Гибель «Британника» — младшего брата знаменитого «Титаника»

Лайнер "Британик"
Наверное из-за того, что в катастрофе с "Британником" погибло 30 человек, а не 1500 как на "Титанике", вспоминают о ней нечасто.

Немногие знают, что у печально известного океанского лайнера «Титаник» существовало еще два судоходных брата – «Олимпик» и «Британник». Все они являлись частью грандиозного проекта «Olympic», стартовавшего в начале XX века. Первое судно так и называлось – «Олимпик». А третьим и последним был «Британник», который ждала трагичная судьба, хоть и с меньшими жертвами, чем у «Титаника».

Близнецы–братья

В 1908 году на верфях «Харленд энд Воллф» в Белфасте (Северная Ирландия) заложили первое судно, которое должно было стать самым большим в мире пассажирским лайнером. А годом позже в соседнем цехе началось параллельное строительство и второго турбохода. Первый получил название «Олимпик», второй – «Титаник». 20 октября 1910 года «Олимпик» был спущен на воду и пока он выполнял пассажирские трансатлантические рейсы, инженеры судостроительной компании по ходу вносили в конструкцию еще строящегося «Титаника» функциональные изменения.

Старший брат проекта — лайнер "Олимпик"
«Олимпик»

И вот 10 апреля 1912 года «Титаник» вышел в свой первый и последний рейс. Нет нужды описывать эту грандиозную катастрофу, о ней сочинены десятки книг, написаны сотни статей и сняты несколько фильмов.

После трагедии судостроители учли все ошибки и попытались сделать третий корабль проекта – «Британник» – более непотопляемым и способным держаться на плаву даже при затопленных шести передних отсеках. Строительство затягивалось, в конструкции лайнера постоянно вносились все новые и новые изменения. Внешне похожий на своих двух старших братьев, «Британник» превосходил их по комфорту и удобству. На лайнере появились дополнительные парикмахерские, гимнастический зал, несколько детских игровых комнат, 4-й лифт, каюты стали более комфортными. Но пассажиры не успели оценить по достоинству все прелести «Британника». Через несколько месяцев после того, как его спустили на воду, началась Первая мировая война.

Госпитальное судно

Сначала под реквизицию для военных нужд попал старший брат серии – «Олимпик». Его переоснастили в транспортное судно для перевозки войск. Лайнер перекрасили в защитные цвета и установили на палубе шестидюймовые орудия для защиты от подводных лодок. Старший турбоход серии всю войну был задействован на Атлантических линиях, перевез 119 тысяч военных и гражданских и даже поучаствовал в боевых действиях, протаранив и потопив подводную лодку врага.

А вот «Британник» ждала совсем другая военная судьба. В конце 1915 года его тоже реквизировали на военные нужды, но только для медицинских целей. Из лайнера решили сделать плавучий госпиталь. Еще стоящий на верфи «Британник» в очередной раз подвергся переобустройству. Верхние каюты переоборудовали в госпитальные палаты, а большие обеденные залы превратили в походные операционные. В законченном виде лайнер должен был вмещать в себя свыше 3000 раненых.

Турбоход "Британик"
Младший брат «Титаника» турбоход «Британник»

В первое плавание судно отправилось уже в декабре 1915 года – его целью стал греческий порт Мудрос. Плавание прошло без эксцессов: прибыв в порт, лайнер принял на борт раненых и благополучно доставил их в английский Саутгемптон. После этого «Британник» сделал еще две «ходки» и вернулся в родную гавань, встав на прикол. В это время на Средиземноморье царило военное затишье и нужда в массовой эвакуации раненых временно исчезла.

Спасти лайнер

В сентябре 1916 года на Средиземном море вновь начались боевые действия и «Британник» отправился в путь. Он успел совершить еще пару походов и вывезти несколько тысяч раненых, но 21 ноября 1916 года произошла трагедия – проходя между двумя островами в Эгейском море, «Британник» напоролся на мину, оставленную в проливе немецкой подлодкой.

Находившиеся на борту люди поначалу не воспринимали ситуацию всерьез – что могла сделать такому огромному океанскому лайнеру одна единственная мина? Но капитан прекрасно видел всю опасность положения – было затоплено четыре передних отсека, судно начало крениться на правый борт и опускать нос в воду.

И хоть инженеры-судостроители сделали так, что даже при затоплении шести отсеков корабль должен был оставаться на плаву, это «Британнику» не помогло. Всему виной человеческий фактор — при получении пробоины команда не смогла закрыть одну из герметичных дверей между переборками и вода пошла в неповрежденные отсеки. Ситуацию ухудшало еще и то, что накануне для проветривания были открыты все иллюминаторы по правому борту и через них внутрь тоже стала поступать вода.

Гибель "Британика"
Гибель «Британика». Современный рисунок

Можно было попытаться направить «Британник» к берегу острова Кея и сесть там на мель. Капитан Бартлетт даже поначалу так и попытался сделать, но при движении судно стало набирать воду намного быстрее. От этого плана пришлось отказаться.

Сигнал SOS подали сразу после получения пробоины и на выручку «Британнику» через некоторое время пришли два английских корабля, оказавшиеся рядом. Началась эвакуация. Но в поднявшейся панике нарушили правила техники безопасности – спуск шлюпок на воду происходил при вращающемся гребном винте. В результате две лодки с людьми затянуло под него. Погиб 21 человек. Общее количество жертв стало 30 (жизнь девяти членов экипажа унес взрыв).

В остальном же эвакуация прошла быстро и слаженно. От получения пробоины до полного затопления минуло 55 минут. За это время с «Британника» эвакуировали 1036 человек, включая тяжелораненых солдат. Страшно представить последствия, не окажись поблизости кораблей – трагедия по своим жертвам сравнялась бы с гибелью «Титаника».

Спасательная операция на «Британнике» и по сей день считается самой успешной среди кораблекрушений такого масштаба. Что же до самого корабля, то он и поныне покоится на дне Эгейского моря – точно так же как и его средний брат в глубинах Атлантики. На плаву после Первой мировой войны оставался лишь «Олимпик». С честью выйдя из нее, он продолжал перевозить пассажиров через Атлантический океан. И лишь в 1935 году лайнер закончил свою эпопею и был продан на металлолом.

У Британии в свое время были корабельные проекты еще более грандиозные, чем три лайнера-близнеца. Чего стоит хотя бы авианосец из… опилок и льда ?:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий