5 автомобилей, которые производили в республиках СССР

Знаменитый Запорожец
В республиках бывшего СССР с автопромом дела обстояли не очень хорошо. Какие-то заводы процветали, а какие-то едва сводили концы с концами.

В Советском Союзе, как известно, экономика была плановая. Государственному регулированию и планированию подвергалось все – начиная от детских пеленок и заканчивая автомобилями. Вот на автомобилях и хотелось бы остановиться чуть подробнее.

Весь цвет советского автопрома был сосредоточен в РСФСР – Тольятти, Москва, Горький, Ульяновск, Казань. А вот советским республикам автозаводы достались либо по остаточному принципу, либо, вероятно, по какой-то злой лотерее. Иначе чем объяснить, что ни в одной среднеазиатской республике не было своего сборочного производства автомобилей, а где-то было аж по четыре автозавода. Многие автомобили производства союзных республик не отличались какими-то прорывными техническими качествами, но они интересны с точки зрения истории, ведь каких-то 40 лет назад эти машины шустро бегали по всем дорогам СССР, а теперь о них практически уже забыли.

Украина. Утюг, луноход и тушканчик

Такими (и не только такими) названиями народ наградил первый советский нескладный кроссовер, который выпускался на Луцком автомобильном заводе (ЛуАЗ).

Автомобиль ЛуАЗ-969
Рекламный плакат с ЛуАЗом-969

Все эти “ласковые” прозвища предназначались самой, пожалуй, известной модели этого завода – ЛуАЗ-969. Этот неказистый, нескладный и практически уродливый автомобильчик был способен “уделать” в грязи любого своего соперника.

Выросший из чисто военного агрегата – транспортера переднего края (ТПК), он первоначально комплектовался 30-сильными моторами от “Запорожца”. Постепенно моторы стали сильнее, конструкция новее, и вот уже в 1978 году, на международном автосалоне в Турине ЛуАЗ-969М вошел в десятку лучших внедорожников Европы. Конечно, тогда рынок внедорожников был совсем другой, нежели сейчас, но все же…

Впоследствии на базе ЛуАЗ-969 была разработана модель ЛуАЗ-1302 с мощным 53-сильным мотором от “Таврии”.

Автомобиль из Луцка
ЛуАЗ-1302

Он бы мог стать самой ходовой моделью Советского Союза для дачников и сельских жителей, но, увы, не стал. В РСФСР этих автомобилей поставлялось мало, да и в самой Украине они не составляли большинство. Постепенно Луцкий завод прекратил выпуск своих кроссоверов, и на рубеже веков занялся контрактной сборкой автомобилей ВАЗ и УАЗ. Но и это производство вскоре тоже заглохло.

Эстония. Гоночная формула

Таллинскому автомобильному заводу в СССР отводилось особое место. На нем единственном в стране выпускали гоночные автомобили под маркой “Эстония”. Все началось еще в 60-х годах, когда инженеры Таллинского авторемонтного завода предложили собирать у себя стандартные типовые гоночные автомобили для советского автоспорта. Разрешение было получено и дело пошло на лад.

Эстония-1
Самый первый болид – “Эстония-1”

Советские болиды “Эстония” предназначались для чемпионатов СССР в классе “Формула Восток” и международного Кубка дружбы – соревнования автогонщиков из социалистических стран. Но в ту пору на таллинские болиды ставили моторы от “Жигулей” одиннадцатой или шестой модели. Даже после форсажа у них была мощность не более 120 л. с. А что касается скорости, то советские гоночные автомобили развивали ее не больше 200 км/час, в то время как уже в 80-х годах болиды “Формулы 1” носились на скоростях свыше 350 км/час.

Эстония-21
“Эстония-21” – самый известный советский болид

Выпуск гоночных автомобилей остановился аккурат в начале века на марке “Эстония 26-9”, выпущенном в единственном экземпляре.

Латвия. Непобедимый рафик

В начале 80-х годов на дорогах крупных советских городов стали появляться первые микроавтобусы, которые выполняли роль маршрутных такси. Но выпускавшая их Рижская автобусная фабрика (РАФ) освоила производство микроавтобусов еще с 50-х годов. Тогда это были экспериментальные модели, которые дальше Латвии и не уходили.

Однако с разработкой и выпуском РАФ-2203 ситуация коренным образом изменилась. Шустрые маршрутки с комфортабельным салоном и двигателями от ГАЗ-24 позволяли держать за городом вполне себе приличную скорость в 90–100 км/час. Но при всей своей привлекательности, рафики часто ломались и требовали постоянного техобслуживания.

Знаменитый РАФик
РАФ-2203

Маршрутки умерли после того, как в Нижнем Новгороде начали выпускать “Газели”. И это было понятно – ведь кроме как в страны бывшего СССР микроавтобусы больше не поставлялись. Фабрика даже не пыталась конкурировать, она сразу сдалась, В 1996 году завод попробовал войти в концерн ГАЗ, но латвийское правительство наложило на это запрет. В 1997 году производство было окончательно остановлено.

Армения. Дача на колесах

Ереванский автомобильный завод в Советском Союзе отвечал за выпуск небольших фургончиков, которые сейчас бы назвали коммерческими автомобилями. Технология изготовления для таких машин была абсолютно типичной – по принципу “с мира по нитке”. Движки были от 21-й “Волги”, шасси и кабина от старой модели РАФ-977. Ну а кузов ереванские инженеры делали у себя.

Ереванская малотоннажка
Малотоннажный ЕрАЗ-762

Но была у ереванцев и собственная разработка – ЕрАЗ-3730, которую предполагалось выпускать с различными вариантами кузова. Самым оригинальным и заслуживающим внимания вариантом была модель кемпера – автомобиля для путешествий. В салоне были предусмотрены спальные места, телевизор, умывальник и даже отделение для перевозки мангала.

Ереванский автобус ЕрАЗ
ЕрАЗ-3730

Но производство этого автомобиля так и не стало серийным. К Олимпиаде-80 было выпущено несколько десятков новых ЕрАЗов и потом они выпускались исключительно на заказ. Уже после развала Союза Армения предприняла попытку перезапустить модель, но дальше Еревана они так и не ушли (в самом городе их активно использовали в качестве маршруток). Выпуск худо-бедно продолжался до 2002 года, пока завод окончательно не развалился.

Грузия. Та самая «Колхида»

Народные названия “сервант” и “шифоньер” эта машина получила за свою угловатую квадратную кабину. Выпускать КАЗ-608 начали в конце 70-х годов на Кутаисском автомобильном заводе. Как в то время было принято, модель получила движок от ЗИЛа-130, и выпускалась в основном в модели тягача. Но обладая одинаковыми моторами, сила у этих машин была абсолютно разная. В то время как груженый ЗИЛ-130 с прицепом уверенно взбирался в гору, КАЗ-608 не мог преодолеть подъем даже в 10 градусов.

КАЗ — "Колхида"
Колхида по прозвищу “Сервант”

Нередко в конце 70-х можно было встретить на трассах КАЗ с откинутой кабиной и матерящегося шофера по уши в мазуте. Правда, к началу восьмидесятых грузинские инженеры модернизировали тягач, убрав излишнее остекление кабины (которое существенно уменьшало прочность всей конструкции) и доработали ходовую часть. Но это не помогло – дурная слава “Колхиды” навсегда осталась с этой моделью.

Грузинские конструкторы
Грузинские инженеры за работой

В итоге самым удачным проектом Кутаисского автомобильного завода стала футбольная команда “Торпедо”, которая несколько лет подряд успешно выступала в Высшей лиге чемпионата. А сам же завод после обретения Грузией независимости постепенно снижал свое производство, пока полностью не остановился в 2010 году.

Оцените статью
Географ и Глобус
Добавить комментарий