как Александра Коллонтай, Инесса Арманд, Лилия Брик. Они-то и стали идейными вдохновителями нового “прогрессивного” движения “Долой стыд!”. 

Александра Коллонтай
Александра Коллонтай – идеолог свободной любви

Программа общества была простой: одежда – это пережиток прошлого. Почему именно одежда не угодила пролетарским радикалам, неизвестно. Видимо, потому, что она в изобилии была у богатых и отсутствовала у бедных. Итогом этой программы стало полное избавление от предметов гардероба. Максимум, что позволялось — это широкая кумачовая лента через плечо с надписью “Долой стыд!”. Члены общества активно вовлекали в свои ряды новых участников, проводя марши и демонстрации по всей Москве. Пик такого движения пришелся на 1924–1925 годы. Именно тогда, по свидетельствам очевидцев, по Москве прокатилась волна “голых демонстраций”, в которых участвовало до 10 000 человек. Лозунги у демонстрантов были простые и понятные: “Мы уничтожили чувство стыда!” “Долой стыд. Стыд – это буржуазный предрассудок!”. “Человек произошел от обезьяны, животные не носят одежду, долой буржуазный гардероб!”.

Обнаженные “долойстыдовцы” не только маршировали голыми по улицам, они в таком виде ходили в кино, заходили в магазины и ездили в общественном транспорте.

Карикатура на общество "Долой стыд!"
Советских граждан активно побуждали вступать в общество “Долой стыд!”

Писатель Михаил Булгаков оставил по этому поводу в своем дневнике такую запись:

Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо «Долой стыд!». Влезли в трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась

М. А. Булгаков, “Под пятой (мой дневник 1923 года)”

Известная художница Северцова–Габричевская рассказывала о реакции прохожих:

Кто-то из прохожих хохотал до слёз, а кто-то плевался и ругался. Старухи крестились, говоря: «Апокалипсис! Конец света!» и растерянно спрашивали у прохожих: «Это что же? И нас заставят раздеться?»

Идеологом движения “Долой стыд!” также считают Карла Радека, известного революционера и друга Льва Троцкого. Некоторые партийные коллеги называли его “эротоманом с отталкивающей внешностью”, но это не помешало ему возглавлять колонны голых марширующих людей по Красной площади.

Революционер Карл Радек
Карл Радек

Но не только в Москве происходили такие демонстрации. Добралось “голое” движение и до российских окраин, правда широкого распространения там не получило. Да и реакция народа в провинциях была не такая толерантная, как в Москве. Голых проповедников движения, вещавших о свободной любви и отсутствии предрассудков, просто нещадно били.

Но и в Москве скоро терпение лопнуло – народ стал в открытую возмущаться демонстративным бесстыдством. Пришлось вмешиваться партийным органам, которые до этого на такие “шалости” просто закрывали глаза. Сначала выступивший на XIV съезде ВКП(б) Бухарин раскритиковал движение “долойстыдовцев”, а потом Нарком здравоохранения Семашко в газетной статье объяснил, почему ходить голым по улице – это неправильно:

Путешествие по Москве в голом виде совершенно недопустимо с гигиенической точки зрения – нельзя подставлять своё тело под пыль, дождь и грязь.

Парад физкультурников
Это не парад нудистов, это всего лишь шествие физкультурников

После такой “тяжелой артиллерии” стало ясно, что движению “Долой стыд!” осталось недолго. И действительно, милиция начала задерживать активистов и разгонять отдыхающих нудистов. Постепенно движение исчезло само собой. А маятник качнулся в другую сторону – сначала были опубликованы “12 половых заповедей революционного пролетариата”, довольно пуританских по своей сути. В 1929 году был прикрыт жанр “ню” в фотографии и живописи, и начались преследования художников. В 1934 году было введено уголовное наказание за гомосексуализм, а в 1936 году полностью запрещены аборты. Моральный облик советских граждан, подпорченный несостоявшейся сексуальной революцией, был полностью восстановлен.

Что интересно, все документы касаемые движения “Долой стыд!”, оказались засекреченными. Видимо, партии стало стыдно за те времена, когда она поддерживала распущенность и сексуальную свободу. В интернете вы и поныне не встретите ни одной фотографии голых демонстраций на Красной площади, а их, как говорит историк С. Агарков, сохранилось несколько десятков. Все они надежно спрятаны в архивах и достать их оттуда труднее, чем некоторые архивные документы НКВД.

Оцените статью
Географ и Глобус
Добавить комментарий