Как в армии появилась дедовщина: версии и заблуждения

Истоки дедовщины
Про армейскую дедовщину говорят нынче все реже и реже. Но явление это вовсе не исчезло, а версии его возникновения не такие однозначные.

«Если ночью старшему хотелось в уборную, он будил своего «зверя» и верхом на нем отправлялся за своей естественной нуждой. Это никого не удивляло и считалось вполне нормальным. Если старшему не спалось, он нередко будил младшего и развлекался, заставляя последнего рассказать похабный анекдот, или же говорил ему: «Молодой, пулей назовите имя моей любимой женщины». В случае неправильного ответа старший тут же наказывал «зверя», заставляя его приседать на корточках подряд раз тридцать или сорок».

Эту цитату можно легко отнести хоть к временам советской армии, хоть к реалиям сегодняшним. А на фоне ужасов неуставных взаимоотношений, подробности которых любила смаковать постперестроечная пресса, отрывок из книги Владимира Трубецкого «Записки кирасира» и вовсе кажется невинным мальчишеским развлечением. Да, эта цитата относится к началу XX века и описывает те самые взаимоотношения, которые позже получат название «дедовщина».

Три популярных версии

В многочисленных статьях на тему дедовщины часто описываются конкретные случаи издевательства, как прогремевшие на всю страну (например, дело рядового Сычева), так и связанные с личным опытом рассказчиков. Но вот причинам, породившим это явление, уделяется совсем мало внимания. И, как правило, все они сводятся к изложению устоявшихся версий, возникших в период становления свободной прессы. Что это за версии? Давайте кратко по ним пройдемся.

Версия первая: сокращение срока службы по призыву в 1967 году с трех до двух лет на земле и с четырех до трех — на флоте. Поскольку сокращение срока службы касалось только вновь призванных, то в Советской армии в тот период сложилась ситуация, когда в одном подразделении одновременно находились те, кто дослуживал третий год и те, кого призвали по новым правилам. Это обстоятельство злило «стариков», и они отрывались на новобранцах.

Версия вторая: дедовщина появилась в конце 60-х годов, когда власть приняла решение о призыве в армию граждан с судимостью, что раньше не практиковалось. Вместе с уголовниками в казармы пришли порядки зоны, в солдатской речи появился воровской жаргон, а в поступках — унижения и издевательства, принятые по ту сторону колючки.

Версия третья: дедовщина возникла в начале 70-х как результат использования солдатского труда в непредусмотренной уставом хозяйственной деятельности. То есть система неуставных взаимоотношений сформировалась, когда старослужащие стали исполнять роль надсмотрщиков над работавшими «молодыми». Со временем такой метод управления настолько понравился офицерам, что они стали массово отлынивать от воспитательной работы, тем самым увеличивая дедовщину в геометрической прогрессии.

Три этих версии выглядят на первый взгляд складно, и не особо вникая в исторический контекст, можно их принять и поверить, что дедовщина в Советской Армии действительно появилась на излете 60-х годов. Однако это не так. И приведенная в начале статьи цитата Трубецкого говорит, что корни этого явления растут отнюдь не из советских времен. Но сначала коротко о заблуждениях, связанных с вышеизложенными версиями.

Складно, но не совсем верно

Сокращение срока службы определенную роль, без сомнения, сыграло. А вот поток бывших заключенных, хлынувший в войска, к возникновению дедовщины точно не имеет никакого отношения. В армию призывали людей с погашенной судимостью, но лишь во вспомогательные части, а боевые подразделения для них были закрыты. К тому же взаимоотношения, построенные на возрастной системе, были не характерны для тюрем. Сложно представить, чтобы пришедший на зону 20-летний блатной, да еще и со второй «ходкой», стал бы смотреть в рот 40-летнему «первоходу», отбывающему срок за кражу на заводе.

И, к слову, самые громкие случаи дедовщины, приводившие к трагическим финалам (дело рядового Сакалаускаса, расстрелявшего караул «столыпинского» вагона в 1987 году), случались как раз в боевых частях, куда отсидевших даже близко не подпускали.

Версия с использованием солдат на хозяйственных работах и строительстве «генеральских дач» и вовсе кажется абсурдной. Она больше подходит для объяснения дедовщины в конкретном подразделении, но никак не в Советской армии в целом.

И где же тогда следует искать истоки неуставных взаимоотношений? В императорской армии, где проходил службу офицер лейб-гвардии Владимир Трубецкой, написавший «Записки кирасира»? Нет. Корни этого явления вообще уходят в стародавние времена, ибо по мнению некоторых исследователей причины дедовщины — биологические.

Главное — сила

Молодые самцы животных постоянно дерутся в попытках самоутвердиться. В человеческом обществе то же самое. Для подростка желание выделиться из «стада» вообще становится целью на определенном этапе жизни. Способов немного: ум, внешность, сила. И главным тут становится именно последний способ, ибо сильных людей в мужских коллективах уважают. Это вообще закон природы — только физический крепкий самец может дать здоровое потомство и прокормить семью.

А потом вчерашний подросток приходит в армию, где умничать особо негде, а одежда у всех одинакова. Чтобы выделиться, да и хотя бы просто не выглядеть ущербно, остается физическая сила. Есть, конечно, спорт, но и он в итоге сводится к борьбе за первое место и доказательству, что «я сильнее (быстрее, лучше) тебя».

Ну а при чем тут дедовщина? При том, что закончившему завоевывать себе место под солнцем человеку надо чем-то заниматься. А что может быть лучше, чем самоутверждение? В том числе и через унижение слабого и более молодого по возрасту.

Дедовщина, неуставняк… Да этими понятиями пропитано все гражданское общество. Приходит молодой водитель в колонну, ему дают худшую машину. Устраивается инженер в КБ, получает кульман в самом темном углу. Нанимается программист в вычислительный центр, его усаживают за повидавший виды компьютер. А вокруг «молодняка» ветераны, у которых всё значительно лучше и зарплата побольше. Такая картина знакома в обычной жизни и ни у кого не вызывает удивления и протестов. Но в армии она доведена до крайности.

«Скажи-ка, дядя…»

Устранить ее невозможно, а вот взять под контроль — запросто. Отсюда и примеры дедовщины, которые уходят корнями еще в XVI век. Был тогда в Британии Итонский колледж (он и сейчас существует) — частная школа, где власть учеников была более жестокой, чем учительская. И дедовщина в те времена, кстати, носила совсем другие названия. В Итоне это называлось фаггингом, во французском общевойсковом училище Сен-Сир — бизютаж. А в России неуставные отношения среди кадетов и юнкеров носили имя «цук».

И примеров этого «цука» дошло до наших дней достаточно много. Вот Петр Кропоткин, анархист и известный географ. Когда он учился в Пажеском корпусе, то вспоминал, что их, новичков, старшаки гоняли в ночных сорочках по кругу, как лошадей в цирке. А самых нерасторопных еще и стегали гуттаперчевыми хлыстами.

В Первом кадетском корпусе малышей заставляли пить чернила. В Инженерном училище «рябцев» (молодых) били деревянными линейками по рукам, пока они не вспухали. Младших кадетов заставляли принимать на себя вину за проступки старших, плясать для потехи, устраивать гладиаторские поединки, воровать деньги у воспитателей.

Композитор Цезарь Кюи в своих мемуарах между делом писал, как спасался от тамошней дедовщины тем, что играл «дворянским дедушкам» на рояле и тем самым избегал побоев. А Лермонтов? Предания Школы гвардейских прапорщиков (впоследствии Николаевского кавалерийского училища) гласят, что основоположником большинства традиций «цука» был именно Михаил Юрьевич. И это несмотря на то, что сам поэт немало пострадал от грубых нравов своих сотоварищей и позже называл время, проведенное в стенах школы, не иначе как «два страшных года».

А все эти звания, привязанные к сроку службы: черпаки, слоны, духи, лимоны? Их прообразы были еще в царское время. Так, молодых называли «зверями», а юнкеров последнего года обучения «дядьками». Вы думаете в хрестоматийном стихотворении Лермонтова — «Скажи-ка дядя, ведь не даром, Москва, спалённая пожаром, французу отдана?» — племянник обращается с вопросом к родному дяде? Нет, тут молодой боец спрашивает у старого, а тот его учит.

Была и будет

Но довольно про царскую армию. Глупо было бы полагать, что с приходом большевиков пропали все неуставные взаимоотношения. Они никуда не делись. Так, в 1919 году расстреляли троих старослужащих 30-й стрелковой дивизии за то, что они забили до смерти своего сослуживца 1901 года рождения. Причина — он отказался выполнять работу за «стариков».

Про дедовщину 30-х годов историкам либо ничего неизвестно, либо эти сведения фрагментарны. А вот после окончания Великой Отечественной случаи неуставных взаимоотношений фиксировались. И это неудивительно — в части к дослуживавшим ветеранам приходили маменькины сынки, не нюхавшие пороха. Была дедовщина и в 50-х годах (исследования профессора А. Глоточкина и его учеников). Ну а про 60-е годы известно гораздо лучше, так как именно с этого времени, по мнению некоторых, и возникла массовая дедовщина в Советской Армии.

Нет, возникла она гораздо раньше и никуда не исчезла в современное время. Да и не исчезнет никогда. Однако более серьезную, чем дедовщина, в современной армии по призыву представляет такая проблема как землячество. Впрочем, это совсем другой разговор.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий