Бурлаки — изможденные оборванцы или работящие мужики?

Бурлаки – изможденные оборванцы или крепкие мужики?
Глядя на картину Репина, многие воспринимают труд бурлаков как вынужденный. Но так ли это на самом деле и не сгустил ли художник краски?

Ни один урок литературы в средних классах раньше не обходился без эпичной картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Тощие изможденные люди, кажется, из последних сил тянут по Волге тяжелую баржу. Еще два-три шага и половина из них упадет замертво на песок. В фигурах чувствуется вся сила и безысходность русского народа, веками вынужденного тянуть эксплуататорскую лямку, а сияющая баржа за их спиной – символ того самого мира, который уже в скором времени не сможет жить по-старому. Учителя и учебники не скупились на эпитеты, описывая Репинское полотно.

Но давайте взглянем на эту картину другими глазами. Отбросим идеологию и попробуем разобраться – а для чего были нужны бурлаки в России, почему эту самую баржу нельзя было тянуть лошадьми, и что заставляло этих несчастных гробить свое здоровье?

Артельная работа

Географические и климатические условия России как нельзя лучше способствовали развитию водных путей сообщения. Вся европейская часть страны была пронизана, словно капиллярами и артериями, большими и малыми реками. К началу XIX века речным транспортом в Российской империи перевозилось огромное количество грузов. Это и зерно с тучных южных земель, и рыба с богатых волжских губерний, и железо с уральских заводов. Грузы потоком шли в центральные и северные регионы, где использовались не только для себя, но и отправлялись в другие страны – Санкт-Петербург был в ту пору крупнейшим портом империи.

Но в город на Неву этим богатствам надо было еще как-то попасть, вот поэтому речной транспорт в России развивался ударными темпами. Речное судоходство в ту пору делилось на сплавное (вниз по течению реки) и взводное (против течения). Во втором случае использовали паруса при попутном ветре, весла и бурлаков.

Бурлаки на Руси в самом широком смысле этого слова были не только тянущие лямку мужики. В их обязанность входил весь комплекс работ, связанных с погрузкой и разгрузкой судна. Тянуть речные суда против течения им тоже приходилось, но это делалось только тогда, когда отсутствовала возможность поставить парус или же не было попутного ветра. А иначе сложно представить ситуацию, когда из Астрахани в Ярославль приходится две с половиной тысячи верст тянуть баржу против течения – да тут никаких бурлаков не напасешься!

Бурлацкие артели были в ту пору широко распространены в империи. Кого попало туда не брали – только крепких выносливых мужиков. Оплачивалась бурлацкая работа очень прилично – за сезон (а это приблизительно три месяца) можно было заработать 35 рублей. А это были громадные деньги: к примеру, говядина тогда стоила 20 копеек, фунт белого хлеба и вовсе 2 копейки. Не удивительно, что в такие артели желающих было немало, и кого попало туда не брали. Ни о каких доходягах и оборванцах и речи не шло, да и какой купец стал бы нанимать бурлацкую артель, состоящую из таких вот персонажей, которых изобразил Илья Репин на своей картине? Достаточно взглянуть на фотографию дореволюционных бурлаков, чтобы понять, что при царизме эти «несчастные» вовсе не выглядели изможденными и угнетенными.

Как тянули?

Теперь что касается бурлацкой технологии. Как правило, бурлаки нечасто тянули баржу, двигаясь по берегу реки. В основном барки просто подтягивали по реке. На носу судов был установлен большой барабан с намотанным на нем тросом. Люди садились в лодку, отплывали по всей длине этого троса и бросали в воду три тяжелых якоря, привязанных на его концах. А бурлаки на палубе просто подтягивали баржу по этому тросу, то есть они шли назад, а палуба под их ногами двигалась вперед. Намотав трос, все повторялось вновь.

Работа, конечно, не из легких. Поэтому там где была возможность, использовали конную тягу по берегу реки. А возможность была не всегда. Такой вот голый и твердый берег, как на картине Репина, имелся не везде. Вообще, прибрежная полоса вдоль судоходных рек называлась «бичевник» и ее указом императора запрещалось засаживать и застраивать, потому как только по бичевнику и проходили бурлацкие дороги.

Так для чего же бурлаки тянули баржи по берегу? Это происходило редко. Как правило, так делали только в двух случаях – либо если судно садилось на мель, либо если оно не было оборудовано барабаном с тросом. Илья Репин в 1869 году на Неве как раз увидел именно такой момент, который его очень поразил своим контрастом. С одной стороны аристократическая праздная толпа на прогулочном судне, а с другой – работяги-бурлаки, снимающие барку с мели.

«Нелепая картина»

Стоит отметить, что в середине второй половины XIX века труд бурлаков постепенно становился мало востребованным. В стране развивалось строительство железных дорог, на реках все чаще появлялись пароходы, поэтому Репину еще крупно повезло, что он увидел бурлацкую артель в работе – этот промысел постепенно уходил в прошлое.

Кстати, нетипичность изображенного на картине ярко иллюстрирует следующий факт. Сразу после написания картины ее отправили на крупную выставку в Вену. В то время когда весь мир переходил на рельсы индустриализации, из России прибывает полотно, иллюстрирующее патриархальную дикость империи. Министр путей сообщения Алексей Бобринский, увидев картину на выставке, в сердцах высказал художнику:

Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!

И действительно, к началу XX века бурлаков можно было встретить все реже и реже. Однако они не исчезли совсем. Бурлацкий труд применялся даже в Советском Союзе в ранние годы его развития. К этому периоду, в частности, относятся многочисленные фотографии, гуляющие по Сети.

Многие выдают их за дореволюционные, однако это не так. Бурлацкие артели существовали в СССР вплоть до середины 30-х годов. Некоторые историки относят их существование к сталинским лагерям. Так это или нет, неизвестно. Но что совершенно точно, так это то, что бурлаки в дореволюционной России были отнюдь не доходягами, бродягами и оборванцами. Это был вполне достойный, хоть и тяжелый вид заработка.

В XIX века задачей русского мужика было обеспечить семью. А вот у женщин имелось всего две обязанности 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий