Когда в 2023 году икону Андрея Рублёва «Троица» передавали из фондов Третьяковки на долгосрочное ответственное хранение Русской православной церкви, в прессе появилось множество публикаций, именовавших «Троицу» то «величайшей святыней православия», то «главной русской иконой». Пресс-секретарь президента называл решение о передаче «гуманитарным» и соответствующим «чаяниям верующих», а саму икону «великой святыней».
Но откуда возникло такое почитание на грани преклонения, в чем заключается уникальная святость «Троицы»? В ее честь устраивали праздники, составляли особые тексты, с ней водили крестные ходы? Нет. Тогда почему она стала «величайшей»?

«В похвалу отцу своему»
И вообще, как установили, что икону написал именно Андрей Рублёв? Фильм Тарковского, разумеется, не является историческим источником. Необходимы летописные свидетельства.
Они есть и датируются 1551 годом. В это время на Руси состоялся Стоглавый Собор — церковно-светское мероприятие, направленное на укрепление роли Русской церкви, унификацию обрядов и упорядочение жизни духовенства и мирян. Стоглавым его назвали по итоговому сборнику решений, который состоял из 100 глав.
Одним из этих решений была «стандартизация» иконописи. Суть в том, что мастера XVI века существенно отошли от каноничной традиции, и писать иконы им следовало так, «как писал Ондрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы, и подписывати святая троица». Это важные летописные строки. Во-первых, церковь своим решением закрепляла за Рублёвым статус эталона канонической иконописи. А во-вторых, косвенно указала, что «Троицу» написал именно он.

Но какую конкретно «Троицу»? Точного перечня работ живописца не было в то время, нет его и сейчас. И то, что кисти Рублёва принадлежала икона из местного чина (первого, главного яруса иконостаса) собора Троице-Сергиевого монастыря, доказательств нет.
Они появились лишь в конце XVII века в тексте «Сказаний о святых иконописцах». В нем уже прямым текстом сказано, что Рублёв решил «образ написати пресвятые Троицы в похвалу отцу своему Сергию» (то есть написать икону Пресвятой Троицы в честь Сергия Радонежского). Однако историки относятся к этому источнику с недоверием. Написанный через 250 лет после смерти Рублёва, он перечисляет известных русских иконописцев, прославляя их всех. Иконы Рублёва при этом анонимный сказитель называет чудотворными, но не приводит конкретных свидетельств чудес, как это было характерно для действительно чудотворных икон.

Главная храмовая икона
А ведь в Средние века на Руси явление чудотворности икон уже имело широкое хождение. Владимирская, Казанская, Тихвинская иконы Божией Матери, Смоленская Одигитрия, Новгородское «Знамение» спасали города от нашествия врагов, защищали рубежи Руси, исцеляли больных, поднимали на ноги калек. Эти иконы имели особые дни чествования в церковных календарях, с ними проводили крестные ходы, в их честь сочиняли богослужебные тексты.
Но «Троица» в этот список не входила. Она никогда не покидала стены Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря (впоследствии лавры). Занимала почетное место на иконостасе, имела самый ценный оклад, но всего лишь. И, кстати, в первой сохранившейся описи имущества Троице-Сергиева монастыря (1641–1642 годы) икона упоминается, но об авторстве Рублёва ничего не говорится.
Не выделяли «Троицу» и в XVIII веке. Тогда жизнью РПЦ управлял Святейший Правительствующий Синод, и он возглавил борьбу против ложных чудес и суеверий. К тому времени возникло слишком много местно чудодейственных икон, и Синод учредил строгую процедуру их регистрации: опись с фиксацией чудес (исцелений, спасений) и присвоением прошедшим проверку иконам официального «чудотворного» статуса.

