Картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге» любили обсуждать на уроках истории в средних классах советских школ, а на литературе по ней даже писали сочинение. Изможденные, одетые в тряпье люди из последних сил тянут по реке большую тяжелую лодку. В их фигурах чувствуется вся сила и безысходность русского народа. Веревки — символ ярма, под гнетом которого он находится, а сияющее судно на заднем плане олицетворяет эксплуататорский мир скупердяев-купцов и холеных буржуев.
Так или примерно так нужно было писать в сочинении по картине, чтобы получить заслуженную пятерку. И писали, совсем не задумываясь над логикой изображенного Репиным действия. Почему бурлаков так мало, почему они в лохмотьях? И, наконец, на кой ляд они тянут судно, когда для этой цели можно было привлечь лошадей?

«Выдь на Волгу…»
При этом упрекнуть Илью Репина в недостоверности нельзя. Тема бурлацкого труда и до него оказывалась на острие внимания живописцев. Так, Василий Верещагин написал картину «Бурлаки» в 1866 году, за шесть лет до того, как шедевр Репина увидел свет. Алексей Саврасов также несколько раз обращался к этой теме. А поэты?
«Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!»

Эти строки Некрасова школьники заучивали наизусть, декламируя их потом перед классом. Тоже, кстати, не задумываясь — бурлаки все-таки поют или стонут?
Ни то и не другое. Некрасов вообще любил погрустить о трудной доле бедного народа, сопровождая свою грусть художественными оборотами типа «стона над Волгой». На самом деле над рекой разносилась ритмичная, как раньше говорили, «речёвка» — медленная и мерная для задания темпа, с которым бурлаки налегали на ремни. В противном случае каждый из них шел бы своим шагом и тянул с разным усилием. К слову, припев в песне «Эх, дубинушка, ухнем» тоже пример мерной речёвки для совместного исполнения тяжелой работы.
Но бог с ним, с Некрасовым, вернемся к репинскому шедевру и ответим на вопросы, заданные в начале статьи.
Артельная работа
Пароходы на российских реках стали появляться в начале XIX века, но до широкого их использования для перевозки грузов было еще далеко. Поэтому речное судоходство в стране осуществлялось с использованием естественного течения реки (сплавное) и против него (взводное). Во втором случае использовали паруса при попутном ветре, весла и бурлаков.

Бурлаки на Руси в самом широком смысле этого слова были не только тянущие лямку мужики. В их обязанность входил весь комплекс работ, связанных с погрузкой и разгрузкой судна. Тянуть речные суда против течения им тоже приходилось, но это делалось только тогда, когда отсутствовала возможность поставить парус. А иначе сложно представить ситуацию, когда из Астрахани в Ярославль приходится две с половиной тысячи верст тянуть судно против течения — да тут никаких бурлаков не напасешься!
Лошадей тоже использовали, но нечасто, так как их труд, как это не парадоксально звучит, стоил дороже бурлацкого. Все просто — бурлаки работали артелями, и нанять такую бригаду стоило дешевле, чем оплачивать конную тягу. Кроме того, бурлаки активно конкурировали с владельцами лошадей, часто выходя победителями.
Получается, бурлацкий труд — дело добровольное? Именно так, и он неплохо оплачивался. За сезон (приблизительно три-четыре месяца) бурлаку можно было заработать 35 рублей. А это были громадные деньги: к примеру, говядина тогда стоила 20 копеек, фунт белого хлеба и вовсе 2 копейки. Не удивительно, что в такие артели желающих было немало, и кого попало туда не брали. Ни о каких доходягах и оборванцах и речи не шло, да и какой купец стал бы нанимать бурлацкую артель, состоящую из таких вот персонажей, которых изобразил Репин. Достаточно взглянуть на фотографию дореволюционных бурлаков, чтобы понять, что при царизме эти «несчастные» вовсе не выглядели изможденными и угнетенными.

Как тянули
Теперь о бурлацкой технологии. Изображенную на картине ситуацию можно было встретить в реальности нечасто. Такой твердый голый берег еще нужно поискать, а в основном же прибрежная полоса не подходила для прохода по ней бурлаков. Поэтому барки часто просто подтягивали по реке. На носу судов устанавливали большой барабан с намотанным на нем тросом. Люди садились в лодку, отплывали по всей длине этого троса и бросали в воду три тяжелых якоря, привязанных на его концах. А бурлаки на палубе просто подтягивали баржу по этому тросу, то есть они шли назад, а палуба под их ногами двигалась вперед. Намотав трос, все повторялось вновь.
По берегу бурлаки тянули судно только в двух случаях: либо если оно садилось на мель, либо не было оборудовано барабаном с тросом. Именно такой случай и увидел молодой Илья Репин в конце 1860-х. Учась в Академии художеств и отправившись на этюды в Усть-Ижору, он был поражен увиденным на берегу трудом бурлаков. У художника возник замысел картины, и чтобы воплотить его в жизнь, Репин поселился на лето в Самарской области, где вживую наблюдал работу бурлацких артелей.
В них состояло больше народу, чем изобразил художник. Это к вопросу: почему бурлаков так мало? На самом деле по берегу тянули судно минимум 20 человек (а то и больше). Это хорошо заметно по картине Алексея Саврасова, написанной в 1870 году. Репину же для выразительности хватило и 11 человек.

Теперь о рванье. Тут художник не приукрасил, бурлаки действительно надевали для работы черновую одежду — робу по-современному. Но и она постоянно изнашивалась от трения лямок. А вот как выглядели бурлаки, работая на берегу.

«Нелепая картина»
Стоит отметить, что в середине второй половины XIX века труд бурлаков постепенно становился мало востребованным. В стране развивалось строительство железных дорог, на реках все чаще стали появляться пароходы, так что поймать бурлаков за работой становилось все сложнее. Кстати, в основном их труд применялся на верхней Волге, а столицей всего российского бурлачества был город Рыбинск. И когда по нижней Волге уже вовсю сновали юркие пароходы, верховья реки оставались еще под властью бурлацких артелей.

Нетипичность изображенного на полотне сюжета ярко иллюстрирует следующий факт. Сразу после написания картины ее отправили на крупную выставку в Вену. И вот в то время, когда весь мир переходит на рельсы индустриализации, из России прибывает произведение живописи, иллюстрирующее патриархальную дикость империи. Министр путей сообщения Алексей Бобринский, увидев картину на выставке, в сердцах высказал художнику:
Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!
И действительно, к началу XX века бурлаков можно было встретить все реже и реже. Однако они не исчезли совсем. Бурлацкий труд применялся даже в Советском Союзе в ранние годы его развития. Некоторые историки относят существование бурлацких артелей к сталинским лагерям. Так это или нет, неизвестно. Но что совершенно точно, так это то, что бурлаки в дореволюционной России были отнюдь не доходягами, бродягами и оборванцами. Это был вполне достойный, хоть и тяжелый вид заработка.
В СССР Илью Репина признавали мастером исторического реализма. И если сюжет его «Бурлаков» с некоторым допущением можно назвать реалистичным, то вот о самой известной репинской картине такое сказать категорически нельзя 👇:




