Замри и не двигайся: сложно ли быть живой статуей

Золотое время живых статуй прошло и сейчас их в оживленных туристических местах стало меньше. И дело тут не только во внимании государства к этому бизнесу, но еще и в том, что быть живой статуей не так-то просто.

Их сегодня можно увидеть в любом крупном городе на оживленных туристических маршрутах. “Одетые” в бронзу, гипс или мрамор, они стоят на одном месте, иногда в причудливых позах. Рядом обязательный ящик для пожертвований, который может быть оформлен как деталь композиции. Это живые статуи — уличные артисты, загримированные под скульптуры.

Футболист в Питере
Уличное искусство Санкт-Петербурга

Щедрым туристам они оказывают персональные знаки внимания — то подмигнут, то улыбнутся уголками рта, а то и сделают легкий поклон или книксен. Но в основном их задача — стоять неподвижно, всем своим видом привлекая к себе людей и побуждая их делать пожертвования. Работа живых статуй сродни искусству уличного музыканта. Только в отличие от него, скульптуре не надо обучаться музыке или иметь слух. Достаточно лишь тренированного тела, чтобы простоять неподвижно какое-то время, а деньги будут течь ручейком. Однако не все так просто.

Живая статуя пассажира
Можно просто спать в непринужденной позе, изображая уставшего пассажира

Образ

Это самая главная часть работы живой статуей. В условиях конкуренции и борьбы за зрителя нужно придумать такой творческий образ, чтобы он словно свет мотыльков, притягивал к себе зрителей. На что только не идут актеры, изображающие скульптур. Это и исторические личности всех эпох — начиная от первобытного человека и заканчивая современными политиками. Это просто фигуры людей, но выполненные с особой фантазией. Это, в конце концов, использование технических средств, чтобы вызвать интерес. Вот, например, взгляните на эту фотографию.

Живая статуя акробата
Невероятная поза живой статуи

Кажется невероятным то, как удается сохранять равновесие этому актеру. На самом деле посох — это только видимая деталь сложной металлической конструкции, которая состоит из прочного каркаса, скрытого одеждой. Ее венец — сиденье со спинкой, позволяющее “статуе” часами находится в этой причудливой позе. Неважно, кого изображает этот актер, но согласитесь, фантазия у него на высоте.

Грим

Можно смешать детский шампунь с цветной гуашью и создать на их основе грим любого оттенка. А можно использовать профессиональную краску. Но в любом случае, она забивает поры кожи, что препятствует нормальному теплообмену и потоотделению. И пусть основную часть образа составляет одежда, а грим наносится только на открытые участки тела, стоит помнить, что кожа обладает всасывающей способностью и любой, хоть даже самый безвредный грим (если он существует), способен нанести вред организму.

Артист живой статуи накладывает грим
Начало рабочего дня живой статуи

Вот одна небольшая история в тему грима и его влияния на человека. В конце XV века во дворце миланского герцога Людовика Моро состоялись грандиозные театрализованные проводы железного века и встреча века золотого. Новую эпоху должен был изображать сын пекаря, выкрашенный золотой краской. Но праздник был прерван из-за внезапно заболевшей жены герцога. Гости разъехались, замок опустел, а про 10-летнего мальчика, покрытого гримом, все забыли. Он провел ночь в замке, а на следующий день тяжело заболел и спустя некоторое время скончался. Причина — отравление организма краской и раздражение кожи, что вызвало существенное понижение температуры тела.

Живые статуи на улицах города
Сложный и потный макияж безусловно вредит коже

Неподвижность

Главная “фишка” любой живой скульптуры — это ее статичность. Надо уметь проводить время в определенной позе, причем далеко не всегда она естественна. Вытянутая вперед рука, согнутые колени, определенный поворот головы или наклон тела — все это может быть составной частью образа. Простоять так очень сложно. Поэтому рабочие сеансы у живых статуй длятся от 15 минут до одного часа. Но даже для пятнадцати минут “выступления” нужно тренировать свое тело часами.

Живые статуи Питерского театра
Живые статуи из Санкт-Петербурга

К тому же необходимо полностью абстрагироваться от внешних раздражителей — зноя, потока туристов, излишнего любопытства — и полностью контролировать свой организм. Зачесался нос, захотелось в туалет, затекла спина — приходится терпеть в ожидании перерыва, иначе живая статуя не будет отличаться ничем от загримированного артиста-мима. Профессиональных актеров-статуй не существует, но те люди, которые занимаются уличным искусством уже много лет, говорят, что умение стоять неподвижно приходит с опытом.

Конечно, если поток туристов большой, то живым статуям скучать и стоять в одной позе не приходится — на каждое пожертвование денег они отвечают каким-нибудь движением. Либо легким поклоном, либо просто улыбкой. Некоторые за дополнительные деньги изменят позу и “благословят” человека, как это делает богиня Ника на фотографии ниже.

Богиня Ника в Барселоне
Статуя, изображающая богиню Нику

Заработок

Глядя на обилие оживших скульптур, кажется, что это занятие должно приносить хороший доход. Однако же нет. Конкуренция в этой сфере обесценила труд уличных артистов. Их “золотой век” пришелся на начало 2000-х, когда эта сфера никак не регулировалась, и каждый актер старался кто во что горазд.

Но постепенно власти взялись за “живых статуй” и упорядочили их работу. Так, на барселонском бульваре Рамбла (самое известное место обитания оживших скульптур) им выделили определенный участок и обязали каждый образ согласовывать с городской комиссией. Кроме этого определили часы работы. За нарушение правил могут конфисковать костюм — а затраты на него иногда превышают 1000 евро.

Живые статуи на туристическом проспекте
Уличная композиция

Заработок артистов в той же самой Барселоне невелик — несколько сот евро в удачный день. Но это не доход конкретного артиста — деньги идут в общий “котел” и потом распределяются между всеми участниками “профсоюза”.

У нас в России в этом плане пока еще “дикий капитализм”, хотя власти крупных мегаполисов и курортных городов пытаются организовать деятельность уличных актеров. Их заработки сильно разнятся — от двух-трех сотен рублей до трех тысяч в день. Все зависит от места, погоды и от собственного умения и обаяния.

Впрочем, наши люди придумали как повысить свой доход, и способ этот балансирует на грани закона. Например, в Санкт-Петербурге некоторым загримированным артистам лень стоять на одном месте и они освоили искусство назойливой фотографии. Это когда какой-нибудь “золотой рыцарь” предлагает ничего не подозревающему туристу (как правило, из-за рубежа) сфотографироваться, а потом начинает вымогать несусветные деньги за фото.

Вымогательство денег у китайцев
Вымогатель денег с китайских туристов в СанктПетербурге. По этому факту в 2019 году полиция начала проверку. Скрин с видео.

Но такое бывает не везде и не всегда. В основном уличные артисты стараются завлечь необычными образами и причудливыми позами, хотя сделать это с каждым годом становится все сложнее — искушенная туристическая публика привыкла к живым статуям и расстается с деньгами неохотно.

Оцените статью
Географ и Глобус
Добавить комментарий