Как выглядит самая южная точка Дальнего Востока

На стыке трех границ
Самая южная точка российского Дальнего Востока находится на стыке трех границ в заповедном и красивом уголке природы.

«На траву легла роса густая, полегли туманы широки. В эту ночь решила самураи перейти границу у реки». Строки из знаменитой песни «Три танкиста» и сейчас можно услышать во время празднования Дня пограничника. Да и фильм «Трактористы», в котором она впервые прозвучала, известен многим. Но вот не все знают, что это за река такая, которую пересекли в тумане самураи. Некоторые полагают, что Амур (коль уж речь идет о Дальнем Востоке), но нет.

Река эта носит название Туманная, и она обозначает самый короткий сухопутный участок российской границы (17 км). Одновременно на ней находится стык рубежей Китая, России и Северной Кореи. Еще это самая южная точка Приморского края (она всего на один градус не дотянула, чтобы стать самой южной точкой России) и именно то место, где в августе 1938 года шли бои на озере Хасан, и коварным самураям противостоял «броневой ударный батальон».

Три страны с одной сопки

Самый южный населенный пункт Дальнего Востока называется Хасан. Он расположен рядом со знаменитым озером, за которым высится сопка Заозерная. Японцы и Красная Армия в 1938 году несколько раз выбивали друг друга с этой высоты. Наши потери были велики, но части Блюхера справились с задачей и отбросили неприятеля. Теперь Заозерная — режимная территория, и попасть на нее просто так не получится. А жаль, так как с вершины открывается панорамный вид на три государства: Россию, КНДР и Китай.

И даже не зная о стыке трех границ, можно легко догадаться по окрестным пейзажам, что территория используется разными людьми и разными странами. Вот прямо виднеется густая зелень перелеска, к которой ведет аккуратная бетонка. То тут, то там из-за крон деревьев поднимаются остовы малоэтажных домов, изогнули шеи подъемные краны, суетятся строители в одинаковых комбинезонах. Это Китай. На своем маленьком клочке жители страны возводят туристическую инфраструктуру, тянут дороги, строят гостиницы и рестораны.

Легкий поворот головы налево — и перед взором предстают плотные ряды синих крыш и геометрические квадраты аккуратных полей за ними. Это Северная Корея, чьи жители в приграничном районе заняты исключительно сельским хозяйством.

Дальше можно сместиться еще левее, а можно просто обернуться. За спиной густая зелень дальневосточной природы, разбавляемая голубыми глазами озер. Сквозь нее не видно ни дорог, ни людей, словно здесь заповедная территория. Лишь около реки Туманной в просветах крон виднеются такие узнаваемые шиферные крыши с кирпичными трубами домов. Это и есть поселок Хасан, встречающий редких туристов вокзалом величественной формы и напряженной приграничной тишиной.

Вокзал для одного

Здание вокзала производит странное впечатление. Огромные хоромы с портиками, высокими окнами и с внушительной надписью «Хасан». Внутри мраморная прохлада, идеальная чистота и совершенно нет людей. Да и откуда им взяться, если станция для пассажирского движения тупиковая и ходит до нее лишь небольшой пригородный поезд из Уссурийска? Ответ на этот вопрос становится понятным, если увидеть дублированные на корейском языке таблички.

Образно говоря, хасанский вокзал — это вокзал для одного человека. Его построили в 1989 году после визита первого правителя династии Кимов — Ким Ир Сена. Он предпочитал всюду передвигаться на бронепоезде. И первым объектом Советского Союза была для Кима маленькая хибарка хасанского вокзала. Вот и решили инженеры МПС не ударить в грязь лицом и отгрохали мраморные палаты с расчетом на будущее.

Колючий мост Дружбы

Вообще, железная дорога на годы определила судьбу поселка Хасан. Ведь между СССР и КНДР никогда не было (и сейчас нет) автомобильного и пешеходного сообщения. Единственной связующей нитью служит железнодорожный мост Дружбы через реку Туманную. В советские годы по нему был плотный трафик. В Северную Корею шли продукты, лес, уголь, машины и механизмы. В обратном направлении — рис, яблоки и цемент. Ездили и пассажиры — железнодорожный маршрут от Москвы до Пхеньяна считался одним из самых протяженных в стране и уступал лишь пекинскому.

А потом пришли другие времена, товарооборот стал падать, а с наступлением пандемии небольшой ручеек грузов и пассажиров и вовсе пересох. Так и стоял мост Дружбы, опутанный колючкой с двойными воротами, как символ ушедшей эпохи. Он был поделен ровно пополам, и часть с красными фермами на фотографии выше — это корейская сторона. Пограничники рассказывали байку, что в былые времена по мосту нередко сбегали на советскую сторону жители КНДР. Их, разумеется, ловили и передавали на корейскую сторону. А там несчастных встречала автоматная очередь. После этого русские перестали выдавать северокорейских нарушителей границы.

Наверняка, это просто выдумка, ибо с корейской стороны подойти к мосту Дружбы простому человеку невозможно — кругом колючка, посты, вышки, а сейчас и камеры. Однако нарушители есть, и их немало. Только это не перебежчики, а северокорейские рыбаки. Река Туманная (по-корейски она называется Туманган) в восьми километрах от моста впадает в Японское море. Там, конечно, тоже граница, и северокорейцы ее любят нарушать на условных «джонках» в поисках кальмара. Когда их ловят, они всё сваливают на густой туман и отсутствие средств навигации. Нарушителей отправляют обратно на родину, а изъятые плавсредства пограничники бросают на берегу. Поэтому на российской территории рядом с Хасаном образовалось настоящее «кладбище кораблей», состоящие из десятков рыбацких шхун и малых катеров.

Любопытные китайцы

Вернемся в поселок Хасан. В нем живет всего 500 человек. Много стариков, молодежи практически нет. Раньше, когда с Северной Кореей был стабильный товарооборот, на привокзальной площади Хасана существовал стихийный рынок, где корейцы продавали сигареты, текстиль и фарфор. Тогда поселок пользовался популярностью, и, несмотря на пограничный статус, в него приезжали закупаться жители Владивостока, Уссурийска и Находки. Теперь это все в прошлом, и находясь в Хасане, кажется, что жизнь в нем стоит на паузе — ни людей, ни собак, ни машин. Одни лишь аккуратные домики и цветущие палисадники.

Архитектурная доминанта Хасана находится не в нем самом, а на китайской стороне. Это бывшая пограничная вышка, превращенная в туристическую достопримечательность. На ее верхних этажах размещается смотровая площадка и небольшой ресторанчик «Три границы». Вообще, Китай свой «пограничный клин», волею истории оказавшийся между КНДР и Россией, активно развивает как туристическую зону. И правильно — зачем никого не пускать на запретную территорию, если можно открыть доступ, но за деньги? Вот отсюда и бурное строительство на неширокой полоске, и гостиницы, и современная дорога. И, как следствие, десятки китайцев, рассматривающих в бинокль жизнь в российском Хасане и корейском Тумангане.

Пару слов о природе. Она здесь великолепна. Особую нотку вносят цветущие лотосы на окрестных озерах. Дальневосточники привыкли, что в их регионе лотосовых озер не так много. А на стыке трех границ нежно-розовая красота краснокнижных цветов простирается до горизонта. Глаз не оторвать от этого чудного ковра.

Сопредельная проблема

С туристами в Хасане сложно. Основная проблема — пограничные формальности, которые требуют времени на их оформление. Впрочем, ситуация постепенно стала меняться. Впервые за пять лет по мосту Дружбы проехал пассажирский поезд с российскими туристами. Это было в начале лета 2024 года. А грузы между двумя странами стали ходить еще раньше — после визита нынешнего корейского лидера Ким Чен Ына осенью 2023 года. Вот и пригодился Хасанский вокзал, в мраморных интерьерах которого высокого гостя встречали российские официальные лица.

Теперь поднимается вопрос о строительстве автомобильного моста рядом с железнодорожным. Справедливости ради, стоит отметить, что этому проекту уже больше десяти лет, и дальше декларации о намерениях дело не продвинулось. Есть опасения, что и в этот раз стройка закончится ничем. И причина тут не в средствах и не в воле двух государств, а в недовольстве Китая. Наличие рядом с потенциальным мостом пусть небольшого, но участка их территории обязует согласовывать проект с властями Поднебесной. А они и на железнодорожный мост в свое время ополчились (мол, мешает рыболовству и судоходству), что уж говорить про автомобильный.

Но если подкинуть китайцам «пряник» — возможность их туристам безвизово посещать Хасанский район — то вопрос с мостом, возможно, решится благоприятно. Об этом в открытую говорят на той стороне. Вот только надо ли это делать России, превращая лотосовые озера Хасана в лесопарковую зону с беспорядочными тропинками и галдящими на них туристами?

Некоторые россияне не понимают, зачем нужен обмен туристами с КНДР. На что смотреть в Северной Корее кроме как на портреты Кимов, их мавзолей и симпатичных уличных регулировщиц? А вот на что: 👇

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Географ и Глобус
Добавить комментарий