Советские бабы. Судьба трех первых женщин — Героев Советского Союза

Три лётчицы СССР
Чкалов их называл «советскими бабами». Вот как сложилась судьба Полины Осипенко, Марины Расковой и Валентины Гризодубовой.

«Полная машина баб! Да разве «баба» — плохое слово? Вот вы три бабы, а посмотрите, какое дело затеяли! Мы еще покажем, что такое советские бабы!» Эмоции переполняли Валерия Чкалова, когда он в 1938-м катал по Москве на своем «Паккарде» трех будущих Героев Советского Союза — Валентину Гризодубову, Марину Раскову и Полину Осипенко. Девушки приняли предложение главного авиационного хулигана Советского Союза поужинать в ресторане стадиона «Динамо». Расплатиться за ужин Чкалов не дал, хотя у женщин был открыт в ресторане спецсчет — их предстоящий совместный полет считался делом государственной важности.

Этот полет в одночасье сделал женское авиатрио знаменитым — на самолете АНТ-37 «Родина» Гризодубова, Раскова и Осипенко совершили беспересадочный полет из Москвы на Дальний Восток, установив женский рекорд и первыми в истории страны за это получили звание Героя Советского Союза. Народ их обожал, журналы печатали фото на обложках, кинооператоры стрекотали камерами. А они хотели и дальше служить авиации. Вот только профессия забрала жизнь у двух героинь, а третья отдала небу всю себя, принеся в жертву любовь, семью и личные интересы.

Полина Осипенко. Сначала были гуси

В начале XX века авиация была модным, но весьма затратным занятием. Позволить себе летать могли только богатые люди. Куда уж тут девчушке Полине Дудник из Запорожья — девятому ребенку в крестьянской семье. Она пасла гусей и не мечтала ни о каком небе. Но авиация пришла к ней сама в лице летчицы Зинаиды Кокориной, чей самолет приземлился в 1926 году около села Новоспасовка. Полине шел тогда 21 год, она работала птичницей, и образ женщины-пилота, вышедшей из самолета, поразил ее в самое сердце. «Я вся загорелась: и женщины могут летать?!» — вспоминала позже Осипенко.

А потом в ее жизни появился парень — односельчанин Сергей Говяз, ставший летчиком. Полина вышла за него замуж в 1926-м и поехала за мужем в Крым, где сначала работала в столовой при местном аэродроме, а потом поступила в школу пилотов и окончила ее в 1933 году. Со Степаном брак не сложился, Полина развелась, и с головой окунулась в авиацию. Вот только была эта авиация не гражданской, а военной — Полина Говяз командовала звеном истребителей и попутно ставила мировые рекорды высотных полетов. С личной жизнью вскоре все наладилось — вышла замуж за однополчанина Александра Осипенко — командира эскадрильи, героя испанского неба, героя Советского Союза и будущего генерала.

После знаменитого полета «на крыльях Родины» Полина Осипенко не собиралась почивать на лаврах славы. Она стала готовить будущих пилотов-истребителей и испытывать новые самолеты. Один из таких и стал причиной ее гибели 11 мая 1939 года.

Вместе с комбригом Анатолием Серовым Полина совершала учебно-тренировочный полет на новом истребителе УТИ-4. Но не технические неполадки привели к трагедии, а, по всей вероятности, неправильные действия Серова. Пилот сильно задрал нос машины, вследствие чего она потеряла скорость и свалилась в штопор. В стране объявили всенародный траур. Урну с прахом Осипенко к Кремлевской стене нес Вячеслав Молотов, с прахом Серова — Иосиф Сталин.

Без матери остался годовалый Пашка, которого забрал на воспитание дядя. Но и жизнь у сына вышла короткой: по комсомольской путевке он уехал в Амурск на строительство патронного завода, остался там и умер в 46 лет. Внучке Полине сейчас 50. Она живет в Хабаровске, работает поваром и не любит поднимать тему родства с прославленной летчицей.

Марина Раскова. Рискнула и погибла

Марина Малинина тоже не мечтала о небе, а думала стать актрисой и даже окончила музыкальный техникум. Но в 17 лет вышла замуж за инженера Раскова, который устроил супругу на работу в аэронавигационную лабораторию воздушной академии им. Жуковского. Там Марина увлеклась штурманским делом, а потом была лётная школа, знакомство с Валентиной Гризодубовой, работа в гражданской авиации и полетные рекорды.

Довольно быстро стал выбор: или семья, или самолеты. Раскова выбрала небо. С мужем пришлось развестись, а когда он настоял на том, чтобы пятилетняя Таня осталась с ним, то Марина не стала возражать — работа была важнее.

В том памятном перелете Москва — Дальний Восток штурману Расковой досталось больше всех. «Родина» под конец полета сбилась с курса, и когда стало заканчиваться топливо, командир экипажа Гризодубова приняла решение сажать самолет в тайгу с убранным шасси. При подобной посадке рискует прежде всего штурман, сидящий впереди, поэтому Расковой пришлось прыгать с парашютом. Десять суток она блуждала по тайге, имея в запасе всего две плитки шоколада.

Тогда в 1938-м Марина Раскова выжила, но смерть нашла ее в январе 1943-го. За год до этого она стала командиром 587-го бомбардировочного авиаполка — знаменитого подразделения «ночных ведьм». Направляясь на своем Пе-2 в сторону Сталинграда, Раскова попала в густую низкую облачность и нарушила собственный приказ, который предусматривал возврат на аэродром при ухудшении погоды. По-видимому, она решила рискнуть и прорваться, но увы — самолет потерпел катастрофу у села Михайловка. Это случилось 4 января 1943 года.

Муж Марины Расковой умер на рабочем месте за три дня до Победы. Дочь Татьяна сначала жила с бабушкой, потом стала искусствоведом, вышла замуж, родила сына Володю. Он скончался в 53 года. Нет и Татьяны Сергеевны.

Валентина Гризодубова. Яркая, но одинокая

В отличие от своих подруг по совместному полету, Валентина Гризодубова ни о чем другом, кроме неба, и не мечтала. Дочь одного из пионеров советской авиации Степана Гризодубова, она к своим 29 годам установила шесть мировых рекордов в небе. После одного из таких Вале пришла в голову идея о беспересадочном перелете женского экипажа, чтобы побить очередной рекорд в этой сфере, принадлежавший француженкам.

После всенародной известности Гризодубова не оставила летную работу, вот только перешла на другой уровень, возглавив Управление международных воздушных линий Гражданского воздушного флота. А во время войны надела военную форму и села за штурвал, совершив более 200 боевых вылетов. После Победы Валентина могла бы продолжить военную летную карьеру, но не захотела. Главный маршал авиации Новиков предлагал полковнику Гризодубовой возглавить дивизию — она отказалась: «В армию пошла только из-за войны. И ни одного дня после войны меня в армии не будет».

Форму Валентина Степановна сняла, но вот авиацию не бросила, перейдя в авиапромышленность, создав и возглавив Научно-исследовательский лётно-испытательный центр. В 1972-м стала заместителем генерального директора НИИ-17 (ныне концерн Вега-М), в котором проработала до 1993 года.

Эта неординарная во всех смыслах женщина прожила яркую, долгую и полную событий жизнь. Вот только личному в ней было мало места. С мужем, летчиком-испытателем Виктором Соколовым, Валентина развелась еще во время войны. Может быть, из-за его пьянства, а скорее всего, потому что он ревновал Валентину к ее славе. Не каждый летчик может спокойно относиться к тому, что его жену постоянно приглашают «в Кремль с супругом».

С единственным сыном Валерой отношения складывались тяжело. Как рассказывал ученик Гризодубовой лётчик Мстислав Листов, «Валера был её крестом. Это болезнь, алкоголизм, возможно, доставшийся Валерке от отца». Он и умер рано в 50 лет.

Сама Валентина Степановна ушла из жизни в 1993 году из-за открывшейся язвы в кремлевской больнице, которую не любила. У нее было два железных правила: не позволять делать себе уколы и никогда не ложиться в «кремлевку». «Полы паркетные, врачи анкетные», — говорила она. И именно из-за ошибки докторов 83-летняя прославленная летчица и умерла. Через несколько дней в её квартире уже не было ни орденов, ни наградных листов, ни указов о присвоении званий — всё до последнего листочка забрали родственники.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Географ и Глобус
Добавить комментарий