«Троица» Рублёва эту проверку не проходила, так как не обладала конкретными, документально зафиксированными чудесами. Мало того, она не имела ни особого дня чествования в церковном календаре, ни особых ритуалов почитания. Просто главная храмовая икона, не более того.
Обретение известности
Интерес к иконе из Троице-Сергиевой лавры стал просыпаться только в середине XIX века. И не столько к самой «Троице», сколько к ее автору. Как писал в статье «Рублев до Рублева» историк Левон Нерсесян, движению славянофильства, широко распространившемуся среди русской интеллигенции XIX века, требовалось утвердить превосходство отечественной культуры над зарубежной. Нужна была знаковая фигура, сравнимая с мастерами европейского Ренессанса. И этой фигурой стал Андрей Рублёв.
К тому времени благодаря «Сказанию о святых иконописцах» уже было известно, что «Троицу» написал Рублёв. Восторженное описание иконы оставил в 1850 году историк и литератор Степан Шевырев. Любопытно, что он не мог видеть подлинный облик иконы, поскольку она была почти полностью скрыта под богатым окладом и множеством слоев «поновлений».

Об этих поновлениях стоит сказать особо. Все значимые иконы в РПЦ было принято покрывать слоем олифы. Но она через несколько десятков лет начинала темнеть, да так, что через 50 лет полностью скрывала лик изображенного на иконе святого. Тогда за дело брались штатные иконописцы, которые «поновляли» икону — то есть поверх олифы писали новое изображение. В одних случаях поновитель точно соблюдал пропорции, в других — вносил поправки в первоначальное изображение: менял размеры и пропорции фигур, их позы, другие детали.
Так вот, «Троица» подвергалась поновлению за свою историю четыре или пять раз. В конце концов, от оригинального изображения там не осталось и следа, а украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями оклад оставлял непокрытыми только лики ангелов на иконе и частично их руки. Так что восторги Степана Шевырева по поводу величия изображения были скорее умозрительными. Но они достигли главной цели: прочно связали в умах русского общества «Троицу» с Рублёвым, попутно «популяризовав» имя живописца.

А подлинную известность «Троица» обрела только в начале XX века после ее первой реставрации, проведенной художником Василием Гурьяновым. Когда он открыл, наконец, авторский слой, все присутствующие при том испытали настоящее потрясение. Вместо «дымных» тонов тёмно-оливковых ликов и суровой коричнево-красной гаммы одежд открылись яркие солнечные краски и прозрачные, поистине «райские» одежды ангелов.
На этом реставрации не закончились, но ими уже занимались советские художники. Дважды — в 1919 и 1926 годах — они завершали работу Гурьянова (как оказалось, художник снял с «Троицы» не все слои поновлений). А после окончания процесса и приведения иконы в первоначальный вид, ее вместо Троице-Сергиевой лавры передали в Третьяковскую галерею, где с 1929 года она заняла место в экспозиции, посвященной русской иконописи.
Икона, ставшая символом
Следующее событие переносит нас в 1947 год, когда выяснилось, что Спасский собор Андроникова монастыря в Москве является старейшей сохранившейся постройкой столицы. Инициативная группа ученых обратилась к правительству с просьбой создать на базе монастыря музей древнерусской живописи. Разрешение дали, а назвать новый историко-архитектурный заповедник решили именем самого древнего из известных русских живописцев — Андрея Рублева.
Не удивительно, что через 13 лет после этого в Москве с большой помпой отметили 600-летие со дня рождения иконописца (хотя год, когда он появился на свет, неизвестен). В рамках празднования в Третьяковской галерее прошла большая выставка древнерусского искусства. Её гвоздем стала икона «Троица», авторство которой уже твёрдо приписывалось Андрею Рублёву.

Именно под влиянием этих событий у молодого режиссёра Андрея Тарковского возникла идея снять о знаменитом иконописце фильм, окончательно закрепивший «Троицу» в качестве главного символа древнерусской культуры и русского православия.
Вот так местная реликвия Троице-Сергиева монастыря и получила статус не только «величайшей святыни православия», но и главного символа древнерусского искусства. Хотя ни символом, ни «величайшей» она, по сути, не является. В стране сохранились как ровесники «Троицы» (иконы Звенигородского чина, части иконостаса Успенского собора во Владимире — также приписываемые Рублёву). Так и иконы, значительно старше ее: Владимирская Божия матерь (начало XII века), Устюжское Благовещение (первая треть XII века), Святой Георгий (конец XI века). Некоторые из них имеют статус чудотворных.
Да, «Троица» — шедевр и исторический памятник, но в ряду прочих, ничем не хуже и не лучше. А придавать ей исключительное значение как объекту религиозного поклонения — это, как минимум, серьёзное преувеличение.




