Переполох на Красной площади. Матиас Руст и цепь роковых случайностей

Сначала на его самолет не обратили внимание, потом спутали со стаей птиц, позже с кучкой облаков. А перед самой Москвой и вовсе приняли за военный вертолет. А пилот этого самолетика между тем уже наворачивал круги над Красной площадью, выбирая место для посадки.

Теперь этот знаменитый полет досконально разложен экспертами по полочкам. Давно уже сделаны выводы, определены виновные и названы причины. Но тогда молодой немецкий парень Матиас Руст в одиночку, на своем «картонном» самолете смог «взломать» систему ПВО СССР, считавшуюся самой надежной в мире. Как такое могло произойти?

«Голубь мира»

Матиас Руст после приземления
Руст на Красной площади

28 мая 1987 года в центре Москвы, на Большом Москворецком мосту совершил посадку легкомоторный самолет «Сессна», пилотируемый 18-летним немецким любителем Матиасом Рустом. Самолет беспрепятственно пролетел более тысячи километров по территории СССР под носом действующих средств обнаружения систем ПВО. После приземления молодой летчик в ярко-красном комбинезоне непринужденно выпрыгнул из кабины и в течение часа раздавал автографы ошеломленным москвичам.

Когда его арестовали и спросили о причинах толкнувших на такой авантюрный полет, Руст ответил, что его полет символизировал мост между Западом и Востоком и был «миссией мира», призванной подружить СССР со странами Запада. Но мир миром, а как же удалось летчику–любителю целым и невредимым пролететь от нашей границы в районе Эстонии до самой Москвы? Как ни странно, но в этом ему помогла целая россыпь случайностей, ну и, конечно, разгильдяйство (а иначе не скажешь) наших военных.

Прозрачная граница

В мае 1987 года Руст арендовал в своем аэроклубе Гамбурга «Сессну-172Б». Он заранее готовился к длительному перелету, поэтому установил на самолет дополнительные топливные баки. Прилетев в финский Хельсинки, Руст после недолгого перерыва снова поднимается в воздух. Финским диспетчерам он обозначил конечный пункт перелета как Стокгольм. И в самом деле, вначале его самолет двигался нужным курсом, но через 20 минут Руст выключил рацию, снизился до 100 метров и сделал резкий разворот в сторону советской границы.

При такой высоте от поверхности земли он моментально пропал с радаров финских диспетчеров. И на радарах приграничных систем ПВО СССР появился тоже не сразу. Дело в том, что направление полета Руста попадало в оживленный воздушный коридор Хельсинки–Москва. Наши пограничники увидели самолет Руста, но не стали сразу докладывать на командный пункт дивизии, а определили его как нарушителя режима полетов. Таких нарушений за сутки бывало десятки и больше. К примеру, какой-нибудь начальник в субботу полетел на рыбалку без оповещения пограничников… Безобразие? Конечно. Но обстановка в войсках уже была такова, что даже за грубейшие нарушения режима в воздушном пространстве перестали строго наказывать. И это становилось привычным.

Маршрут Матиаса Руста
Примерный маршрут Руста из Гамбурга в Москву

Одним словом, пограничники Руста пропустили, определив как нарушителя режима полетов. И в этом не было ничего необычного – над территорией Эстонии в тот момент находилось не менее десяти легкомоторных самолетов различных ведомств.

Дивизия на страже

Но в 14 дивизии ПВО, куда хоть и с запозданием, но передали сигнал, быстро выяснили, что гражданских самолетов малой авиации в том районе быть не должно. Значит самолет чужой. В таких условиях срочно надо было передавать информацию наверх, но военные не спешили. Опыт подсказывал: сначала надо выяснить, что именно летит. Дежурный докладывает, что видит самолет, а ему в ответ: «Какой самолет-нарушитель? Проспись, не может такого быть!» Если он, не разобравшись, давал сомнительную информацию о ложной цели, ему снижали оценки за боевое дежурство, а то и привлекали к партийной ответственности. Кому были нужны такие разборки? Вот поэтому на выяснение, что летит, откуда летит, и летит ли вообще, ушло целых 15 минут. Самолетик Руста меж тем пропал с дивизионных радаров.

Но система все же сработала: повторно «Сессна» на радарах появилась в 3 километрах восточнее. Дежурная рота была приведена в боевую готовность, цели присвоили номер 8255, а это означало, что все принимает серьезный оборот и для Руста все может окончиться очень печально.

Между тем самолет приближался к Чудскому озеру. В небо была поднята пара перехватчиков Миг-23. Один из МиГов быстро обнаружил «Сессну», сделал пару облетов вокруг нее и предал на землю, что видит легкомоторный самолет с синей полосой на фюзеляже. Доклад был принят, и… МиГу был передан приказ возвращаться. Позднее пилот старший лейтенант Анатолий Пучинин признавался, что мог спокойно сжечь «Сессну» огнем из сопел, включив форсаж, и никто и никогда бы не узнал о Русте и его «миссии мира». Но такого приказа никто ему не отдал и Руст спокойно продолжал свой полет.

Разгильдяйство?

Надо сказать, что советские ПВО того времени не были предназначены для «ловли блох». Их функция заключалась в том, чтобы реагировать на на мощную воздушную технику противника и отражать массированные удары, а тут летит какое-то недоразумение буквально в 80 метрах от земли на малой скорости. Вот военные и растерялись.

Был еще один фактор, объясняющий отсутствие четких действий со стороны наших ПВО и приказ МиГу возвращаться на базу. В 1983 году в небе над Сахалином советским истребителем СУ-15 был сбит южнокорейский пассажирский «Боинг», который отклонился от своего курса на 500 км и зашел в воздушное пространство СССР. Тогда погибли 269 человек. Именно после этого случая президент США Рейган назвал СССР «империей зла». В международную летную конвенцию после этого случая были внесены изменения, запрещавшие сбивать пассажирские самолеты. А в СССР вышел приказ министра обороны о неприменении оружия против гражданских судов.

Так что после этой истории у любого советского командира, который видел на локаторах непонятную цель, возникали опасения. А стоит ли поднимать сыр-бор или может положиться на обычное авось. Мол, никуда этот самолет не денется, пускай себе летит, а там уже пусть сосед разбирается.

Самолет Руста над Красной площадью
Пролет Руста между собором Василия Блаженного и Кремлевской стеной

Птицы летят

А Руст между тем снизил высоту и опустился ниже облаков. Таким образом он вообще пропал с радаров ПВО. Поднявшаяся в небо вторая пара истребителей обнаружить его не смогла. На командном пункте 6 армии ПВО решили, что объект – это не самолет, а стая птиц, которая просто разлетелась в разные стороны. Об этом и доложили на центральный командный пункт ПВО.

Но цель 8255 вдруг снова появилась на радарах, уже в 30 километрах к западу от прежнего маршрута. Определить, что это та самая цель наши военные не смогли, тем более что «Сессна» уже вышла из их зоны ответственности, и вошла в зону патрулирования ПВО Московского военного округа.

Свой – чужой

Московский округ ПВО обладал на тот момент самой современной системой автоматического обнаружения. Увидеть и определить нарушителя было для такой техники простой задачей. Но и тут сработала случайность – накануне пролета Руста всю автоматику отключили для проведения ремонтных работ. Погода была в тот день очень плохой – дождливая и облачная, поэтому операторы станций обнаружения не смогли определить реальное местонахождение «Сессны», постоянно путая цель на радарах со скоплением облаков.

А Руст уже подлетал ко Ржеву. И опять разгильдяйство. Или случайность. В тот день в месте где проходил полет «Сессны», были учения авиационного полка. И именно в этот момент, в 15–00, изменился код системы опознавания «я свой». Молодой оперативный дежурный, не разобравшись в количестве самолетов, присвоил новый код всем самолетам в зоне учений. В том числе и самолету Руста. Так «Сессна» получила легальную прописку в небе Советского Союза.

В 16–00 Руст уже был в небе над Торжком. И опять роковая случайность. Накануне в этом месте упал бомбардировщик ТУ-22 и шли массированные поисковые работы. В небе летали самолеты и вертолеты. Так что совсем не удивительно, что Руста на локаторах опознали как… вертолет и перестали обращать на него внимание. Ну в самом деле, откуда около самой Москвы может взяться нарушитель?

Руст во время суда
Матиас Руст на суде

Шереметьево-3

В 17–40 «Сессна» уже находилась в зоне московского аэроузла. У Руста была отключена рация, поэтому на запросы гражданских диспетчеров он не отвечал. В Шереметьево тут же забили тревогу, ведь неопределенный и неотвечающий на запросы самолет серьезно угрожал безопасности всего воздушного движения над столицей. Прием и отправка пассажирских судов была прекращена. Военные же ничего криминального в самолете уже не видели, по их мнению, это был сугубо гражданский инцидент, с которым могли запросто справиться диспетчеры Шереметьево.

