Куда в войну эвакуировали ценности главных музеев СССР

Эвакуация музейных ценностей
Демонтировать, упаковать и вывезти ценности сотен советских музеев в первые дни войны оказалось непросто. Вот куда уехали главные сокровища.

Музейная эвакуация началась сразу после 22 июня 1941 года. В считанные дни искусствоведы составили списки ценностей и начали подготавливать их к транспортировке. Сделать это порой было непросто. Если с картинами и некрупными экспонатами проблемы успешно решались, то вот со скульптурами возникла заминка — не все они могли пережить переезд на другой конец страны. Поэтому работникам музеев приходилось идти на разные технические хитрости в попытке спасти наследие нации.

Перечень городов, куда должны были отправиться ценности, утверждал лично Сталин. Именно он настоял на дроблении коллекции и пересылке ее на Урал и дальше. Первоначальное же предложение заключалось в транспортировке не глубже волжской линии — Куйбышева, Горького, Казани и Саратова. И вот куда в результате попали музейные ценности.

Третьяковка и ГМИИ им. А.С. Пушкина — Новосибирск

Демонтаж коллекции и ее упаковка начались в Третьяковской галерее 4 июля. За одну только неделю работники проделали колоссальную работу — впервые в истории музея все картины были сняты со стен, вынуты из рам и освобождены из подрамников. Маленькие полотна оставляли как есть, упаковывая их в фанерные ящики со стружкой. А вот большие монументальные картины накатывали на специально изготовленные валы и упаковывали в ящики с хорошей изоляцией.

Не обошлось и без трудностей. Одна из самых больших по площади картин в СССР — «Явление Христа народу» Александра Иванова — даже в упакованном виде не вмещалась ни в один крытый железнодорожный вагон. Полотно размерами 5,5 на 7,5 метров и площадью 40 квадратов плотно свернули в рулон, обмотали тремя слоями брезента и поместили на открытую ж/д платформу, где оно под охраной доехало до Новосибирска.

Туда же отправились и остальные экспонаты. В Новосибирске они хранились в недостроенном здании Оперного театра под охраной и круглосуточным дежурством ответственных работников. Ценности содержались в ящиках и коробках, постоянно проверяемые работниками на предмет сохранности. При этом за годы нахождения в Новосибирске сотрудники Третьяковки организовали около 20 выставок, на которых побывало полмиллиона человек.

Исторический музей — Кустанай

Здесь музейщикам пришлось тяжело, поскольку нужно было очень бережно упаковывать не картины, а множество ценнейших экспонатов — начиная от сабли князя Пожарского и заканчивая парадным платьем Екатерины II. 680 ящиков с коллекцией ГМИ в конце июля на барже вывезли сначала в Хвалынск Саратовской области, а когда фронт подошел к Сталинграду, то перевезли в Кустанай (Казахская ССР).

Примечательно, что Исторический музей в отличие от Пушкинского и Третьяковки не закрылся и работал даже в тяжелые осенние дни 1941 года. Вместо ценных экспонатов посетителям демонстрировали муляжи, чтобы было на что посмотреть.

Оружейная палата и Алмазный фонд — Свердловск и Челябинск

Интересно, что экспонаты Оружейной палаты первоначально вывозить не собирались. По распоряжению коменданта Кремля Николая Спиридонова для них готовили подвалы башен и соборов, добротные и хорошо вентилируемые. Однако из-за осложнения обстановки на фронте правительство приняло решение о полном вывозе ценностей на Урал. Уже к осени в Свердловск привезли почти всю коллекцию, а в залах Оружейной палаты остались лишь царские экипажи, которые в условиях военного времени вывезти было невозможно.

Другая ситуация с Алмазным фондом. До последнего времени документы о его эвакуации находились под грифом «секретно». Лишь относительно недавно Гохран рассказал, где хранился «государственный запас драгоценных металлов и драгоценных камней». В конце июля их эвакуировали железной дорогой в Челябинск. И если про Свердловск известно, что ценности Оружейной палаты находились в здании УрВО (штаба Уральского военного округа), то в случае Челябинска место хранения алмазных и золотых сокровищ страны до сих пор покрыто мраком.

Эрмитаж — Свердловск

Первоначально коллекцию Эрмитажа хотели разделить на две части и отправить на хранение в Пермь (тогда она называлась Молотовым) и Свердловск. Однако здание в Перми оказалось в аварийном состоянии и пришлось все музейные ценности везти в соседний Свердловск.

В город на Урале они прибыли двумя составами. Первый эшелон включал в себя 22 вагона с 500 тысячами экспонатов. Они приехали в пункт назначения уже 6 июля 1941 года и разместились в здании Свердловской картинной галереи. Через месяц прибыл второй эшелон с 700 тысячами экспонатов. А вот третий состав отправить не успели — кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось.

Предметы вернули в музей и хранили их в подвалах здания, которые стали и бомбоубежищами, и даже временным жильем для сотрудников музея и их семей. Кстати, из всех сокровищ Эрмитажа (а это свыше полутора миллионов экспонатов) за годы войны пропала лишь одна картина — «Святой Себастьян» Ван Дейка. Место ее нахождения неизвестно до сих пор.

Русский музей — Горький

Главной сокровищнице национальной живописи в Ленинграде пришлось особенно сложно. В музее экспонировались огромные картины, которые упаковывать и транспортировать было крайне тяжело. Только для того, чтобы снять такие полотна как «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и «Медный змий» Федора Бруни потребовалась помощь взвода красноармейцев. А ведь потом их надо было упаковать, намотав на специальные валы без единой морщинки и повреждения красочного слоя. С работой справились успешно, и первая партия экспонатов в количестве 5 тысяч единиц отправилась в Горький.

Второй эшелон прибыл в Молотов, а вот крупноформатная скульптура осталась в Ленинграде. Все статуи демонтировали с постаментов и спрятали в подвалах музея. Самые ценные, такие, например, как скульптура «Анна Иоанновна с арапчонком» Карло Растрелли смазали тавотом, запаковали в несколько слоев рубероида и закопали в землю. Для дополнительной маскировки над местом еще и разбили клумбу, которая вскоре густо покрылась цветами.

Музей-заповедник «Царское Село» — Сарапул и Томск

Ценности Царского Села вывозили весь июль и часть августа. Торопились, поэтому отправляли экспонаты малыми партиями, как только заканчивали их упаковывать. С первым эшелоном вывезли самые ценные «экземпляры первой категории» — изделия из драгметаллов, ценное оружие, мозаики, картины Айвазовского, Репина и Рериха. Пунктом назначения стал город Томск. Впоследствии коллекция распределилась по другим городам. Большая ее часть осела в Сарапуле, но отдельные ценности хранились в Новосибирске и Горьком.

Самую последнюю партию пришлось вывозить уже на машинах и лошадях, так как железнодорожная связь с Большой Землей оборвалась. Она всю войну хранились в подвале Исаакиевского собора.

Самая большая утрата Царского Села — знаменитая Янтарная комната из Екатерининского дворца. Ее не смогли вывезти ввиду боязни повредить. Такова официальная версия. По неофициальной же Янтарную комнату просто не успели демонтировать, так как в августе в Царском Селе осталось всего пять работников и все были женщинами. Единственное, что они смогли сделать, это обклеить Янтарный кабинет обоями и замаскировать панели тряпками. Однако это не помогло, и первым делом немцы демонтировали именно это сокровище. А потом уже начали грабить оставшееся и разрушать памятники и скульптуры.

Петергоф — Сарапул и Новосибирск

Судьба этого музея оказалась самой печальной. Около 14 тысяч экспонатов успели вывезти частью в Сарапул, частью в Новосибирск. Оставшееся спрятали на товарной станции Московского вокзала. Крупные скульптуры закапывали в землю и укрывали в тоннелях Большого каскада фонтанов. Готовили к бомбежке и сами дворцы, но это не уберегло их. Петергоф не просто бомбили, он оказался непосредственно в эпицентре боев и сильно пострадал. А довершили разгром «русского Версаля» занявшие его немцы, уничтожив практически всю парковую скульптуру и даже вырубив деревья.

Коллекция семян Вавиловского института в осажденном Ленинграде хоть и не имела никакого отношения к художественным ценностям, зато была настоящим научным сокровищем. И история ее сохранения полна драматичных подробностей ?:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий