Дети-предатели в Великой Отечественной

дети предатели и диверсанты
Тема участия в войне детей и подростков нашла свое отражения в подвигах ценою в жизнь. Про пионеров-героев знают все. А про детей-предателей?

Тема детского коллаборационизма в Великой Отечественной войне осталась на обочине истории. Как-то не принято было поднимать этот вопрос. Может из-за недостатка сведений, а может из-за щекотливости явления. Все-таки предатель в нашем сознании — это человек, который пошел на сотрудничество с врагом сознательно. А какое сознание могло быть у детей, особенно младшего школьного возраста? Разве можно применить к детскому предательству нормы морали? Можно. И архивные документы беспристрастно рассказывают о детях и подростках, завербованных немецкой разведкой.

За рубашку и чулки

«Вот сидят буржуины и думают, что же это такое им делать? Вдруг видят: вылезает из-за кустов Мальчиш-Плохиш и прямо к ним.

— Радуйтесь! — кричит он им. — Это всё я, Плохиш, сделал. Я зажёг все ящики с чёрными бомбами, с белыми снарядами да жёлтыми патронами. То-то сейчас грохнет!

Обрадовались тогда буржуины, записали поскорее Мальчиша-Плохиша в своё буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья».

Мальчиш-Плохиш
Мальчиш-Плохиш в фильме «Сказка о Мальчише-Кибальчише», 1964 год

Никакой идеологии в предательстве Плохиша в «Сказке о Военной тайне», написанной Аркадием Гайдаром, нет и в помине. Антигерой побежал к врагу исключительно ради «бочки варенья». Вот и в самом начале Великой Отечественной войны дети сотрудничали с врагом из-за бедственного положения, фактически за кусок хлеба. Фокус немецкой разведки тогда сводился на тех, кто потерял родителей и на детдомовцев. Их подкупали, спаивали, давали продукты и новую одежду. Ниже вольный пересказ справки, которую подготовило УНКВД по Смоленской области в Особый отдел Западного фронта.

Время — начало сентября 1941 года. Вблизи линии фронта в районе деревни Ярцево был задержан 11-летний мальчик Иван Петров. В ходе его допроса установили, что Петрова и его приятеля Абраменкова Михаила в середине августа задержал немецкий офицер. Он не бил, не запугивал, а предложил ребятам сходить за линию фронта и выяснить расположение частей Красной Армии. За это он обещал старшему Абраменкову 5000 рублей, а младшему — 2000. В качестве аванса офицер подарил Петрову ботинки и чулки, а Абраменкову рубашку. Немец дал им ракетницу и пять ракет для подачи сигналов в ночное время.

Перейдя линию фронта, подростки свободно курсировали в расположении частей Красной Армии. Абраменков вел записи в тетрадке, а Петров считал технику. Никто на них внимания не обращал. При проверках дети рассказывали, что они местные жители, и их отпускали без досмотра. После сбора сведений и подачи световых сигналов Петров и Абраменков направились через линию фронта к немецким частям. Младшего при этом задержали, а вот старшему с записями удалось скрыться.

Что ими двигало, какие были мотивы у подростков? Страх? Нет. Если бы немцы их запугали, то что мешало Петрову и Абраменкову, перейдя линию фронта, просто сдаться, а то и вовсе утопить сумку с ракетницей и забыть о немце и данном им обещании? Идеология? Тоже нет. Остается материальная выгода. Награда — вот что заставляло их шпионить на нашей стороне.

Беспризорники в первые годы Советской власти
Беспризорники

И таких случаев было немало. Немцы знали на что надавить, и обещание вознаграждения (даже не денег, а просто продуктов) делало свое дело. Так, 3 сентября 1941 года в районе Вязьмы чекистами был задержан 13-летний Коля Шалманов. Совместно со своими сверстниками — Соловьевым, Плисовым и Ивановым, он четыре раза переходил линию фронта и приносил немцам равзведсведения. За это оккупанты кормили подростков и поили их вином. Всего лишь.

Особый случай

Подростковая, а особенно детская психика неустойчива. Детей легко можно обмануть. Например, вовлечь в некую игру или авантюру. Главное при этом заинтересовать ребенка. И именно ребенка, так как немцы не гнушались использовать советских детей, начиная с 6-летнего возраста. Под видом нищих они должны были побираться около железнодорожных станций, а при первой возможности подкидывать в угольные кучи тол, замаскированный под куски угля. Разумеется, КПД таких акций был крайне низок, но кто-то из малышей за конфетку, шоколадку, а то и за доброе слово отправлял эшелоны под откос. Да, их было очень-очень мало. Но нацистов этот факт ничуть не смущал, ведь «рабочий материал» имелся в огромных количествах.

Конечно, с моральной точки зрения это никакое не предательство, а манипуляция детским сознанием. Точно по такой же схеме происходило вовлечение детей и в еще одном задокументированном случае. В июне 1941 года под Псковом в оккупацию попал детский дом, где находились подростки с замедленным психическим развитием. Нет, их не расстреляли. Гитлеровцы поступили с ними по-другому. К детям были приставлены специалисты, которые внушили им, что очень скоро на самолете за ними прилетит мама. После этого подростков вместе с агентами под видом воспитателей отправили в Ленинград. Там больным детям вручили сигнальные ракетницы и расставили около особо важных объектов. Во время налета немецкой авиации те пускали в небо ракеты, так как думали, что это за ними летят их родители.

Немец и советские дети
Немецкий солдат с детьми в оккупированной советской деревне

Прямиком в разведшколу

Отдельная страница в детском коллаборационизме — это разведывательные школы, куда гитлеровцы старались набирать подростков, не задействуя при этом материальные стимулы. Начиналось все вполне обычно — общий лагерь, где детям промывали мозги нацисткой идеологией. Потом смотрели: тех, кто давал слабину, отбирали и отправляли в особый лагерь, где воздействие на психику продолжалось. Третий этап — разведшкола, где из подростков готовили настоящих диверсантов. Им придумывали легенду и забрасывали за линию фронта. Цель: сбор разведданных. Одна из таких школ существовала в Мценске, и нашей контрразведке было хорошо про нее известно.

5 июня 1942 года военная контрразведка задержала несовершеннолетнего Тимофея Рославца, выдававшего себя за сына рабочего-коммуниста с Конотопского завода, которого расстреляли враги в первые же месяцы войны. Легенда от и до вымышленная. На самом деле под фамилией Рославец скрывался детдомовец Николай Кузнецов 1929 года рождения, выпускник Мценской разведшколы. Умело используя легенду (родителей расстреляли нацисты, я пришел мстить за них), он сумел устроиться воспитанником в 18-й армейский запасной стрелковый полк для сбора разведсведений. Был разоблачен агентурным путем.

Немецкая школа диверсантов
Школа диверсантов в Гемфурте

12 января 1942 года при переходе линии фронта Особым отделом Западного фронта был задержан 12-летний Крутиков Николай, сын ветврача, имевший до войны четыре привода за хулиганство. Он показал, что прошел краткосрочные курсы в Мценской разведшколе. Вместе с другими подростками обучался владеть винтовкой, кидать гранаты, обращаться с военными картами и различать воинские звания комсостава Красной Армии.

Прийти и сдаться

Может сложиться мнение, что детский коллаборационизм во время Великой Отечественной войны не являлся чем-то исключительным. Но это не так — гораздо больше было случаев, когда завербованные подростки, попав на нашу территорию, сразу шли сдаваться.

Крутиков и Марекнков
Михаил Крутиков и Петр Маренков, 1943 год

Так, 1 сентября 1943 года в управление контрразведки СМЕРШ Брянского фронта явились два подростка — Крутиков Михаил, 15 лет и Маренков Петр, 13 лет. Они показали, что минувшей ночью были заброшены на разведывательном немецком самолете в район г. Плавска с целью проведения диверсий на железной дороге. Вместе с ними в наш тыл гитлеровцы заслали еще 27 диверсантов-подростков с аналогичными целями. То, как немцам удавалось промывать мозги, говорит тот факт, что из 29 ребят самостоятельно сдались 22 человека. Троих выявили агентурной работой. Судьба четверых неизвестна.

Сложная это тема. Хотя бы потому, что давать однозначную оценку детскому предательству нельзя. С правовой точки зрения это, безусловно, коллаборационизм. А с моральной? Не зря же у нас раньше паспорт выдавали с 16 лет — до этого возраста считалось, что в ребенке еще не сформировалась полноценная личность. Тронь нужные струны в детской душе, заинтересуй, увлеки — и получишь готового диверсанта или шпиона, который не задумывается о предательстве.

Гораздо больше история знает не о предательствах, а о подвигах детей и подростков. И вспоминать все же стоит именно о них ?:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Географ и Глобус
Добавить комментарий