Но когда самолет Руста оказался уже над городской застройкой Москвы, где запрещены вообще все полеты, перехватывать его уже было поздно. В 18–30 самолет появился над Ходынским полем и уверенно летел к центру города. Руст, как он потом говорил на допросах, собирался приземлиться на Красной площади, и даже предпринял три попытки. Но на брусчатке находилось много людей, пришлось сажать самолет в другом месте.

Развернувшись над гостиницей «Россия», летчик включил посадочные огни и начал снижение над Большой Ордынкой. Тут надо отдать должное постовой службе ГАИ, которая вовремя сориентировалась и перекрыла все движение на улице, включив красные сигналы на всех светофорах. Посадку Руст выполнил мастерски, точно попав в область между растяжек контактной троллейбусной сети.

Ну а потом, лихо выпрыгнув из кабины, пилот не торопясь поставил колодки под шасси и принялся раздавать автографы. Триумф продлился ровно час. В 20–00 Руст был арестован.

Гуманный суд

Следствие по делу Руста длилось до осени. И уже 2 сентября он предстал перед судом. Держался Матиас Руст на процессе абсолютно спокойно, отвечая на все вопросы с вежливой полуулыбкой. Линию защиты он выбрал правильную: летел к вам с миссией мира, все последствия своего поступка не осознавал, прошу простить. Вину свою Руст признал сразу:

Я знаю, что сделал огромную ошибку, и мне остается только выразить свое раскаяние. Я и в мыслях не имел причинить кому-либо боль или оскорбить кого-то. Я действительно не знал, какое огромное значение имеет Красная площадь для советского народа.

Отрывок из речи Руста на судебном процессе

Суд продолжался всего три дня. Так как к нему было приковано внимание всего мира, то Советское руководство не хотело выглядеть в глазах Запада жестоким и суровым. Поэтому приговор оказался на редкость мягким и гуманным. Руст получил 4 года лишения свободы в колонии общего режима. Однако ни в какую колонию он не поехал, а находился в Москве, в Лефортово, в одиночной камере со всеми удобствами – радио, газетами и телевизором. Чуть меньше, чем через год Руста помиловали и он спокойно отбыл к себе на родину.

Самолет Руста Cessna у стен собора Василия Блаженного
Cessna 172R Матиаса Руста

Тотальная чистка

А вот последствия для военных были куда как более жестокими, чем приговор незадачливому пилоту. Вместо вдумчивого анализа случившегося провала начался поиск виновных, которых нашли очень быстро. Со своих постов были сняты два маршала Советского Союза – министр обороны Соколов и Главком ПВО Колдунов. Кроме этого, своих должностей лишилось 300 человек высшего и среднего офицерского состава. А двоих офицеров ПВО отдали под суд и они получили реальные сроки лишения свободы. Такого кадрового погрома армия не знала с 1937 года.

Версии и причины

Было бы неправильным не упомянуть про различные конспирологические версии произошедшего инцидента. Наиболее широкую огласку получила версия спланированного заранее полета Руста. И спланированного не врагами на Западе, а нашим, советским КГБ. Мол, таким образом Горбачев враз решил расправиться со всеми неугодными ему генералами в руководстве министерства обороны. Не секрет что миролюбивая политика первого президента СССР, его курс на разоружение нравился далеко не всем высшим военным специалистам. Они особо и не скрывали своих настроений. Таким образом, спланированный полет Руста был прекрасным поводом избавиться от всех неугодных разом. В пользу этой версии говорит и тот факт, что своих постов лишились не только участники этого инцидента, а и главы военных округов, находящихся вдали от Москвы.

Матиас Руст позирует рядом с самолетом
Матиас Руст у самолета.

Но оставим возможные версии конспирологам, важнее всего причины, по которым простой немецкий парень смог пролететь тысячу километров по территории, буквально нашпигованной средствами обнаружения, локаторами и станциями. Если убрать человеческий фактор и обычное наше разгильдяйство, то на поверхности остается одна-единственная причина – полная несогласованность действий воинских подразделений.

Еще в начале 80-х годов была проведена реформа ПВО СССР. По этой реформе не оставалось больше централизованных сил ПВО с единым центром управления. Корпуса и дивизии противовоздушной обороны были переданы в распоряжение приграничных военных округов. И после этого взаимодействие между ними было построено на принципе русского «авось» – если меня пронесло, то пусть теперь «соседи» разбираются. Именно этим и воспользовался Матиас Руст. А случайно или преднамеренно – это мы узнаем, если рассекретят документы. Лет через сто. Если вообще узнаем.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Географ и Глобус
Добавить комментарий