Неоконченный полет или загадки гибели Валерия Чкалова

Тайна гибели Чкалова
Прошло уже больше 80 лет со дня гибели Валерия Чкалова, а общество до сих пор не верит в случайность того трагического полета.

Валерий Чкалов и Юрий Гагарин ушли из жизни в одном возрасте — в 34 года. Смириться с потерей народных любимцев обществу было тяжело, поэтому в обоих случаях пышным цветом заколосились версии о злодейском следе в смерти героев. У Гагарина это был лично Брежнев, который возжелал устранение космонавта №1, а главным виновным в смерти Чкалова, разумеется, назначили Сталина.

Эту версию усиленно продвигали дети героя, которые искали и находили кровавые следы в последних годах жизни Чкалова. И покушались на него несколько раз, и поезда под откос пускали, и даже неисправные охотничьи патроны подсовывали. Дело даже дошло до того, что в 1955 году по инициативе Главной военной прокуратуры провели новое расследование гибели Чкалова. Зачем? Обнаружить, а не было ли в катастрофе 15 декабря 1938 года заговора.

Роковой круг

В этот день в Москве было очень холодно — минус 25°С. В 10:30 на центральный аэродром на Ходынском поле прибывает Валерий Чкалов. Он расслаблен и весел, шутит с конструктором Дмитрием Томашевичем и находится в отличном расположении духа. На дорожке стоит новейший истребитель И-180, испытательный полет на котором и предстоит совершить Чкалову.

Задание простое и короткое: «полет без уборки шасси с ограничением скоростей по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м». Согласно плану, испытание должно было занять 10–15 минут. Ровно в 11:00 Чкалов повел машину на взлет. Несмотря на низкую температуру, вылет прошел штатно, машина набрала высоту 100–120 метров и с виражом пошла на первый круг над аэродромом. Чкалов поднимает истребитель выше и ведет его на предписанной заданием высоте в 600 метров.

Первый круг закончен. Но вместо захода на посадку Чкалов набирает высоту и идет на второй круг. Высота 2000 метров. Заданием она не предусмотрена, но летчик сосредоточен и спокоен. Владимир Коккинаки, который выполнял полет в то же время, потом рассказывал, что Чкалов подлетел к нему и показал большой палец, мол, все отлично. А после этого начал снижение.

Вместо запланированных 15 минут полет длился уже 22 минуты. Второй круг у Чкалова получился вытянутый, поэтому заходил на посадку он со стороны завода № 22. И тут неожиданно останавливается двигатель самолета. До полосы на Ходынском поле буквально рукой подать — всего-то 500 метров. Но чтобы дотянуть до нее, надо сделать еще один маневр и обойти заводские постройки. Машина ложится в левый вираж, в последний момент уворачивается от строения, но врезается в высоковольтную опору.

Столкновение с землей было настолько сильным, что Чкалова выбросило из кабины вместе со штурвалом и креслом. Он ударился головой о металлические конструкции, и это видели рабочие завода. Люди подбежали к Чкалову, сняли с него парашют и на полуторке повезли в ближайший медпункт. Скончался он в 16:45 не приходя в сознание в Боткинской больнице.

190 неисправностей

Вот такие факты, подтвержденные свидетелями и отраженные в материалах следствия. А оно было весьма серьезным. Шутка ли, по делу гибели Чкалова арестовали 60 человек, включая конструктора Томашевича. Ему, директору опытного завода и другим инженерам вменили в вину то, что они выпустили в испытательный полет машину с почти двумя сотнями больших и малых недоработок. Новый истребитель действительно был сырым, и хроника совершенно неоправданного аврала хорошо отражена в материалах дела.

Но кто подгонял конструктора и к чему была нужна такая спешка? Как ни странно, это был сам Чкалов, который считал И-180 своим детищем и особо следил за судьбой этого проекта. А испытания все откладывались и откладывались. Выпуск самолета на аэродром назначали на 7 ноября, потом на 15-е, на 25 ноября, 2 декабря. Наконец, 10 декабря И-180 вывезли на аэродром, где Чкалов произвел его рулежку по земле. И даже во время этого рутинного испытания у машины заглох мотор. 12 декабря вторая рулежка, и ломается тяга управления газом.

В общей сложности у И-180 обнаружили 190 дефектов. Выпускать его в таком состоянии в воздух было чистой авантюрой. И Чкалов сознательно пошел на нее, прекрасно зная обо всех недостатках «сырого» истребителя. Но почему хоть и прославленный летчик, но, по сути, испытатель, а не конструктор имел такой вес в принятии решения? А потому что это был Чкалов, любимец не только советского народа, но и лично Сталина. Идти наперекор ему означало ломать свою карьеру и, возможно, судьбу. И пример имелся — руководитель конструкторского бюро Николай Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету. Итог — его отстранили от проведения испытаний. А ведь это был человек равный Чкалову и обладавший не меньшим авторитетом.

Русская рулетка

Вопрос технического состояния И-180 — это одна сторона дела. Про нее написаны десятки статей и собраны целые тома свидетельств очевидцев. Но есть и вторая сторона — дисциплина самого Валерия Чкалова. Ведь что получается — перед полетом он прекрасно знал, что механизм привода жалюзи двигателя не работает, а это означает, что поддержать рабочую температуру головок цилиндров при интенсивном обдуве морозным воздухом не получится.

Поэтому и полетное задание такое короткое — один круг на высоте 600 метров, 15 минут совокупного полета. За это время двигатель не успеет серьезно охладиться. Но Чкалов нарушает задание, поднимается на высоту 2000 метров и идет на второй круг. Любому летчику, а уж тем более такому опытному, как Чкалов, было понятно, что это чистой воды самоубийство и настоящая русская рулетка. Только не с единственным патроном в барабане, а с одним вынутым из него.

Неготовность самолета и вина самого Чкалова были настолько очевидными, что комиссия не сочла нужным их скрывать, а Клим Ворошилов (нарком обороны СССР) в 1939 году в своем приказе «О мерах по предотвращению аварийности в частях ВВС РККА» так прямо и писал:

Комбриг Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен.

И все же в 1955 году проводится второе расследование обстоятельств гибели летчика. Зачем? Да потому что с одной стороны этого настойчиво добивались дети Чкалова, убежденные в заговоре против их отца. А с другой стороны, Никите Хрущеву нужны были доказательства против внутренних врагов — в частности, Берии.

Заговор против летчика

Существует письмо, подписанное Лаврентием Павловичем 12 декабря — за три дня до рокового полета. В нем он прямо информирует первых лиц страны, что испытание И-180 грозит гибелью Чкалова. Что это, как не показное и демонстративное предостережение с целью отвести от себя какие-либо подозрения, считают апологеты версии козней против Чкалова.

Дочь летчика Валерия Валерьевна и сын Игорь Валерьевич были убеждены, что против их отца существовал настоящий заговор. Доказательства? Их нет. Есть лишь косвенные факты, например, такие: «Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина. Однажды разговор с вождем закончился тем, что отец встал и так хлопнул дверью, что Поскребышев подскочил на стуле. На следующее утро Сталин позвонил отцу и сказал: «Ты давай не обижайся, а приходи. Ты мне нужен»».

Но это еще не всё. Дети утверждали, что в 1938 году Сталин предложил Чкалову должность наркома внутренних дел вместо потерявшего доверие Ежова. Пытаясь вручить символический «топор палача», Чкалову поставили своего рода ультиматум: «жить или не жить». И когда он отказался, на него было совершено семь покушений. Это и пущенный под откос поезд, и специально подосланные дети кулаков, которые должны были зарезать летчика, и оставленное в замке шасси самолета сверло. И даже история с патронами.

Их привезли Чкалову незадолго до гибели. Он не успел ими воспользоваться, и жена летчика Ольга передала их своему родственнику. Тот пошел с патронами на охоту и выяснил, что все они давали осечку. Но при этом самопроизвольно стреляли секунд через пять. Жена Чкалова была убеждена, что патроны специально подсунули для мужа: он был человеком горячим и после осечки наверняка бы инстинктивно заглянул в ствол. И тут-то бы патроны безошибочно выстрелили ему в лицо.

Изображая жертву

Бред? Еще какой. Остальные «улики» и «факты» примерно такого же пошиба. Впрочем, есть некоторое количество экспертов, которые полагают, что момент с неслучайной гибелью Чкалова не стоит сбрасывать со счетов. Нет, речь не идет о «кровавом тиране» Сталине или его верном «палаче» Берии. А о, например, внешних силах — немецкой разведке как вариант. Только тут целью был не Чкалов, а сама машина. В канву этой версии ложатся факты несчастных случаев с испытателями, которые летали на И-180 уже после смерти Чкалова. 5 сентября 1939 года разбился летчик Томас Сузи. В следующем году Степан Супрун на И-180 чудом остался жив. Пострадал и Афанасий Поршаков, выпрыгнувший из истребителя после попадания того в перевернутый штопор.

И все же Чкалова никто не убивал сознательно. В своей смерти, к сожалению, виноват он сам. Его никто не заставлял летать на недоделанном самолете, не требовал форсировать испытания, не ставил целью выпустить новый истребитель к очередному юбилею или годовщине чего-то там. Чкалов совершенно сознательно сел за штурвал и также сознательно, быть может, даже желая продемонстрировать своё ухарство, пошел на второй круг. Нарушил полетное задание, по сути, наплевав на лётную дисциплину. Итог мог выйти и другим, но только не на такой «сырой» машине, каким был И-180.

Никаких заговоров, загадок и тайн в гибели Чкалова нет. Выводы комиссии объективны, причины крушения названы довольно чётко. А вот в обстоятельствах последнего полета Гагарина загадок куда больше, ведь до сих пор нет единой версии, что же случилось в небе над деревней Новоселово 27 марта 1968 года 👇:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий